Новости

Трубопроводный транспорт в Иркутской области // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Вы здесь

Этапы развития

Начало развитию трубопроводного транспорта в Иркутской области было положено строительством в 1955-1964 гг. магистрального нефтепровода из Башкирии в Сибирь. Магистраль начиналась от Туймазинского месторождения и шла через Курган до Омска. Затем ее продолжили на восток, через города Новосибирск и Красноярск к Ангарску, где к этому времени был пущен в эксплуата­цию нефтеперерабатывающий завод, работающий на привозной не­фти, доставляемой в Восточную Сибирь по железной дороге.

Таким образом, магистральный трубопроводный транспорт на территории области был представлен конечным восточным участком нефтепровода Туймазы — Омск —Ангарск, по которому на начальных этапах поставлялась нефть из Башкирии. Сооружение нефтепровода было завершено в 1964 г. По своей длине (3,6 тыс. км) и грузооборо­ту он стал самым крупным в СССР и одним из протяженных в мире.

С увеличением добычи нефти в Западной Сибири (в Тюменской области) башкирская нефть была заменена тюменской, что сократило расстояние ее доставки в Ангарск почти в два раза. Благодаря этому магистральному нефтепроводу существенно сократились дальние же­лезнодорожные перевозки нефти, вдвое снизилась себестоимость вы­пускаемой нефтехимической продукции.

Рис. 35.3. Магистральные трубопроводы в Иркутской области

Действующие:

  • Две нитки нефтепровода (Красноярск — Ангарск и Омск — Ангарск). Первая нитка (диаметр трубы 700 мм) эксплуатируется около 30 лет; вторая (1032 мм) — 20 лет
  • Этиленопровод Ангарск — Саянск, протяженностью более 230 км
  • Продуктопровод Ангарск — Иркутск

Проектируемые:

  1. Головной участок экспортного газопровода Ковыкта — Монголия —Китай, протяженностью (в пределах Российской Федерации) — 997 км, диаметр трубы — 1420 мм, производительность — более 30 млрд м3
  2. Трасса конденсатопровода Ковыкта — Ангарск (протяженность — 431 км, диаметр трубы — 300 мм, производительность — до 1 млн т в год)
  3. Магистральный нефтепровод Россия — Китай (от Ангарска до Дацина — 2,4 тыс. км, или от Ангарска до БАМа и далее, обойдя Байкал с севера, — на Дальний Восток)

Кроме того, проектируются трубопроводы местного значения:

  1. газопровод (газ будет подаваться для местных топливных нужд) от Братского месторождения к г. Братску (38 км);
  2. нефтепровод от Ярактинского месторождения до пос. Верхне-Марково (90 км, диаметр трубы — 150 мм), где предполагается разместить небольшой нефтеперерабатывающий завод

 

Магистраль Омск — Ангарск планировалось продолжить в 1970- 1980-х гг. далее на восток, до порта Находка. По расчетам Госплана СССР это существенно повысило бы эффективность экспорта нефте­продуктов в страны АТР. Кроме того, в целях бесперебойного и на­дежного снабжения районов Забайкалья моторным топливом, туда из Ангарска намечалось построить продуктопровод до Улан-Удэ и Читы. К сожалению, эти планы так и не были реализованы.

В конце 1970-х гг. в Иркутской области был проложен подзем­ный газопровод от Ангарска до Саянска. Его дли на 232 км, диаметр трубы 219 мм. Он служит для транспортировки этилена в объеме 130 тыс. т в год. Этилен вырабатывается Ангарской нефтехимической ком­панией и используется как сырье при производстве поливинилхлори­да на Саянскхимпроме.

Сооружение в Иркутской области магистральных нефтепровода и газопровода сыграло решающую роль в развитии нефтеперерабаты­вающей и химической промышленности на востоке России, обеспечило предприятия этих отраслей большим количеством дешевого сырья.

Кроме нефте- и газопроводов, в Иркутской области планирова­лось построить магистральный трубопровод БЦБК—Иркут для отво­да очищенных сточных вод Байкальского целлюлозно-бумажного ком­бината за пределы водосборного бассейна Байкала. Сооружение этой магистрали началось в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятым в апреле 1987 г. и посвященным охране Байкала. Во исполнение этого высокого партийно-правитель­ственного документа уже приступили к рубке и расчистке просеки, а в окрестности Байкальска завезли трубы. Однако из-за протестов общественности этот проект не был реализован (подробнее об этом — в гл. 38 данной книги, стр. 336).

