ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ, нереализованные проекты путей сообщения, коренным образом меняющих транспортную инфраструктуру Сибири.
Задача облегчения сквозного движения по Азиатской России с выходом в европейскую часть страны осознавалась властью уже в XVIII в. До появления железных дорог ее пытались решать за счет строительства каналов. На исходе XVIII в. появился Исетский проект, по которому предполагалось соединить Обь-Иртышский и Волго-Камский бассейны системой каналов через Уральский водораздел. С 1814 начала изучаться возможность соединения бассейнов Оби и Енисея. В 1880-90-х гг. этот проект дошел до практического воплощения, однако Обь-Енисейский канал оказался неудачным ввиду своей маломощности. В связи с планами строительства речных каналов можно рассматривать и проект, появившийся на исходе 1860-х гг.: Переброска части стока сибирских рек.
Еще один проект, связанный с транспортным использованием великих сибирских рек, подразумевал организацию торговли из Сибири по Северному морскому пути. Чтобы избежать плавания по Карскому морю, предлагалось создать Евразийский океанский порт в Баренцевом море в районе Индиги, к которому проектировалась прокладка железных дорог из низовьев Оби и Енисея.
Постройка Транссибирской магистрали дала толчок новым проектам. В 1902 появился план «продолжения» Транссиба к мысу Дежнева и дальнейшего соединения с Аляской посредством тоннеля под Беринговым проливом. Это позволило бы создать сплошной путь: железнодорожную магистраль Париж-Нью-Йорк. Во второй половине 1940-х гг. проектировался к строительству тоннель под Татарским проливом.
Широко и длительное время дискутировались замыслы сооружения железной дороги, параллельной Транссибу, расположенной севернее и замыкающейся на северные морские порты Сибири, а также на железнодорожную сеть Европейской России. Иркутское совещание 1906 о путях сообщения в Сибири полагало необходимым в будущем строительство железнодорожной магистрали на 300-400 км севернее Транссиба, исходя из интересов экономического развития этой местности. Строить в Сибири широтные магистрали предлагало и Особое межведомственное совещание 1916. В годы Первой мировой войны появился первый проект такой магистрали под названием Великий северный путь. Предполагалось, что он соединит Мурманск с Охотским побережьем. Началом реализации этого проекта стали 2 стройки советского времени: Байкало-Амурская магистраль, в основном построенная в 1970-80-е гг., и Полярная дорога, частично построенная до 1953, отчасти восстановленная в 1970-е гг. и на некоторых участках действующая в начале XXI в.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей