Перегруженность транспортных систем российских городов снижает мобильность населения, приводит к значительным потерям времени, оказывает негативное влияние на эффективность работы городского общественного транспорта. При этом снижается экономический потенциал страны в целом. Действительно, города России задыхаются от автомобильных пробок.
Профессор Александр Михайлов во время практических занятий со студентами
Иркутск не является исключением. Одна из главных причин транспортных заторов на улицах областного центра – высокий уровень автомобилизации, достигшей в настоящее время более высокого уровня, чем это предполагалось в старом Генплане. На одну тысячу жителей мы имеем уже около 300 автомобилей! Между тем строительство уличной дорожной сети, предусмотренное прежними генпланами Иркутска, реализовано всего на 60%. У нас очень перегружен исторический центр. На его территории площадью 400 га в обеденное время одновременно могут находиться около 6–7 тысяч припаркованных автомобилей (!), остро ощущается нехватка парковочных мест и – самое главное – отсутствие транспортной стратегии.
Над решением данной проблемы работают специалисты кафедры менеджмента и логистики на транспорте НИ ИрГТУ, которые в свое время разработали проекты моделирования транспортных потоков для Санкт-Петербурга и Улан-Удэ, а также маршрутную систему Комсомольска-на-Амуре.
По мнению профессора кафедры менеджмента и логистики на транспорте ИрГТУ Александра Михайлова, одна из главных транспортных проблем Иркутска – отсутствие городской кольцевой дороги, которая предусматривалась еще советскими проектировщиками как главное транспортное сооружение областного центра.
– Предполагалось, что по кольцевой дороге можно будет, минуя центр города, всего за полчаса попасть из микрорайона Солнечный в Иркутск II или Ново-Ленино. Считаю, что строительство этой инфраструктуры или резервирование территории под нее должно стать стратегической задачей нашей градостроительной политики. Еще одна проблема касается реально существующей агломерации. В Иркутском районе активно прибывает население – за последние пять лет оно выросло на 80 тысяч человек. Люди живут за чертой города, а работают в Иркутске, пользуются его инфраструктурой, сюда же возят детей в детсады и школы. Однако никто не владеет информацией о размерах этих пассажиропотоков и их распределении. Кроме того, через городской центр проходит большой объем транзитного транспорта. Чтобы решить этот вопрос, важно найти компромисс, который бы устраивал все заинтересованные стороны, так как здесь сталкиваются совершенно противоположные интересы: торговля, автомобилисты, пешеходы, а теперь и велосипедисты, – отметил Александр Михайлов.
По мнению профессора, в областном центре в первую очередь нужно тщательно про- думать маршрутную схему общественного пассажирского транспорта, учитывая при этом состояние организации движения на левобережных подходах к новому мосту через Ангару. Специалисты транспортной лаборатории НИ ИрГТУ могут изменить маршрутную систему общественного транспорта и значительно улучшить сообщение между самым крупным по количеству населения Свердловским районом, расположенным на левом берегу Ангары, где проживает 65% населения, и центром Иркутска на правом берегу, где концентрируются рабочие места и социально- культурные объекты. Для выработки эффективных градостроительных и транспортных решений необходимо понять масштабы ежедневных маятниковых поездок с трудовой целью, которые затрагивают несколько городов – Иркутск, Шелехов, Ангарск, Усолье- Сибирское и Черемхово.
Он подчеркнул, что масштабные исследования для разработки транспортной схемы иркутской агломерации могут быть проведены при поддержке городских и областных властей.
– Мы можем прогнозировать распределение транспортных и пассажирских потоков при разных сценариях развития Иркутска. Объем и продолжительность работ зависит от исходных данных, которых должно быть как можно больше, что позволит значительно повысить точность прогнозов и эффективность предлагаемых мероприятий. Это касается численности населения, мест приложения труда, сбора информации о существующих интенсивности движения и пассажиропотоках. Данная работа может быть достаточно продолжительной, так как транспортным расчетам должны предшествовать пунктуальные обследования.
Например, когда мы несколько лет назад прогнозировали распределение пассажиропотоков при вводе нового моста в Иркутске, то провели анкетирование 6 тысяч человек. При обследовании транспортной подвижности населения были получены показатели качества транспортного обслуживания населения с точки зрения затрат времени на передвижения. Результаты оказались гораздо хуже, чем предполагают градостроительные нормативы, – отметил Александр Михайлов.
Для повышения профессионального опыта кафедра уже несколько лет практикует сотрудничество с немецкими специалистами из университетов городов Штутгарта, Дрездена, Веймара.
В научной конференции, которая прошла в начале октября в Иркутском техническом университете, приняли участие 12 студентов факультета транспорта из Дрезденского технического университета Фридриха Листа. Будущие специалисты в области транспортной экономики и инженерии совершают образовательный тур по России.
Студентов очень удивила работа общественного транспорта в нашем городе, по их мнению, общественное движение не всегда организовано должным образом, людям приходится ждать автобусы, трамваи, троллейбусы достаточно долго. Не все население имеет собственные машины, и многие добираются на работу на общественном транспорте. Поэтому важно, чтобы он работал точно по расписанию. В Германии в настоящее время уделяется большое внимание развитию общественного пассажирского городского транспорта, повышению его привлекательности.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей