Начало развитию трубопроводного транспорта в Иркутской области было положено строительством в 1955-1964 гг. магистрального нефтепровода из Башкирии в Сибирь. Магистраль начиналась от Туймазинского месторождения и шла через Курган до Омска. Затем ее продолжили на восток, через города Новосибирск и Красноярск к Ангарску, где к этому времени был пущен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод, работающий на привозной нефти, доставляемой в Восточную Сибирь по железной дороге.
Таким образом, магистральный трубопроводный транспорт на территории области был представлен конечным восточным участком нефтепровода Туймазы — Омск —Ангарск, по которому на начальных этапах поставлялась нефть из Башкирии. Сооружение нефтепровода было завершено в 1964 г. По своей длине (3,6 тыс. км) и грузообороту он стал самым крупным в СССР и одним из протяженных в мире.
С увеличением добычи нефти в Западной Сибири (в Тюменской области) башкирская нефть была заменена тюменской, что сократило расстояние ее доставки в Ангарск почти в два раза. Благодаря этому магистральному нефтепроводу существенно сократились дальние железнодорожные перевозки нефти, вдвое снизилась себестоимость выпускаемой нефтехимической продукции.
Рис. 35.3. Магистральные трубопроводы в Иркутской области
Действующие:
Проектируемые:
Кроме того, проектируются трубопроводы местного значения:
Магистраль Омск — Ангарск планировалось продолжить в 1970- 1980-х гг. далее на восток, до порта Находка. По расчетам Госплана СССР это существенно повысило бы эффективность экспорта нефтепродуктов в страны АТР. Кроме того, в целях бесперебойного и надежного снабжения районов Забайкалья моторным топливом, туда из Ангарска намечалось построить продуктопровод до Улан-Удэ и Читы. К сожалению, эти планы так и не были реализованы.
В конце 1970-х гг. в Иркутской области был проложен подземный газопровод от Ангарска до Саянска. Его дли на 232 км, диаметр трубы 219 мм. Он служит для транспортировки этилена в объеме 130 тыс. т в год. Этилен вырабатывается Ангарской нефтехимической компанией и используется как сырье при производстве поливинилхлорида на Саянскхимпроме.
Сооружение в Иркутской области магистральных нефтепровода и газопровода сыграло решающую роль в развитии нефтеперерабатывающей и химической промышленности на востоке России, обеспечило предприятия этих отраслей большим количеством дешевого сырья.
Кроме нефте- и газопроводов, в Иркутской области планировалось построить магистральный трубопровод БЦБК—Иркут для отвода очищенных сточных вод Байкальского целлюлозно-бумажного комбината за пределы водосборного бассейна Байкала. Сооружение этой магистрали началось в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятым в апреле 1987 г. и посвященным охране Байкала. Во исполнение этого высокого партийно-правительственного документа уже приступили к рубке и расчистке просеки, а в окрестности Байкальска завезли трубы. Однако из-за протестов общественности этот проект не был реализован (подробнее об этом — в гл. 38 данной книги, стр. 336).
Современное состояние. В настоящее время по территории Иркутской области проходят две нитки подземного магистрального нефтепровода Омск — Ангарск и Красноярск — Ангарск, эксплуатируемые Иркутским районным нефтепроводным управлением, расположенным в Ангарске. Продолжает действовать газопровод (этиленопровод) Ангарск — Саянск, эксплуатируемый ОАО «Саянскхимпром». Имеется продуктопровод Ангарск — Иркутск, по которому поставляют авиационный керосин из Ангарской нефтехимической компании в Иркутский аэропорт.
Помимо магистральных трубопроводов, в городах и поселках области созданы локальные сети муниципальных и ведомственных трубопроводов. Они используются для водоснабжения, газоснабжения и канализации. Суммарная их протяженность составляет десятки тысяч километров.
Рис. 35.5. Среди локальных производственно-технологических трубопроводов своими размерами выделяются трубопроводы Ангарской нефтехимической компании, которая производит более 200 наименований продукции нефтепереработки и нефтехимии. Снимок конца 1990-х гг.
Кроме того, собственная локальная сеть трубопроводов (технологических и бытовых) имеется практически на любом промышленном предприятии области, а на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях их протяженность может достигать десятков и даже сотен километров (рис. 35.5).
Перспективы. Для развития трубопроводного транспорта в Иркутской области имеются все необходимые предпосылки.
Во-первых, в регионе сосредоточены достаточно крупные запасы газа и конденсата, имеются ресурсы нефти для удовлетворения местных потребностей в нефтепродуктах.
Во-вторых, сопредельные с областью территории (Красноярский край и Республика Саха) также располагают крупными ресурсами углеводородного сырья, поставки которого на переработку могут осуществляться и в Иркутскую область.
В-третьих, промышленное освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения неизбежно потребует сооружения магистрального газопровода и создания региональной распределительной сети.
В-четвертых, территория Иркутской области может использоваться в качестве транзитной при возможных поставках сибирской нефти и газа на рынки АТР. Уже принято решение о прокладке магистрального нефтепровода от Ангарска в Китай.
Нефтепроводы и газопроводы местного значения. Развитие нефтегазодобычи на севере области, а также необходимость обеспечения поселков и городов севера Иркутской области местными топливно-энергетическими ресурсами заставляет развивать сеть местных трубопроводов. Использование местных углеводородных ресурсов избавляет от перевозок большого объема угля водным и автомобильным транспортом, сокращает так называемый «северный завоз», уменьшает бюджетные жилищно-коммунальные затраты в северных районах.