Современное состояние. В настоящее время по территории Иркутской области проходят две нитки подземного магистрального нефтепровода Омск — Ангарск и Красноярск — Ангарск, эксплуати­руемые Иркутским районным нефтепроводным управлением, расположенным в Ангарске. Продолжает действовать газопровод (этиленопровод) Ангарск — Саянск, эксплуатируемый ОАО «Саянскхимпром». Имеется продуктопровод Ангарск — Иркутск, по которому по­ставляют авиационный керосин из Ангарской нефтехимической ком­пании в Иркутский аэропорт.

Помимо магистральных трубопроводов, в городах и поселках области созданы локальные сети муниципальных и ведомственных трубопроводов. Они используются для водоснабжения, газоснабжения и канализации. Суммарная их протяженность составляет десятки тысяч километров.

Рис. 35.5. Среди локальных производственно-технологических трубопроводов своими размерами выделяются трубопроводы Ангарской нефтехимической компании, которая производит более 200 наименований продукции нефтепереработки и нефтехимии. Снимок конца 1990-х гг.

 

Кроме того, собственная локальная сеть трубопроводов (техно­логических и бытовых) имеется практически на любом промышлен­ном предприятии области, а на нефтеперерабатывающих и химичес­ких предприятиях их протяженность может достигать десятков и даже сотен километров (рис. 35.5).

Перспективы. Для развития трубопроводного транспорта в Иркутской области имеются все необходимые предпосылки.

Во-первых, в регионе сосредоточены достаточно крупные запа­сы газа и конденсата, имеются ресурсы нефти для удовлетворения местных потребностей в нефтепродуктах.

Во-вторых, сопредельные с областью территории (Красноярс­кий край и Республика Саха) также располагают крупными ресурса­ми углеводородного сырья, поставки которого на переработку могут осуществляться и в Иркутскую область.

В-третьих, промышленное освоение Ковыктинского газоконден­сатного месторождения неизбежно потребует сооружения магистраль­ного газопровода и создания региональной распределительной сети.

В-четвертых, территория Иркутской области может использо­ваться в качестве транзитной при возможных поставках сибирской нефти и газа на рынки АТР. Уже принято решение о прокладке маги­стрального нефтепровода от Ангарска в Китай.

Нефтепроводы и газопроводы местного значения. Развитие нефтегазодобычи на севере области, а также необходимость обеспече­ния поселков и городов севера Иркутской области местными топлив­но-энергетическими ресурсами заставляет развивать сеть местных тру­бопроводов. Использование местных углеводородных ресурсов из­бавляет от перевозок большого объема угля водным и автомобильным транспортом, сокращает так называемый «северный завоз», уменьша­ет бюджетные жилищно-коммунальные затраты в северных районах.

Экспорт углеводородного сырья в страны АТР. В последние годы перспективы развития трубопроводного транспорта в Восточ­ной Сибири связывают с возможным экспортом углеводородного сы­рья в страны АТР, в первую очередь в Китай, Южную Корею и Япо­нию. Действительно, рынки этих стран достаточно перспективны. Быстрый экономический рост сопровождается там увеличением по­требления энергоресурсов. Вместе с тем Япония, Южная Корея, а в последние годы и Китай все больше зависят от импорта первичных энергоносителей, а их ближайшие соседи уже не могут в полной мере удовлетворить их растущие потребности. Добыча углеводородного сырья в Индонезии, Брунее и Австралии — традиционных экспорте­рах нефти и газа в страны АТР — постоянно сокращается. В этой связи Россия все больше становится стратегическим партнером АТР в плане возможных поставок углеводородного сырья. Российский экс­порт позволяет диверсифицировать источники энергоресурсов в этих странах, уменьшить их зависимость от членов ОПЕК.

И еще один фактор, способствующий экспорту нефти и газа в страны АТР. Российские компании, конкурируя между собой, актив­но ищут выход на новые перспективные рынки сбыта. Восточное на­правление экспорта представляется им достаточно привлекательным, поскольку стремительно развивающиеся азиатские страны требуют дополнительного притока сырья и энергоресурсов.

Вместе с тем, экспортируя сырую нефть и газ, необходимо по­мнить, что возрождающаяся российская экономика уже в среднесроч­ной перспективе может потребовать эти ресурсы для своего дальней­шего развития.

Строительство транзитного нефтепровода в Китай и страны АТР

Летом 2001 г. правительства России и Китая подписали соглаше­ние об основных принципах строительства магистрального трубопро­вода для поставок российской нефти в Китай. Сегодня этот российско-китайский проект считается наиболее реализуемым . Он может стать отправной точкой в расширении экспорта российского углеводородно­го сырья на восток, с последующим протягиванием ветки трубопровода в Корею и до нефтеналивных терминалов на побережье Тихого океана.

Нефтепровод Россия — Китай начнется в Иркутской области, от Ангарска. По сути, это будет продолжением магистрального нефте­провода Омск—Ангарск, по которому с 1960-х гг. уже поступает за­падносибирская нефть на Ангарский нефтеперерабатывающий завод.

Протяженность будущей магистрали от Ангарска до Дацина — 2,4 тыс. км. Производительность трубопровода — 20 млн т сырой нефти. Объем ее экспорта в стоимостном выражении — 3-5 млрд долл. в год. Ориентировочные затраты на реализацию проекта — 1,7 млрд дол.

Планируется, что первая нефть поступит в Китай в 2005 г., а начиная с 2010 г. ежегодный объем ее экспорта достигнет 30 млн т.

Сначала нефть будут поставлять только из Западной Сибири. Затем возможны поставки из Восточной Сибири, в частности, из Крас­ноярского края, где осваивается достаточно перспективная Юрубчено-Тохомская зона (ЮТЗ), уже названная «Новым Самотлором». Запасы нефти здесь оценены более чем в 1,5 млрд т, горючего газа — в 1,0 трлн м3. Одно только Куюмбинское месторождение дает сейчас более 500 т в сутки фонтанирующей нефти. В будущем здесь возмож­на ежегодная добыча 35-37 млн т «черного золота». Часть этих ресур­сов планируется экспортировать по магистральному нефтепроводу Россия — Китай.

Сейчас транспортировка добываемой в Красноярском крае не­фти осуществляется по временным схемам, автомобильным и речным транспортом. Однако короткий навигационный период не позволяет увеличить объемы транспортируемого сырья. Необходимо создавать инфраструктуры трубопроводного транспорта. Это потребует круп­ных инвестиций. Строительство только одной ветки от месторожде­ния до существующего магистрального нефтепровода оценивается в 450-500 млн дол., а создание единого комплекса инфраструктуры в ЮТЗ, включающей в себя строительство промысловых нефте- и газо­проводов, автомобильных дорог, линий электропередач и других объек­тов, потребует более 1,5 млрд дол.

Обеспечение безопасности работы

Магистральные нефтепроводы, газопроводы и продуктопрово­ды, а также входящее в их состав технологическое оборудование, являются объектами повышенной опасности. Их случайное повреж­дение может вызвать утечку содержащихся в трубах огнеопасных и токсичных продуктов, привести к пожару или загрязнению окружаю­щей среды, поставить под угрозу безопасность населения. Кроме того, аварийные сбои в поставках углеводородного сырья могут дезоргани­зовать работу промышленных предприятий нефтехимического комп­лекса со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Чтобы исключить возможности повреждения трубопроводов, определяют их охранные зоны. Они устанавливаются в виде участков земли, ограниченных условными линиями, проходящими в 25 м от осей крайних ниток нефтепроводов или газопроводов.

В охранных зонах магистральных трубопроводов запрещается проводить действия, нарушающие целостность сооружения и его нор­мальную эксплуатацию. В частности, запрещается разводить костры, производить земляные работы, устраивать свалки, строить различ­ные сооружения, высаживать деревья. То есть в охранных зонах зап­рещается даже то, что может ограничить доступ к магистрали специ­альных ремонтных служб в случае аварийной ситуации.

Для обеспечения безопасности все магистральные трассы неф­тепроводов обозначаются указателями «Осторожно, нефтепровод!», а газопроводы — «Осторожно, газопровод!».

Читайте в Иркипедии:

Транспортировка ковыктинского газа // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров Михаил Алексеевич, Суходолов Александр Петрович | Источник(и): Экономика Иркутской области: В 3 т. — Иркутск: Изд-во БГУЭП (ИГЭА) : 2002. Т. 3. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2002 | Дата последней редакции в Иркипедии: 05 февраля 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Экономика Иркутской области | Библиотека по теме "Экономика"