Триумфальные арки. Зодчество в Иркутске

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Источник: Oldirkfotocolor.narod.ru
Источник: Иркипедия
Московские ворота
Московские ворота
Автор: Не известен
Автор: Николай Добровольский
Автор: Неизвестен
Источник: Оldirkfotocolor.narod.ru
Автор: Fanzuga
Источник: Русская Википедия
Источник: Oldirkfotocolor.narod.ru
Источник: Иркипедия
Автор: П.А. Милевский

В разное время на территории Иркутска было построено 5 триумфальных арок: в честь губернатора И.А. Пиля, Московская, Амурская, в честь цесаревича Николая и ледяная в честь бойцов 5-й армии. Ни одна из арок не сохранилась.

История

Обычай возводить триумфальные арки известен со времен Древнего Рима. Их сооружали для торжественной встречи полководца-победителя, удостоенного официального возвеличивания - триумфа, отсюда и название. Позднее арки стали устанавливать не только в честь военных побед, но и по случаю других знаменательных событий.

Триумфальные ворота сооружаются не только в столичных городах. Однако в провинциях их чаще всего ставили не в честь военных побед.

«В доброе старое время, когда граждане, осчастливленные посещением какой-либо особы, хотели запечатлеть это событие на память грядущим поколениям, они воздвигали триумфальные арки. Конечно, чаще всего строили эти арки к приезду или проезду государей».[1]

Отличительная черта Иркутска

Из сибирских городов на возведение подобных архитектурных монументов отважился только Иркутск, причем не единожды. Первая из них была поставлена в 1789 году, за ней в 1811-1813 годах возвели Московские ворота, Амурские ворота соорудили в 1858 году, царскую арку — в 1891 году, последняя, арка победителей, поставлена в 1920 году. Таким образом, триумфальное зодчество Иркутска насчитывает почти полтора века.

Триумфальные ворота служили не только напоминанием о делах прошедших. Как архитектурные монументы они не могли не влиять на городскую застройку, внося в нее особые, неповторимые штрихи. Не случайно Московские ворота долгие годы служили своеобразной визитной карточкой города. Триумфальное зодчество Иркутска — оригинальная и самобытная страница сибирской истории и архитектуры.

Арка в честь губернатора (1789)

О первой триумфальной арке города сохранилось единственное свидетельство в летописи В.А. Кротова:

«1789 г. 20 июня в Иркутск прибыл вновь определенный генерал-губернатор Иван Алферьевич Пиль с супругою и замужнею дочерью... Он въехал в город нарочно устроенными триумфальными воротами при пушечной пальбе, и над воротами была следующая надпись:
Красотою твоих хвальных дел,
Иркутска пользу умножая,
Наполни радостью предел,
Императрице подражая».

Неизвестно доподлинно, где была установлена эта арка, из какого материала выполнена, как выглядела, кто был автором проекта, как долго простояла. Однако можно сделать некоторые предположения об авторе проекта невиданных прежде в городе триумфальных ворот. Им мог быть А.Я.Алексеев. Тогда в городе это был единственный профессиональный архитектор. Он получал образование в столице и был знаком со столичным «триумфальным зодчеством». Также он исполнял должность губернского архитектора и по долгу службы должен был заниматься оформлением Иркутска к приезду столь высокой особы. В архитектурных помощниках у него тогда был А.И. Лосев - восходящая звезда иркутского и сибирского зодчества. Возможно, триумфальные ворота были плодом их совместного творчества.

Московские ворота (1813)

В 1760-х годах к Иркутску был подведен сухопутный тракт. Знаменитая в истории Сибири Московская столбовая дорога сменила наконец утомительно долгий и опасный путь. Ниже острожной крепости, в 300 метрах, была организована плашкоутная переправа, связавшая город с трактом. В те времена и помышлять не могли о возведении моста через Ангару.

Московский въезд из четырех городских (другие три — Заморский, Якутский, Кругоморский) считался главным. И когда в дни празднования 10-летия восшествия на престол Александра I (12 марта 1811 года) возникла идея устроить триумфальную арку, выбор закономерно пал на Московский въезд.

Иркутская летопись 1811 года сообщает:

«9 июля торжественная закладка триумфальных каменных ворот на Московском тракте, закладку освещал преосвященный Вениамин при громе орудий».

При этом последовали прекрасной традиции: в фундамент замуровали закладные доски. Изъятые через 107 лет при разборе памятника, эти две металлические доски дали исчерпывающие ответы на вопросы, кто, когда и по какому поводу задумал и осуществил монументальную постройку, ибо к началу XX века история строительства ворот обросла, как это случается, многочисленными легендами. Например, что ворота поставлены в 1812 году для встречи Наполеона или Александра II — смотря кто из них будет царствовать по окончании Отечественной войны и приедет в Иркутск.

В 1813 году у въезда в город, у Московской заставы в начале нынешней улицы Декабрьских Событий, были сооружены триумфальные трехэтажные ворота. Позднее нижний этаж триумфальных ворот использовали под помещение для перевозчиков через Ангару, а в верхнем зале с двумя полукруглыми окнами был помещен городской архив.

Градские парадные ворота строились по проекту Я.А.Кругликова и представляли собой внушительное сооружение. Они имели четыре каменных яруса, высота их достигала 19 метров при ширине 7,1 и длине 16,3 метра. Ширина проезда между пилонами составляла 5,4, а высота до центра сводчатого верха - 10,9 метра.

Два мощных пилона перекрывал аттик сложной формы, включавший два фронтона. По бокам пилонов поднимались восьмиметровые полуколонны. В отделке фасадов были использованы разнообразные лепные украшения. В нишах, обведенных рамками, вписана дата: «12 марта 1811 г.».

В 1912 году несколько легких подземных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Строение, вес которого достигал 75 тысяч пудов, наклонилось в сторону Ангары и в любой момент могло рухнуть. Городской архитектор Бархин поставил перед городской думой вопрос о реставрации памятника, однако после тщательного анализа комиссией был сделан вывод о невозможности имевшимися тогда способами исправить положение. Долгие годы Московские ворота служили визитной карточкой Иркутску и всей Сибири. В 1928 году ворота были разобраны из-за полной ветхости.

Амурские ворота (1858)

16 мая 1858 года в городе Айгуне (ныне территория Китая, город Хэйхэ) на Амуре Н.Н. Муравьевым заключен Айгунский договор с Китаем, по которому установлена принадлежность России Амурского края, а главное — была юридически закреплена граница между двумя государствами. В Иркутске известие было получено 14 июня 1858 года. К 20 августа парадный въезд был готов. В составлении проекта принимал участие А.Е.Разгильдеев, городской архитектор.

21 августа Иркутск праздновал заключение договора. После праздников предполагалось разобрать ворота, так как они ставились временно из дерева и только на период торжеств. Но горожане привыкли к этим воротам, и дума решила их сохранить.

Триумфальные деревянные ворота были воздвигнуты в начале Заморской улицы, которая впоследствии была переименована в Амурскую (сейчас это улица Ленина). Они состояли из столбов, обшитых досками. На фронтоне ворот имелись надписи: с восточной стороны - «16 мая 1858 г.», а с западной — «Дорога к Великому океану». Амурские ворота красились в темно-синий цвет. Они имели длину 11,36 метра и высоту 10,65 метра. Через середину ворот проходил сводчатый проезд шириной 5,3 и высотой 8 метров. Аттик ворот был достаточно скромным. Над завершающим карнизом по периметру шла легкая балюстрада из точеных балясин, прерывающаяся в центре над арочным пролетом. Центральный несколько повышенный объем фланкировался тумбами, которые служили пьедесталами для точеных вазонов. Такие же вазоны на тумбах меньшего объема стояли по углам сооружения. Фасады триумфальных ворот были отделаны так же скромно, профили как бы намечали объемы постаментов и капителей пилонов. Линия арки подчеркивалась накладными полосами, между которыми были помещены мелкие резные розетки. Такой же ряд розеток проходил под филенками на пилонах. Арочный верх опирался на столбы, прямоугольные в сечении, покрытые накладными полосами. Вся отделка выполнена тщательно.

Ворота были сооружены из дерева и довольно быстро начали разрушаться. Через сорок лет после сооружения, в 1891 году, они подверглись серьезном ремонту. На фронтоне появилась новая надпись: «Возобновлено 1891 г.» К середине 1920-х годов ворота пришли в полную негодность и были разрушены.

Арка в честь цесаревича Николая (1891)

В 1890 году, завершив образование, Николай Александрович Романов, будущий Николай II, отправился в кругосветное путешествие. Следуя по Сибири, он посетил Иркутск. Событие это произошло 23-24 июня 1891 года.

О поездке по Сибири цесаревича Иркутск был извещен заранее, и город деятельно готовился к встрече. Кроме обычных для этого случая ритуалов, было решено построить понтонный мост и открыть его в присутствии высокого гостя. Действительно заложенный 3 июня, он был открыт 24 июня, и первым по нему проехал, направляясь в Вознесенский монастырь, цесаревич.

Городское общество за счет своих средств выстроило триумфальную арку. Вероятно, автором проекта был городской архитектор В.А.Рассушин. Царская арка уступает Московским и Амурским воротам. Ее каменный характер, скорее всего, был продиктован окружением старинных памятников города. В ее формах ясно обозначено стремление вернуться к древнерусским элементам зодчества.

Сложенная из красного кирпича, неоштукатуренная, она поднимала на своих фигурных столбах граненый островерхий шатер, завершавшийся государственным гербом России — двуглавым орлом. Столь дорогое для древнерусского зодчества шатровое возглавие как нельзя более уместно было именно здесь, где когда-то стоял древний иркутский кремль. Стариной веяло и от фигурных элементов гирек — в центрах дугообразного соединения столбов. Тексты на лицевых сторонах гласили — от берега Ангары: «Да благословит Господь вхождение Твое», с противоположной стороны: «Да благословит Господь исхождение Твое» и дата «1891 г. июня 23». С запада надпись указывала инициатора сооружения: «От Иркутского городского общества».

Новым властям такая память была не нужна, и триумфальную арку разрушили. Сейчас на ее месте — проезжая часть объездной дороги, проходящей по берегу Ангары.

Ледяная арка в честь бойцов 5-й армии (1920)

Еще одна арка располагалась на берегу Ангары в начале нынешней улицы 5-й Армии, вблизи здания прогимназии Гайдук, в котором ныне располагается общество охраны памятников. Она поставлена в честь военных побед. Победители прошли под ней 7 марта 1920 года. Это были бойцы 90-й бригады 30-й дивизии 5-й Армии.

Стремительное наступление Красной армии способствовало расширению партизанского движения и массовому переходу солдат колчаковской армии на сторону советской власти. Объединенные силы партизан, солдат, рабочих дружин в ходе вооруженного восстания освободили Иркутск к 5 января 1920 года, задолго до подхода передовых частей регулярной армии, которые в тот момент находились в районе Красноярска.

7 февраля в Иркутске был расстрелян Колчак. Угроза реставрации старого режима миновала. Столица советской Сибири готовилась торжественно встретить красноармейцев.

Иркутян не удивило, что в городе снова поднялась триумфальная арка. Но поистине необычным и удивительным был строительный материал, выбранный для архитектурного монумента. Им стал ангарский лед. Глыбы льда, выпиленные из речной толщи, составил остов ворот. Его выровняли, заложив проемы снегом и облив водой. Сооружение увенчали пятиконечными красными звездами. Накануне торжества арку обвили по краям зелеными гирляндами из веток сосны и кедра. Под ледяным арочным проездом могла пройти колонна в шесть человек. Мировая история сооружения триумфальных ворот вряд ли знала подобное зрелище.

Ледяной аркой завершается история триумфального зодчества в Иркутске.

Ледяная арка растаяла — таков ее закономерный конец. Первая триумфальная арка, губернаторская, была разобрана как временное сооружение. Снос Московских ворот в 1928 году объяснялся невозможностью их поддержки. Амурские ворота, как передает устная молва, были снесены из-за ветхости. Царская арка «в добром здравии» и изрядной крепости была убрана, вероятно, по той причине, что была царской. Ничто иное, более важное, при этом принято во внимание не было.

Если Московские ворота накануне сноса подверглись некоторой фиксации, то другие даже не рассматривались как исторические и архитектурные памятники, тем более не принималась во внимание их градостроительная ценность. Их не обмерили, не сфотографировали специально, и представление об их внешнем виде можно получить из случайных фотографий конца XIX — начала XX веков. В документах не зафиксирована дата их сноса. Можно предположить, что царская арка была разобрана в 1917-1918 годах, а Амурские ворота — одновременно с Московскими.

Примечания

  1. Г.К.Лукомский, известный исследователь провинциального зодчества. 1916 г.

Литература

  1. А. Гаращенко, С. Медведев, А. Чертилов. План-панорама Иркутска. — Иркутск, 2002.
  2. А. Гаращенко. Несостоявшийся триумф // Земля Иркутская. — 1999. — № 11.
  3. Кудрявцев Ф.А., Вендрих Г.А. Иркутск: очерки по истории города. — Иркутск: Восточно-сибирское книжное изд-во, 1971.
  4. Лебединский Б.И. Московские ворота. — Иркутск, 1929.

Ссылки

  1. Губернатор Николай Муравьев укрепил границы России // Вести-Иркутск
  2. К юбилею города отстроят Амурские и Московские ворота // Вести-Иркутск
  3. Детская библиотека № 23 на сайт МУК "Централизованная библиотечная система г. Иркутска"
  4. Сообщество "История Иркутска" в Живом журнале

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Скоромец Алена | Оригинальное название материала: Триумфальное зодчество Иркутска | Источник(и): Байкальские вести, газета | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Библиотека по теме "Архитектура и градостроительство" | Иркутск