Экспорт углеводородного сырья в страны АТР. В последние годы перспективы развития трубопроводного транспорта в Восточной Сибири связывают с возможным экспортом углеводородного сырья в страны АТР, в первую очередь в Китай, Южную Корею и Японию. Действительно, рынки этих стран достаточно перспективны. Быстрый экономический рост сопровождается там увеличением потребления энергоресурсов. Вместе с тем Япония, Южная Корея, а в последние годы и Китай все больше зависят от импорта первичных энергоносителей, а их ближайшие соседи уже не могут в полной мере удовлетворить их растущие потребности. Добыча углеводородного сырья в Индонезии, Брунее и Австралии — традиционных экспортерах нефти и газа в страны АТР — постоянно сокращается. В этой связи Россия все больше становится стратегическим партнером АТР в плане возможных поставок углеводородного сырья. Российский экспорт позволяет диверсифицировать источники энергоресурсов в этих странах, уменьшить их зависимость от членов ОПЕК.
И еще один фактор, способствующий экспорту нефти и газа в страны АТР. Российские компании, конкурируя между собой, активно ищут выход на новые перспективные рынки сбыта. Восточное направление экспорта представляется им достаточно привлекательным, поскольку стремительно развивающиеся азиатские страны требуют дополнительного притока сырья и энергоресурсов.
Вместе с тем, экспортируя сырую нефть и газ, необходимо помнить, что возрождающаяся российская экономика уже в среднесрочной перспективе может потребовать эти ресурсы для своего дальнейшего развития.
Летом 2001 г. правительства России и Китая подписали соглашение об основных принципах строительства магистрального трубопровода для поставок российской нефти в Китай. Сегодня этот российско-китайский проект считается наиболее реализуемым . Он может стать отправной точкой в расширении экспорта российского углеводородного сырья на восток, с последующим протягиванием ветки трубопровода в Корею и до нефтеналивных терминалов на побережье Тихого океана.
Нефтепровод Россия — Китай начнется в Иркутской области, от Ангарска. По сути, это будет продолжением магистрального нефтепровода Омск—Ангарск, по которому с 1960-х гг. уже поступает западносибирская нефть на Ангарский нефтеперерабатывающий завод.
Протяженность будущей магистрали от Ангарска до Дацина — 2,4 тыс. км. Производительность трубопровода — 20 млн т сырой нефти. Объем ее экспорта в стоимостном выражении — 3-5 млрд долл. в год. Ориентировочные затраты на реализацию проекта — 1,7 млрд дол.
Планируется, что первая нефть поступит в Китай в 2005 г., а начиная с 2010 г. ежегодный объем ее экспорта достигнет 30 млн т.
Сначала нефть будут поставлять только из Западной Сибири. Затем возможны поставки из Восточной Сибири, в частности, из Красноярского края, где осваивается достаточно перспективная Юрубчено-Тохомская зона (ЮТЗ), уже названная «Новым Самотлором». Запасы нефти здесь оценены более чем в 1,5 млрд т, горючего газа — в 1,0 трлн м3. Одно только Куюмбинское месторождение дает сейчас более 500 т в сутки фонтанирующей нефти. В будущем здесь возможна ежегодная добыча 35-37 млн т «черного золота». Часть этих ресурсов планируется экспортировать по магистральному нефтепроводу Россия — Китай.
Сейчас транспортировка добываемой в Красноярском крае нефти осуществляется по временным схемам, автомобильным и речным транспортом. Однако короткий навигационный период не позволяет увеличить объемы транспортируемого сырья. Необходимо создавать инфраструктуры трубопроводного транспорта. Это потребует крупных инвестиций. Строительство только одной ветки от месторождения до существующего магистрального нефтепровода оценивается в 450-500 млн дол., а создание единого комплекса инфраструктуры в ЮТЗ, включающей в себя строительство промысловых нефте- и газопроводов, автомобильных дорог, линий электропередач и других объектов, потребует более 1,5 млрд дол.
Магистральные нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы, а также входящее в их состав технологическое оборудование, являются объектами повышенной опасности. Их случайное повреждение может вызвать утечку содержащихся в трубах огнеопасных и токсичных продуктов, привести к пожару или загрязнению окружающей среды, поставить под угрозу безопасность населения. Кроме того, аварийные сбои в поставках углеводородного сырья могут дезорганизовать работу промышленных предприятий нефтехимического комплекса со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Чтобы исключить возможности повреждения трубопроводов, определяют их охранные зоны. Они устанавливаются в виде участков земли, ограниченных условными линиями, проходящими в 25 м от осей крайних ниток нефтепроводов или газопроводов.
В охранных зонах магистральных трубопроводов запрещается проводить действия, нарушающие целостность сооружения и его нормальную эксплуатацию. В частности, запрещается разводить костры, производить земляные работы, устраивать свалки, строить различные сооружения, высаживать деревья. То есть в охранных зонах запрещается даже то, что может ограничить доступ к магистрали специальных ремонтных служб в случае аварийной ситуации.
Для обеспечения безопасности все магистральные трассы нефтепроводов обозначаются указателями «Осторожно, нефтепровод!», а газопроводы — «Осторожно, газопровод!».
Транспортировка ковыктинского газа // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей