ТРАНСПОРТ. До 1809 в Сибири не существовало сколько-нибудь упорядоченного управления путями сообщения. Лишь с введением такого в губерниях Европ. России и принятием закона о «водных и сухопутных сообщениях» был образован особый X Округ путей сообщения, к-рый существовал 13 лет до 1822. 22 июня был утв. Устав сухопутных сообщений. В обеих частях Сибири для устройства и руководства путями сообщения создавались спец. управления с небольшим штатом: начальник, его помощник, 2 инженера, канцелярия и чертежная. В уездах: надзиратель и помощник из офицеров, строит. отряд и военно-рабочая бригада. До принятия устава вся работа по содержанию и устройству сухопутных путей лежала на здешних обывателях. Новый закон заменил эту тяжелую повинность денежным земским сбором на содержание рабочих команд, основу к-рых составляли ссыльные. Первым и долгое время единственным внутригор. видом Т. были легковые извозчики, появившиеся в 1837. В 1900 для удобства горожан на извозчичьих биржах стояло 316 экипажей. Действовала в Иркутске и ломовая биржа, здесь занимались доставкой товаров и кладей на суда, с судов в таможню, в склады, дров по домам, леса и грузов. 26 нояб. 1899 местные газеты сообщили о появлении нового вида обществ. транспорта. Гор. власти дали разрешение на хождение двух омнибусов (больших экипажей, запряженных четверкой лошадей). В омнибусе было 12 мест. В кон. XIX в Иркутске разрабатывались проекты создания трамвая. Вначале проектировали конно-железную дорогу, но осуществление проекта было признано слишком дорогим. Следом появился проект электрической гор. ж. д. В 1899 в Иркутске появился автомобиль, привезенный из Франции (скорость его была 15 верст в час.). Вскоре машин в Иркутске стало так много, что владельцы их обратились в гор. управу с ходатайством установить «различную нумерацию для автомобилей, занимающихся перевозкой пассажиров, и автомобилей, служащих исключительно владельцам их». Первая автобусная линия в городе открылась в сер. 1920-х. В 1926–1927 в Иркутске 6 автобусов перевозили в среднем по 4 тыс. пассажиров за день. В 1940 открылись еще 3 автобусных маршрута. Но автобусов, а также легковых и грузовых автомобилей до 1950-х в Иркутске было мало. В сер. 1950-х в городе имелось уже 10 автобусных маршрутов. Большое значение приобрело развитие электрического Т. В 1947 по городу прошел первый трамвай, а в 1972 – первый троллейбус. К 1990-м все основные части города были связаны обществ. Т. По сведениям за 1999 перевозку пассажиров в городе обеспечивали 4 муниципальных предприятия, имевших 73 трамвая, 83 троллейбуса и 409 автобусов. В 1990-х число автобусов сократилось, их в значительной степени заменили частные маршрутные такси (768 машин). Летом перевозки пассажиров по Ангаре и через нее выполняли пароходы (1-я пол. ХХ) и несколько речных трамваев (2-я пол. ХХ).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей