Транспорт на Байкале. Автомобильные дороги Прибайкалья // Карнышев А .Д. Байкал таинственный...

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Дороги на Байкале

Для соединения Кяхты с Иркутском, главные центры сибирской торговли в то время, кяхтинский купец Игумнов построил дорогу через перевалы горного хребта Хамар-Дабан. Она и стала называться Кругобайкальской (Игумновской) .
Для соединения Кяхты с Иркутском, главные центры сибирской торговли в то время, кяхтинский купец Игумнов построил дорогу через перевалы горного хребта Хамар-Дабан. Она и стала называться Кругобайкальской (Игумновской) .
Муравьев-Амурский предложил в 1863 году построить новую дорогу, которая должна была проходить из Иркутска через Култук и Слюдянское зимовье вдоль южного берега Байкала до Посольского монастыря (ныне Посольска). Строительство было начато в 1863 и закончено в 1869.
Муравьев-Амурский предложил в 1863 году построить новую дорогу, которая должна была проходить из Иркутска через Култук и Слюдянское зимовье вдоль южного берега Байкала до Посольского монастыря (ныне Посольска). Строительство было начато в 1863 и закончено в 1869.
Источник: ЖЖ
Спуск - Подъем дорога на Гремячинск
Спуск - Подъем дорога на Гремячинск
Источник: www.panoramio.com

Дороги на Байкале тесно связаны с историей России, прежде все­го с освоением Сибири, Забайкалья, Приамурья и Дальнего Вос­тока, а так же с развитием международных связей, в первую очередь, с Китаем, Монголией, Тибетом. В первоначальном своем варианте они, в основном, были пешеходными и конными, и лишь в конце 18-го и на протяжении 19-го века они расстраивались и принимали более  -  менее цивилизованный вид. Об истории дорог «проселочного» характера мы уже говорили (см. раздел «Маршруты...») или еще скажем в разделе о строительстве поляками кругобайкальского «гужевого» тракта. Поэтому лишь кратко остановимся на «потом­ках» таких трасс.

Наиболее распространенными (естественно, кроме водных путей) на Байкале являются автомобильные - асфальтированные и грун­товые дороги. Если просчитать их общее протяжение (естественно, только вдоль берега), то оно сложится из следующих отрезков:

1.    Култук - Посольск - около 250 км, в основном, асфальти­рована;

2.   Посольск - Заречье с мостовой (с 2008г.) переправой через реку Селенга — около 110 км, асфальт перемежается с грунтом;

3.   Гремячинск Усть-Баргузин около 130 км, в основном, асфальтированная; и от Усть-Баргузина до Курбулина - по бере­гам Баргузинского и Чивыркуйского заливов — грунтовка свыше 30 км;

4.   Нижнеангарск — село Байкальское — около 70 км, опять-таки чередование асфальта и грунта;

5.   Урочье Кочерникова - залив Мухур - грунтовая и очень сложная в большей своей части дорога вдоль западного берега в рай­оне Малого моря и далее на северо-восток — расстояние 100 км.

Таким образом, из более чем 2000 километров протяженности бере­гов Байкала проезд на автомобилях возможен по дорогам длиной 690 700 км, т.е. практически по одной трети береговой полосы. Кроме того, «точечные» выходы автомобильных дорог есть в местностях: по­селок Листвянка, село Большое Голоустное, село Бугульдейка, улус Сахюрта - все на западном берегу. Есть своя «собственная» дорога у острова Ольхон, которая проходит от паромной переправы до мыса Хобой и улуса «Узуры», преодолевая расстояние более 70 км.

Если сопоставить уровень сложности и комфортности передвиже­ния по дорогам - «предкам» (XVII-XIX века) и дорогам - «по­томкам» (особенно конец 20 и начало 21 века) и это опять - таки сравнить со многими дорогами за рубежом (да и в центре России), то можно сказать — особых сдвигов нет. Мукой были дороги — предки, такими же остаются для современных автомобилистов — профессио­налов и любителей — в Прибайкалье и современные дороги, несмо­тря на бурное развитие научно-технического прогресса. А.П.Чехов, следуя в Сахалин по этим дорогам в 1890 году и видя их ужасающее состояние, писал в своем очерке: «Говорят, что в городах и селах по сибирскому тракту живут люди, которые получают жалованье за то, что починяют дорогу. Если это правда, то надо прибавить им жало­ванье, чтобы они, пожалуйста, не трудились починять, так как от их починок становится все хуже и хуже» (335, с.26). Эти слова стоит повторить в отношении некоторых сегодняшних дорожных мастеров и благодетелей из организаций, которые их финансируют. Только Бог, наверное, знает, сколько денег зарыто в наши дороги, а сколько ушло на дополнительное «жалование» этих людей.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015