Транспорт // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТРАНСПОРТ, отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.

В Сибири перевозки традиционно осуществлялись посредством гужевого транспорта и водных путей сообщения. Главной задачей в развитии транспорта в первые столетия после прихода русских в Сибирь было создание системы трактов (см. тракт почтовый). К началу XIX в. эта сеть в основном сложилась; стержнем ее явился Сибирский тракт. С середины XIX в. качественно изменились перевозки по воде: речной транспорт стал пополняться пароходами. Пароходство стало одной из основных отраслей приложения частных капиталов в Сибири. Одновременно в европейской части страны ширилось применение паровых машин для сухопутных перевозок — быстро развивался железнодорожный транспорт. За Уралом железная дорога  появилась в 1890-е гг. Транссибирская магистраль сразу приобрела роль транспортные артерии между востоком и западом; дороги, по которым осуществлялись гужевые перевозки, выпол­няли функции капилляров. Транссиб вел к воротам на зарубежные рынки — Владивостокскому порту.

Появление во второй половине XIX в. новых мощных транспортных средств породило транспортные проекты, нацеленные на создание сквозных маршрутов (речных и железнодорожных). Из смелых замыслов тех десятилетий прочно вошел в жизнь лишь один — связать Сибирь с Европой через северного моря. На этой основе был создан Северный морской путь.

Между тем на исходе XIX в. появились новые виды транспорта: автомобильный, авиационный, трубопроводный. До конца 1920-х гг. они не играли существенной  роли, уступая по объемам перевозок железным дорогам и пароходам. С 1930-х гг. значе­ние автомобилей заметно повысилось. Их преимущества — сокращение времени в пути и доставка «от двери до двери» без дополнительных перегрузок. По мере расширения дорожной сети перевозки автомобильным транспортом стали вытеснять водные и железнодорожные вначале на коротких, затем на средних и дальних расстояниях. Но если в мире к 1970-м гг. на автомобили приходилась основная доля грузовых пере­возок (а в совокупности с авиацией — также пассажирских и почтовых), то в России главную роль в дальних перевозках сохранили железные дороги. На развитие железных дорог в 1920—30-е гг. на­правлялось не менее 2/3 транспортных капиталовложений, за счет чего были построены вторые пути на всем про­тяжении от центра страны до Владивостока, а где-то — и новые магистрали (например Турксиб).

В Великую Отечественную войну резко увеличилось значение дальневосточного  морского транспорта. На тихоокеанские маршру­ты пришлась половина всех морских грузов, отправленных в СССР по ленд-лизу. Вдобавок к Владивостокскому порту в 1942—43 начали строить морские порты в Наход­ке, Ванино, Петропавловске-Камчатском; в 1944 их первые терминалы вступили в строй. Война также высветила значение авиации и автотранспорта, которые получили ускоренное развитие в послевоенные годы. Вместе с тем общий объем капитальных вложений в транспорт после войны снижался: в четвертой пятилетке он составил 12,3 % суммарных капитальных вложений, в 6-й — 8,6 %.

Внимание к железной дороге вновь повысилось в середине 1950-х гг. Масштабная реконструкция (включая электрификацию) позволила увеличить провозную способность железной дороги за 1955—65 в 2 раза и в дальнейшем сосредоточить усилия на развитии других составляющих единой транспортной сети. Особенно высокие темпы роста со второй половины 1960-х гг. показывал трубопроводный транспорт. От крупнейших сибирских месторождений на юг и запад протянулись многочисленные нефте- и газопроводы (см. трубопроводы магистральные). Трубопроводный и автомобильный транспорт  приобрели приоритетную роль в советской транспортной системе в 1975—85. Капитальные вложения в транспорт в целом вновь достигли 12 %. В эти годы в Сибири велось крупное железнодорожное  строительство (Байкало-Амурская магистраль) наряду со строительством крупнейшего на Дальнем Востоке и самого современного в стране Восточного порта в Находке.

В последнее десятилетие XX в. новое транспортное строительство практически прекратилось, грузооборот у дейст­вующих перевозчиков резко уменьшился, даже железные дороги оказались загружены лишь наполовину. Улучшение экономических условий в начале XXI в. выдвинуло на первый план следующие факторы развития сибирского транспорта: добыча нефти и газа в Тюменской области, спрос на углеводородное сырье со сторо­ны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стремление сделать Транссиб и БАМ частью международного транзитного пути. Эти обстоятельства предполагают строительство сети опорных автомагистралей в районах нефте- и газодобычи, прокладку трубопроводов в южном и восточном направлениях, ремонт железнодорожного полотна для приведения его в соответствии с меж­дународными стандартами. Главной особенностью России и Сибири в области транспорта остается господствующее положение железнодорожного транспорта и относительно малая роль автомобильного.

Лит.: Зотов Д.К., Ушаков С.С. Проблемы развития транспор­та СССР. М., 1990; Ламин В.А., Пленкин В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке стра­ны. Екатеринбург, 1999; Ткаченко В.Я., Перцев В.П. Сухопутный транспорт Сибири. Формирование опорной сети железных и авто­мобильных дорог. Новосибирск, 2003.

А.К. Кириллов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири