Новости

Тульчинский, Константин Николаевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Источник: Частное собрание

Константин Николаевич Тульчинский (1865, г. Оренбург, Российская империя  – 1939, г. Владимир, РСФСР, СССР) — горный инженер, статский советник.  

Окончил Горный институт в 1895 по первому разряду. Был начальником 2-й горной партии по изысканиям Кругобайкальской железной дороги (исток Ангары – мыс Асламова). С отчетом о результатах работы выступал в Восточно-Сибирском отделе русского географического общества. Позднее занимался исследованиями золотодобычи в Минусинском уезде. В 1905 г. был командирован  на  Чукотский полуостров. В 1906 К.Н. Тульчинский возглавил первую сахалинскую государственную экспедицию, которая провела огромную работу по изучению угольных и нефтяных месторождений. В опубликованной им книге «Очерки полезных ископаемых русского Сахалина» дан ретроспективный анализ угольной промышленности, описаны крупнейшие месторождения коксующихся и бурых углей, сделан вывод о наличии больших запасов нефти и благоприятных перспективах развития нефтяной промышленности острова. Затем работал окружным горным инженером в Ленском горном округе. К.Н. Тульчинский был активным участником Ленских событий в марте–апреле 1912 г. Он пытался всеми доступными ему средствами остановить кровопролитие, но сам попал под обстрел и чудом остался жив. Директор правления «Лензото» Н.И. Бояновский во время допроса так характеризовал К.Н. Тульчинского:

«окружные инженеры, не берущие взяток, причиняют массу неприятностей мелочными придирками без пользы для существа дела, одним из таких был Тульчинский». К.Н. Тульчинский в своих требованиях всегда стоял на почве закона. Его обвиняли в лояльности к рабочим. Сами рабочие в прошении от 7 апреля 1912 г. выразили так свое отношение к К.Н. Тульчинскому: «Мы, рабочие, всегда расположены всей душой к Вам, мы лучше отдадим свою жизнь, лишь только остались бы Вы живы, что бы дали Вы тот справедливый результат, тех печальных пришествий, которых мы рабочие и не желали ни когда».

До сентября 1917 член партии кадетов. После Февральской революции 1917 назначен начальником Нерчинского горного округа. Враждебно принял установление в области Советской власти и подал в отставку. После временного падения Советской власти в августе 1918 вновь вернулся на свой пост и занимал его до 5 ноября 1918. В августе 1919 уехал в Бодайбо. Позднее избирался гласным Читинской городской Думы, член Забайкальского КОБа. Исследовал геологические ресурсы Забайкалья. В 1920-е гг. занимался воссозданием органов горного надзора в Сибири.

Затем проживал в Новосибирске, работал начальником горного надзора Союзкрайсовнархоза. Арестован 10 сентября 1930. Приговорен Коллегией ОГПУ 3 октября 1931, обвинение: по статье 58-7 на 3 года высылки в Минусинск. Был арестован в декабре 1937 как пособник царского режима. Умер в 1939 во Владимирской тюрьме 74-х лет. Реабилитирован 13 июня 1989.

К.Н. Тульчинский — автор множества книг и статей.

Сочинения

  1. О результатах общего геологического исследования по прибрежному направлению Кругобайкальской железной дороги // Известия Общества горных инженеров. 1900. № 8. С. 3–33;
  2. Отчет по командировке на Чукотский полуостров для всестороннего ознакомления на месте с деятельностью Северо-Восточного Сибирского общества. СПб.: Типо-литогр. «Якорь», 1906. 120 с.
  3. Очерки полезных ископаемых русского Сахалина. Томск, 1907. 256 с.
  4. Сибирско-Аляскинская железная дорога. СПб., 1902;
  5. Современные условия золотопромышленности в Минусинском уезде. Томск, 1903.
  6. Геолого-техническое исследование участка Кругобайкальской железной дороги ст. Байкал – Асламов мыс // Геологические исследования вдоль линии Кругобайкальской ж.-д., произведенные под общим руководством проф. И.В. Мушкетова. СПб., 1904. Вып. 1. С. 7–116;
  7. Черемховские каменноугольные копи // Горные и золотопромышленные известия. 1904. № 14;
  8. Ямаровские минеральные воды // Горные и золотопромышленные известия. 1904. № 16;
  9. Заметка о Прибайкальских углях // Горные и золотопромышленные известия. 1905. № 3;
  10. Русский Сахалин и его минеральные богатства. СПб, 1907.
  11. Железнодорожные обвалы // Сибирь. 1908. № 163;
  12. К решению вопроса о железной дороге в Приленский край // Известия общества горных инженеров. 1912. № 5;
  13. Железная дорога в Приленский край (Иркутск – Байкал – Бодайбо). СПб., 1912;
  14. Тульчинский К., Немчинов Ф. Иркутск – Байкал – Бодайбо: К разрешению вопроса о железной дороге в Приленский край. СПб., 1912 и др.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хобта А.В., Гаращенко Алексей Николаевич | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.