Новости

Транспортные проекты // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ, нереализованные проекты путей сообщения, коренным образом меняющих транспортную инфраструктуру Сибири.

Задача облегчения сквозного движения по Азиатской России с выходом в европейскую часть страны осознавалась властью уже в XVIII в. До появления железных дорог ее пытались решать за счет строительства каналов. На исходе XVIII в. появился Исетский проект, по которому пред­полагалось соединить Обь-Иртышский и Волго-Камский бассейны системой каналов через Уральский водораздел. С 1814 начала изучаться возможность соединения бассейнов Оби и Енисея. В 1880-90-х гг. этот проект дошел до практического воплощения, однако Обь-Енисейский канал оказался неудачным ввиду своей маломощности. В связи с плана­ми строительства речных каналов можно рассматривать и проект, появившийся на исходе 1860-х гг.: Переброска части стока сибирских рек.

Еще один проект, связанный с транспортным ис­пользованием великих сибирских рек, подразумевал организацию торговли из Сибири по Северному морскому пути. Чтобы избежать плавания по Карскому морю, предла­галось создать Евразийский океанский порт в Барен­цевом море в районе Индиги, к которому проектировалась прокладка железных дорог из низовьев Оби и Енисея.

Постройка Транссибирской магистрали дала толчок новым проектам. В 1902 появился план «продолжения» Транссиба к мысу Дежнева и дальнейшего соединения с Аляской посредством тоннеля под Беринговым проливом. Это позволило бы создать сплошной путь: железнодо­рожную магистраль Париж-Нью-Йорк. Во второй половине 1940-х гг. проектировался к строительству тоннель под Та­тарским проливом.

Широко и длительное время дискутировались за­мыслы сооружения железной дороги, параллельной Транссибу, расположенной севернее и замыкающейся на северные  морские порты Сибири, а также на железнодорожную сеть Европейской России. Иркутское совещание 1906 о путях сообщения в Сибири полагало необходимым в будущем строительство железнодорожной магистрали на 300-400 км севернее Транссиба, исходя из интересов экономического развития этой местности. Строить в Сибири широтные магистрали предлагало и Особое межведомственное совещание 1916. В годы Первой ми­ровой войны появился первый проект такой магистрали под названием Великий северный путь. Предполагалось, что он соединит Мурманск с Охотским побережьем. Началом реализации этого проекта стали 2 стройки советского времени: Байкало-Амурская магистраль, в основном построенная в 1970-80-е гг., и Полярная дорога, частично построен­ная до 1953, отчасти восстановленная в 1970-е гг. и на некоторых участках действующая в начале XXI в.

В.А. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири