Изучение всего комплекса культурных традиций жизнеобеспечения и воспитания детей у бурят показало, что они имели свои специфические черты, характеризующиеся общностью и стабильностью во всех районах Бурятии. Дети в традиционной системе ценностей бурят занимали особое место и считались главным богатством человека, и чем многодетнее была семья, тем счастливее были родители.
Поскольку многодетность всегда почиталась за счастье, родителям, имеющим много детей, оказывалось больше почтения и уважения. Остаться без потомства - значило не продолжить рода, не сохранить домашнего (родового) очага, а этого больше всего страшился любой член общества. Урэтэй хун - зула, урэгуй хун ула ("Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве") - гласит народная мудрость. Отсутствие детей было самым большим несчастьем для бурят и рассматривалось как наказание свыше.
Если бурят умирал бездетным, говорили: Гал гуламтань унтараа! ("Очаг его потух!"). Именно поэтому самая страшная клятва бурята заключалась в словах "Пусть потухнет мой очаг!"
Бездетность рассматривалась не только как беда супругов, но и беда всей семьи, всего родственного коллектива. Поэтому у бурят существовали различные поверья, магические обряды и приемы, к которым прибегали для избавления от этого несчастья.
Отсутствие или наличие детей во многом определяли отношение к женщине и в семье, и в обществе. Бесплодие женщины, когда терялась всякая надежда на рождение потомства, расценивалось не только как известная ее неполноценность, но и столь большой недостаток, с которым связывалось много разных недобрых суеверий.
В силу существования таких представлений у бурят способность женщины к деторождению считалась самым важным ее достоинством, а потому еще при выборе невесты для сына из-за опасения и страха перед возможной ее бездетностью особое внимание обращалось на телосложение девушки с точки зрения способности к деторождению.
Желание иметь детей, сознание необходимости продолжения рода были настолько велики, что они породили обычай усыновления, ставший распространенным и повсеместным явлением у бурят. Каждая бездетная семья старалась усыновить детей, особенно мальчиков, чтобы они продолжили род. Брали на воспитание и девочек. Многодетные семьи охотно делились своими детьми с теми, у кого их не было. В знак благодарности новые родители дарили им шубы, рубашки, лошадь, корову. Большей частью усыновляли детей своих родственников в младенческом возрасте, но иногда и в возрасте 3-10 лет. Брали детей и у чужих людей, нередко у соседних русских крестьян-старожилов и переселенцев. Русский ребенок, по понятиям бурят, был огражден от козней злых духов, считался физически более крепким и поэтому имел больше шансов выжить. Если же дети оставались сиротами, усыновить их считалось естественным и почетным даже теми, у кого были свои собственные. Приемные дети пользовались всеми теми же правами, что и собственные.
Рождение ребенка, особенно сына, было одним из самых значительных событий в жизни семьи. В мальчике видели не только наследника, будущего хозяина и продолжателя рода. Он с самого рождения зачислялся как мужчина в состав общины и при переделах общинных покосных угодий получал "душевой" надел, в чем немало была заинтересована семья. Рождение девочки, хотя и оно было важным событием в семье, встречалось менее радостно, чем рождение сына. Тем не менее, чем больше рождалось детей, тем счастливее были родители.
Человек, у которого родился ребенок, как бы переходил в другую, более достойную категорию людей. Отныне его называли не собственным именем, а отцом или матерью такого-то, по имени ребенка - Дашиин аба или Дашиин баабай (отец Даши), Сэсэгэй эжы или Сэсэгэй мамуу (мать Сэсэг). Такое величание по имени ребенка было самой почтительной формой обращения.
Бедой дореволюционной Бурятии была чрезвычайно высокая детская смертность. Потому именно эта сфера семейной жизни - сохранение и воспитание детей - отличалась особенно высокой сакральностью.
Буряты, находясь во власти религиозных представлений и суеверий, объясняли недуги, болезни и смерть детей враждебными действиями злых духов, что способствовало сохранению и живучести довольно сложной системы детской обрядности. Существовали различные приемы по сохранению здоровья и жизни ребенка. Самым действенным средством считалось умилостивление или изгнание злых духов с помощью шаманов и лам разными жертвоприношениями, на которые не скупились родители. У буддистов каждый человек с рождения по определению ламы имел своего гения-хранителя, которого требовалось чтить всю жизнь, ему поклоняться и молиться, чтобы избежать возможных несчастий. У бурят-шаманистов стремление сохранить жизнь детей приводило к тому, что они начинали верить в силу крещения. Отступление от шаманизма и принятие христианства, по их представлениям, могло избавить их детей от посягательств злых духов. Многим отчаявшимся родителям казалось, что у принявших христианство бурят, даже самых бедных, дети остаются в живых, в то время как у шаманистов при самом лучшем, по их понятию, уходе много детей умирает. Именно это обстоятельство заставляло склоняться в пользу христианства и истых шаманистов.
Такое представление о пользе крещения могло сложиться в связи с тем, что в отдельных бурятских улусах местное население, приобщившись к земледелию, раньше перешло к оседлому образу жизни. Их бытовые условия были несколько лучше, а смертность детей ниже. Население таких улусов было большей частью крещеным.
Однако наивная попытка избежать большой смертности детей только принятием новой религии - христианства, естественно, не меняла дела. Понятно, что и те, кто по этим мотивам принимал крещение и зачислялся в "стадо Христово", не отходили от шаманства и оставались во власти своих старых верований, соблюдая прежние религиозные обряды, посещая при этом только для формы церкви и общественные православные богослужения.
Большая любовь к детям, стремление сохранить их жизнь при существующей высокой смертности порождали и поддерживали у бурят веру в различного рода обереги и магические действия. Соблюдение и их исполнение, в представлениях бурят, были столь обязательными и существенными, что их придерживались повсеместно с момента рождения ребенка. Из всего комплекса обрядов и церемоний чрезвычайно ответственным и заботливым было отношение к последу, поскольку считалось, что послед - это душа ребенка, и жизнь новорожденного зависела от того, какие предосторожности предпринимались относительно последа. Потому захоронению последа, его убережению буряты придавали исключительно важное значение. Действия, связанные с этим обрядом, основывающиеся на архаичных религиозных представлениях, соблюдались в различных вариациях всеми бурятами.
Через несколько дней после родов, когда у ребенка отпадала пуповина, справляли обряд улгыдэ оруулха - обряд первого пеленания и укладывания ребенка в колыбель. По существу, это было празднованием, семейным торжеством по случаю рождения ребенка. Собиралось много гостей: родственники и соседи с детьми. В зависимости от материального состояния родителей специально для этого торжества кололи бычка или барана. Но поскольку главным в этом празднике было исполнение обряда улгыдэ оруулха, все торжество носило это название (Обряды в традиционной культуре..., 2002. С. 74-76).
Любая колыбель, старая или новая, перед обрядом первого пеленания ребенка очищалась огнем и окуривалась дымом можжевельника или богородской травы. Трижды вокруг колыбели обносили жертвенник с горящими углями и благовонными травами. Обычай окуривания колыбели был связан с верой в магическую силу огня, который не только очищал колыбель от нечистой силы и всякого зла, но и обеспечивал ребенку в будущем его спокойствие, сон и безопасность.
У всех локальных групп бурят был известен праздник милаангууд (милаага, милаагад), посвященный ребенку.
Милаангууд - древний обычай, его первоначальный смысл, вероятно, представлял собой посвящение, прием в члены родового коллектива нового человека. Для милаангууд - обязательного празднества - обряда в честь каждого ребенка - необходимо было приготовить столько мяса и угощений, чтобы их не только хватило на всех присутствующих, но и каждая семья непременно могла бы получить определенную долю домой. Каждый пришедший на милаангууд, в свою очередь, обязательно приносил подарок, чаще деньги (или указывал какую-либо скотину), причем подарок был не от семьи в целом, а от каждого участника. На протяжении столетий этот древний обычай трансформировался, претерпел в каждой локальной группе свою эволюцию. И потому в дореволюционные годы он в разных местах имел свои особенности.
Постоянная боязнь потерять ребенка и чрезвычайная забота, которой его окружали, выражались и в соблюдении всевозможных предохранительных мер, оберегов, магических церемоний и обрядов. В дом или юрту, где был новорожденный, в течение первого полугодия, а иногда и до года не допускались посторонние, кроме ближайших родственников, чтобы уберечь ребенка от нечистой силы или дурного глаза. Считалось, что злые духи могут пройти в дом вместе с чужими людьми, и ребенок заболеет или станет беспокойным. В знак запрета около домов и юрт устраивались специальные опознавательные знаки. У кудинских и верхоленских бурят перед входом в жилище (дом, юрту) протягивали сплетенную старыми женщинами волосяную веревку (из конского хвоста и гривы), увешанную ленточками, деревянными кубышками, напоминавшими колотушки от бубнов, а иногда колокольчиками. Случалось, что к веревке прикрепляли изображение лука и стрелы, змеи, обруч (обод бубна) и т.д. Все эти предметы (сторожевые знаки) предназначались для отпугивания злых духов и назывались зэг. У ольхонских и некоторой части кудинских бурят в качестве таких знаков ставили березку, от которой к стене жилища протягивалась волосяная веревка с навешанными на нее лоскутками, ленточками или кусок невода. У балаганских и аларских бурят в качестве сторожевых знаков использовались колючие ветки сосны, шиповника и боярышника, которые развешивались снаружи над входом в дом. Иногда у входа ставили старый чугунный котел или кувшин с палкой. При наличии этих предупредительных знаков никто из посторонних не входил в жилище, если посторонние приходили по какому-нибудь делу, то, не заходя в жилище, звали хозяев. В тех же случаях, когда почему-либо нужно было непременно войти в дом, громко стучали по чугунному котлу (злые духи боялись этого шума) и звали хозяев. И те выносили горящие угли или головешку, через которые пришедшие перешагивали, чтобы очиститься.
К комплексу предохранительных мер для сохранения жизни ребенка относились и обереги от злых духов. Повсеместно оберегами считались нож или кнут, которые родители кладут под матрасик ребенка, когда его оставляли одного или с маленькими детьми. К колыбели в качестве оберегов привешивали следующие предметы: бедренную кость, миниатюрный молоток, нож и стрелы. Оберегами также служили шкурка и крылья филина или его голова, которые вешали на стену около колыбели ребенка или над входной дверью. По воззрениям бурят, злой дух боялся филина. Боялся он якобы и волка, поэтому новорожденного заворачивали в волчью шкуру. Охранительное значение придавалось и рисункам на колыбели, вырезанным на ее стенках и изображавшим лук с положенной на него стрелой, как бы готовой к полету. Оберегами считались также ветки шиповника, которые привешивали над дверью или на колыбель.
В качестве защитников детей буддисты приглашали лам, а шаманисты - шаманов. Они считались покровителями (найжи), оберегающими детей, и исполняли различные необходимые обряды. Кроме того, у шаманистов в системе почитаемых божеств и духов были и особые духи - покровители детей (у разных групп свои), к которым обращались, устраивая молебствия-жертвоприношения, прося защиты и помощи. Покровителями детей считались и заяны - покровители семьи и семейного очага, которым совершали специальные обряды жертвоприношения {Басаева. 1991. С. 78-84).
Традиции ухода за детьми и их воспитание имели у бурят свои специфические черты и отличались общностью и стабильностью во всех районах проживания бурятского населения. Существовали сложившиеся приемы кормления детей, способы их физического закаливания. Отношение старших к детям отличалось исключительной мягкостью. Не принято было детей наказывать: всякое физическое воздействие, особенно порка, считались вредными для их здоровья.
Поскольку основной сферой социализации детей в традиционном обществе была семья и семейно-родственная группа, то и у бурят дети с малых лет приобщались к труду, усваивали весь комплекс народных знаний, выработанных предшествующими поколениями, необходимых для ведения скотоводческого, земледельческого, промыслового хозяйства, постигали своеобразные экологические знания во всем их разнообразии очень бережного, осторожного, внимательного отношения к окружающей природе.
Вся система трудового и нравственного воспитания детей имела свои этнические традиции, сложившиеся в течение столетий. Детей к труду привлекали довольно рано, что диктовалось не только хозяйственными потребностями, но и нормами народной педагогики. Передача практических знаний, конкретных хозяйственных навыков, семейно-общественных, этнокультурных норм осуществлялась от поколения к поколению, главным образом, в семье. А вся система трудового воспитания детей обуславливалась крестьянским бытом, основанным на натуральном, полунатуральном, а затем и товарном хозяйстве.
Одна из главных особенностей нравственного воспитания заключалась в том, что детям с раннего возраста прививалось послушание, почтительное отношение и уважение к родителям и вообще к старшим, особенно к старикам. Ослушаться, выказать пренебрежение, спорить со старшими считалось в высшей степени недостойным и непозволительным. Прививались и тесные родственные отношения ко всем членам семейно-родственного круга и готовность оказания помощи тем, кто в этом нуждался, как к своим близким. Ребенок с детства приобщался и к нормам и правилам этикета, принятым в обществе.
В формировании нравственных принципов, привычек решающую роль играли нравы, традиции и обычаи народа. Дети в повседневной жизни на примере соблюдения старшими принятых в обществе норм и правил взаимоотношений, проявления доброты, чести и справедливости воспринимали и усваивали эстетические и этические идеалы народа, его представления о человеческих добродетелях и пороках. Высоко ценили в народе такие качества, как трудолюбие, честность, справедливость, доброжелательность, скромность, мужество, которые родители старались воспитать в детях. Огромную роль в воспитании этих качеств играли произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражена народная система ценностей и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость, эгоизм и другие человеческие пороки. Вообще знакомству с фольклором у бурят придавалось большое значение. Слушая рассказы стариков, дети проходили своеобразную домашнюю школу, усваивали богатейшее наследие устного народного творчества, знакомились с историей и генеалогией рода, племени. Первая учеба начиналась с детских считалок, загадок, пословиц, поговорок, затем переходили к детским сказкам, далее к сказаниям, преданиям, легендам, мифам. Родители, особенно старики (дедушки, бабушки), всячески старались привить детям любовь к старине, заставляли их запоминать родословное древо, рассказывали об именитых людях рода, улуса и т.д. Знание всего этого считалось обязательным для каждого бурята. Неосведомленных или мало знающих историю и фольклор народа презрительно называли нэрэбэй нэлдэр, солобэй сохо (некто без имени, жук без разума, славы). Поощрялись и высоко ценились остроумие, умение импровизировать, знание шуток-прибауток, присловий, юролов. Вечеринки, молодежные сборища, семейные торжества, общественные праздники не обходились без состязаний острословов, знатоков фольклора, сказителей.
Наиболее способные и одаренные дети, обладающие хорошей памятью, проходили учебу у сказителей, улигершинов, тухешинов (исполнителей эпоса, рассказчиков исторических преданий), усваивая историю, обычаи, поэтический склад языка, эпические традиции, композицию и т.п., то есть сложившиеся художественные традиции. Например, классическое исполнение героического эпоса требовало от рапсода умения петь под аккомпанемент хура — смычкового струнного инструмента. Это значило владеть искусством игры на хуре, знать весь строй образности народного языка, уметь широко использовать метафоры, эпитеты, сравнения, аллитерацию, ассонансы и другие средства словесного искусства. Овладевшие всем этим комплексом знаний и мастерством исполнения высоко почитались в народе, были гордостью общества, улуса, рода.
Если вся система этических норм, обычаев, традиций, малые жанры фольклора прививались детям в семье в повседневном быту, то передачей молодежи всей системы знаний по истории, генеалогии, мифологии и других жанров устного художественного творчества занимались наиболее осведомленные старики каждой родственной группы, а затем и улуса. Знатоки, заинтересованные в достойном продолжении традиций, всего духовного наследия народа собирали ребятишек, молодежь и передавали им свои знания. Их рассказы, повествования на разные темы, песни привлекали много детей, подростков, молодежь и нередко могли продолжаться ночи напролет. Их дома превращались в своеобразные улусные клубы, куда собирались не только молодые, но и старики (Балдаев. 1961. С. 33-36, 40-41).
Постановка же просвещения, школьного обучения среди бурятского населения была на низком уровне. Причем и в тех немногих существовавших школах (училищах) обучали детей русской грамоте, усвоение которой было для них непростым делом. Довольно распространенным явлением в бурятском быту, особенно к концу XIX в., становится обучение детей в домашних условиях, причем не только русской, но и старомонгольской и тибетской грамоте. Если для частного обучения детей русской грамоте в качестве учителей нанимали образованных людей из бурят, миссионеров, нередко и политических ссыльных, то старомонгольской и тибетской грамоте обучали их ламы или грамотные старшие члены семьи.
С начала XX в. постепенно увеличивается число правительственных школ. Так, в 1911 г. в начальных школах Иркутской губернии обучалось 3249 бурят, из них 2607 мальчиков и 642 девочки. В целом процент обучающихся был ничтожно мал. Обучением в основном были охвачены дети состоятельных родителей. Девочек в школах было крайне мало, но все же первый шаг в их просвещении был сделан.
Итак, воспитание детей в прошлом заключалось в заботе о том, чтобы сохранить их и передать им все богатства производственных и этнокультурных традиций, наследие духовной культуры народа. Последовательное усвоение этих богатств, норм социального поведения в духе этнических установок, приобщение к новым условиям жизни было основой социализации подрастающих поколений. Таким образом, семья выступала в качестве стабилизирующего начала в функционировании и развитии этноса, что особенно ярко проявлялось в трансмиссии этнокультурного наследия.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей