ТОРГОВЛЯ РОССИЙСКО-АЗИАТСКАЯ , система торговых отношений между Россией и южными соседями Сибири. Возникла в начале XVII в. Понятие использовалось до установления советской власти.
После присоединения Западной Сибири к Русскому государству купцы Тюмени, Тары, Тобольска, Томска и других городов устанавливали торговые связи с Джунгарским ханством и Восточным Туркестаном. На Ирбитской ярмарке и других сибирских ярмарках стали появляться азиатские товары, доставляемые джунгарским и уйгурским купеческими караванами. Особенно важную роль в торговле российско-азиатской этого периода играла Ямышевская ярмарка, проводившаяся у Ямыш-озера, где добывалась соль. Регулярные поездки русских на Ямыш-озеро относятся к 1620-м гг.; приезжали сюда и местные народы. В итоге появилась ярмарка, которая начиналась 15 августа и продолжалась 2-3 недели. В конце XVII в. основной предмет русского торга - выделанная кожа (юфть), составлявшая свыше 75 % экспорта. Среднеазиатские купцы привозили китайские, турфанские, яркендские, бухарские ткани (китайку, дабу, выбойку, бязь), доля которых в стоимости товаров достигала 80-98 %. В конце XVII в. из-за набегов кочевников в работе ярмарки произошел перерыв. Возродилась она после постройки для ее охраны Ямышевской (1715), Железинской (1717) и Семипалатинской (1718) крепостей. В 1728 из Джунгарии в Тобольск привезли товаров на 12,2 тыс. руб., в Джунгарию вывезено на 18,4 тыс. руб.
В связи с перерывом торговли на Ямышевской ярмарке получила развитие казенная караванная торговля в Восточной Сибири, которая по Нерчинскому договору (1689) приобрела официальный статус. До 1703 караваны в Китай шли через Нерчинск, а с 1703 - через Селенгинск и Монголию. Основной статьей экспорта являлась пушнина. За период 1693-1728 в Пекин отправились 11 караванов, которые вывезли и ввезли товаров на 1 млн 170 тыс. руб. Частная торговля с китайцами русским купцам разрешалась только в Урге (Монголия) и Науне (Маньчжурия). В начале XVIII в. русское купечество стало активнее осваивать торговые пути через Саяны, Хангай, Гоби и Калган.
В 1740-х гг. русско-джунгарская и русско-уйгурская торговля была сосредоточена в основном в приграничных районах - в Семипалатинске и Ямышевской крепости, где появились таможни; в то же время торговые караваны из Джунгарии, Восточного Туркестана, Средней Азии до середины 1750-х гг. посещали Томск, Тару, Тобольск и другие сибирские города.
Прямые торговые связи между российским и китайским купечеством в Центральной Азии установились после завоевания Цинской империей Джунгарии и Восточного Туркестана во второй половине XVIII в. Завоеванные территории стали наместничеством Синьцзян («Новая территория», или «Новая граница»).
Внешнеторговаая политика цинского двора в Синьцзяне носила противоречивый характер. С одной стороны, она определялась традиционной политикой самоизоляции, а с другой - насущной потребностью в продовольствии и промышленных изделиях. Поэтому торговые отношения России и Синьцзяна развивались в 2 направлениях. 1-е - посредническая торговля казахских и среднеазиатских купцов русскими товарами. 2- е - стихийная приграничная торговля принявших русское подданство алтайцев, а также бежавших в Горный Алтай и на Бухтарму русских крестьян и горнозаводских рабочих с китайской пограничной стражей.
На завершающем этапе разгрома цинскими войсками Джунгарского ханства возникла китайско-казахская торговля. Рост китайского влияния в Казахстане и сближение с цинским двором ханов Аблая, Абулмамбета и др. обеспокоили Россию и побудили к активизации торговой политики в Казахстане и Средней Азии. В бассейне рек Иртыша и Бухтармы решили построить несколько крепостей, а цинскому двору предложили провести разграничение сопредельных территорий на Алтае и в Восточном Казахстане. Предложение осталось без ответа. Стремясь расширить торгово-экономические связи с западными владениями Цинской империи, русская администрация поощряла стихийные торговые связи алтайцев и русских крестьян в приграничной полосе. Указом Сената от 1797 населению Бухтарминского края официально разрешалось торговать с жителями приграничных районов Синьцзяна.
Ряд препятствий для русской торговли существовал и в Восточной Сибири. Цинское правительство запрещало въезд китайских купцов в российские пределы, а в 1722 полностью прервало торговлю с Россией. Условием ее восстановления стало требование маньчжуров провести разграничение владений России и Китая в Забайкалье и Северной Монголии. Россия пошла навстречу; в 1728 Россия и Китай заключили Кяхтинский договор, который определил границу, порядок дипломатических отношений, восстановил русскую караванную торговлю (1 караван в 3 года), а также разрешил приграничную торговлю в Кяхте и Цурухайтуе.
Торговля в Кяхте открылась в августе 1728, но до 1740-х гг. велась в небольших размерах. Значение кяхтинского торга возросло с 1741, когда через Кяхту открылся путь движения казенных караванов в Пекин. В 1743 Кяхта получила статус торговые слободы. Основными статьями импорта для казенной торговли являлись шелковая и хлопчатобумажная ткани, ревень, табак, золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни; экспорта - почти исключительно пушнина.
В 1762 государственную монополию на торговлю с Китаем в Кяхте упразднили. Как следствие, торговые обороты резко выросли: в 1755 - 837 тыс. руб., в 1769 - 2 003, в 1775 -2 644, в 1785 - 3 611, в 1795 - 5 440, в 1800 - 8 383 тыс. руб. Главными экспортными товарами оставались пушнина (до 85 %), кожи (юфть), железные изделия, сукно и льняное полотно. Из Китая вывозились хлопчатобумажные ткани, шелк, сахар, табак, чай, ревень.
Торговля в Кяхте приносила казне значительные доходы: в 1760 - 20,4 %, в 1775 - 38,5 % всех таможенных поступлений в российский бюджет. Позитивное влияние на ее развитие оказали строительство Кругобайкальского тракта через Тункинские горы и введение нового таможенного тарифа, снизившего пошлины на вывозимые товары. В 1800 были приняты Положение о торговле в Кяхте и Инструкция кяхтинской таможне и компаньонам. В 1807 купцы 1-й гильдии получили монополию на оптовую торговлю в Кяхте; всем остальным (в т. ч. купцам 2-й и 3-й гильдий) разрешалось вести только мелочной торг, что привело в 1-й половине XIX в. к широкому развитию контрабандной торговли.
В 1780-х гг. установились торговые связи с Китаем и Монголией в Горном Алтае. Основателями этой торговли были жители Бийска и Бийского уезда, которые вначале торговали с алтайскими двоеданцами, а затем при их посредничестве - с монгольской пограничной стражей. В 1820-30-х гг. в Чуйской долине установился регулярный торг. Эта торговля велась без официального разрешения; к 1860-м гг. ее обороты составляли 200-300 тыс. руб.
На границе с Синьцзяном, несмотря на официальное запрещение русско-китайской торговли, она продолжала существовать. Постепенно от мелких караванов русские купцы перешли к отправке в Чугучак, Кульджу, Кашгар крупных партий товаров. 1-й крупный русский караван прибыл в Чугучак в 1809, а в 1811 отправилось несколько караванов с товарами на сумму 150 тыс. руб. К этому времени определились 2 основных торговых маршрута: 1) через Семипалатинск по долине Верхнего Иртыша и через Тарабагатай в Чугучак, а оттуда по китайским пограничным постам в Кульджу; 2) через степи Казахстана в Ташкент, Коканд и далее в города Восточного Туркестана.
Во второй четверти XIX в. размеры русско-китайской торговли в Центральной Азии значительно возросли. За 1825-45 торговый оборот составил 485,1 тыс. руб. (экспорт - 230,5, импорт — 254,6 тыс. руб.). В этот период правительство России активизировало свою деятельность по легализации российской торговли в Синьцзяне: изучались перспективы товарообмена, исследовались торговые пути, делались запросы китайскому правительству и проч. Несмотря на неофициальный характер торговли, ее объемы продолжали увеличиваться. За 1840-50 оборот русско-китайской торговли в Синьцзяне возрос более чем в 2 раза: с 367,3 тыс. до 742 тыс. руб.
После неоднократных обращений к цинскому правительству в условиях очевидной выгодности торговли для Китая остро встал вопрос о необходимости ее легализации и заключении официального торгового договора, который был подписан в 1851 в Кульдже. Договор разрешал меновую торговлю в 2 городах Синьцзяна — Чугучаке и Кульдже, где создавались русской торговой фактории. Регулирование торговли возлагалось на Главное управление Западной Сибири и канцелярию Илийского управления. Торговля в Западном Китае разрешалась не только купцам всех 3 гильдий, но и крестьянам, выбиравшим торговые свидетельства первых 3 разрядов. Правительство России разработало правила сухопутной торговли с Западным Китаем, которые представляли собой механизм реализации Кульджинского договора.
Наиболее успешно в первой половине XIX в. развивалась торговля российско-азиатская, осуществлявшаяся через Кяхту. Российско-китайский товарооборот здесь составлял: в 1805 — 11 484,6 тыс. руб., в 1813 — 10 929,3, в 1824 - 15 960, в 1830 - 13 797,1, в 1850 - 13 832,1 тыс. руб. В этот период произошли значительные изменения в структуре экспорта и импорта. В результате развития отечественной текстильной промышленности сократился ввоз из Китая хлопчатобумажных и шелковых тканей; основной статьей российского импорта становится чай, ввоз которого в Россию с 1800 по 1840 увеличился в 5,2 раза (в 1825 — 90 % всего ввоза). В российском экспорте заметно выросла доля товаров промышленного производства (к концу 1830-х гг. - более 50 %). Доля пушнины сократилась с 50,7 % в 1820-х гг. до 34,5 % в 1840. Кроме этого, в Китай вывозились нефть, хлеб и скот. Значительное развитие получила мелочная торговля, которую вели жители приграничных местностей всех сословий. В первой четверти XIX в. ее оборот составлял 180 тыс. руб., к концу 1830-х гг. удвоился и продолжал расти.
В середине XIX в. в кяхтинской торговле стали наблюдаться кризисные явления, связанные с начавшейся доставкой в Европу китайских товаров (прежде всего чая) морским путем и развернувшейся широкой экономической экспансией в Китае западно-европейских держав. Результатом усилившейся конкуренции вследствие массового ввоза английских и американских промышленных изделий (прежде всего текстиля) стало постепенное вытеснение с китайского рынка продукции русских фабрик. Российское правительство пыталось поддержать кяхтинский торг путем разрешения ввоза и вывоза серебра и золота (1854), торговли на деньги (1861) и проч.
В 1850—60-х гг. в торговле российско-азиатской произошли существенные изменения, обусловленные как внутрироссийскими, так и международными факторами. В России после реформы 1861 начали активно развиваться рыночные отношения. В свою очередь, цинское правительство отказалось от политики самоизоляции и пошло на расширение контактов с Россией, надеясь опереться на нее в противодействии расширявшейся западно-европейской экспансии. В результате между Россией и Китаем был подписан ряд договоров и соглашений, - Айгунский, Тяньцзиньский (1858), Пекинский (1860), Чугучакский (1864), которые урегулировали спорные пограничные проблемы и создали юридическую базу для расширения торгово-экономических связей.
Отличительной особенность данного периода - вовлечение в торговые связи Сев. Монголии (Халхи). В соответствии с Пекинским договором торговля для российских подданных здесь стала беспошлинной, а в Урге появилось консульство (1861) . Это стимулировало приграничную торговлю, которая теперь осуществлялась не только в Кяхте, но и на других участках русско-китайской границы. Важным направлением русско- монгольской торговли стало западно-сибирское (через Алтайские горы по Чуйскому торговому пути). Несмотря на отсутствие удобных путей сообщения (перевозка товаров осуществлялась вьючным способом), торговые обороты на этом направлении увеличивались быстрыми темпами: с 1865 по 1885 в 10 раз.
В начале 1860-х гг. началось активное проникновение российских предпринимателей в Урянхайский край. Минусинские купцы стали устраивать заимки на реках Уюк, Кемчик, Булун, и помимо торговли, занимались сельским хозяйством, разведением лошадей, добычей золота. В 1870-х гг. они начали вывозить товары в Северную Монголию (Улясутайский округ). В 1860-80-х гг. торговые обороты русских купцов в Урянхайском крае составляли от 150 до 200 тыс. руб.
Торговля с Центральной Азией, и прежде всего — с Синьцзяном, в 1860-70-х гг. была сопряжена с большими трудностями, обусловленными политической нестабильностью в этом регионе. В начале 1862 в провинции Шэньси вспыхнуло восстание дунган, а с 1864 — целая серия вооруженных выступлений неханьских народов Китая против цинского господства. В 1865 на территории Урумчийского округа было создано государственное образование Цинчжэн го (Мусульманское государство), в Илийском крае в 1867 образовался Таранчинский (Кульджинский) султанат, власть маньчжур свергнута в Яркенде, Хотане, Турфане, Кашгаре и других городах Восточного Туркестана. На месте разоренных владений появилось военно-феодальное государственное образование - Йэттишар (Семиградье) во главе с Якуб-беком, ориентировавшимся в своей политике на Великобританию. После ликвидации цинской власти на территории Синьцзяна российского консульства и торговой фактории были уничтожены, на торговых путях в Россию действовали грабители, что значительно осложняло торговлю российско-азиатскую в этом регионе. Притеснения российских предпринимателей в Кашгарии явились причиной отправки к Якуб-беку посольства во главе с полковником Каульбарсом, которому после сложных переговоров удалось в 1872 заключить торговый договор, обеспечивший право свободной торговли русским подданным на территории государства Йэттишар. Одновременно Якуб-бек заключил аналогичный договор с Великобританией, что привело к вытеснению российских фабричных изделий с рынков Кашгарии. В 1870-х гг. экспорт российских товаров здесь в 4 раза уступал импорту. В этот же период сибирская администрация подталкивала предпринимателей к освоению рынков Западной Монголии. По инициативе западносибирского генерал-губернатора А.П. Хрущова в Западную Монголию отправился торговый караван бийских и семипалатинских купцов в сопровождении кульджинского консула К. Павлинова. У семипалатинских купцов это направление торговли большого интереса не вызвало; впоследствии они предпочитали вести торговые дела в Синьцзяне.
В конце 1877 - начале 1878 цинская армия завершила карательную операцию против повстанцев и заняла всю территорию Восточного Туркестана. Цинский двор потребовал возвращения Кульджинского края. Переговоры, касавшиеся условий его передачи, пограничных и торгово-экономических вопросов, завершились подписанием Петербургского договора (1881). Договор подтверждал режим беспошлинной торговли во Внешней Монголии и распространял его на Илийский, Тарабагатайский, Урумчийский и другие округа до Великой стены. Заключенный на 10 лет с правом продления, он явился основным юридическим документом, регулировавшим русско-китайскую торговлю до 1917.
В связи с подписанием Петербургского договора российские капиталисты предприняли попытки утвердиться на рынках Внутреннего Китая, организовав доставку российских фабрично-заводских изделий сухопутным путем. Наиболее серьезной из этих попыток стала отправка торгового каравана в провинцию Ганьсу, организованная московскими фирмами Т.С. Морозова и А.Г. Кузнецова в 1886—89. Экспедиция принесла убытки и показала, что сухопутная доставка товаров не может конкурировать с морской торговлей, осуществляемой Великобританией и США. В результате российские купцы сосредоточили свои усилия на торговле во Внешней Монголии и Синьцзяне.
Для русско-монгольской торговли период 1860—80-е гг. стал периодом освоения местного рынка, формирования основной статей ввоза и вывоза, складывания главных центров и направлений товаропотоков. Темпы роста торговых оборотов в это время были сравнительно невысоки: с 1865 по 1886 они увеличились в 2,3 раза. Наиболее активно торговля развивалась по южной границе Томской губернии, где главными ее участниками были жители Бийска и Бийского уезда, и в Урянхайском края, где приоритет принадлежал минусинским купцам и жителям Усинского края. Что касается Кяхты, то здесь торговля имела свои отличительные особенности. Начало морской доставки чая в Европу подорвало монополию Кяхты в сфере чайной торговли, для поддержания которой на этом направлении правительство предоставило таможенные льготы (1862) и даже отменило пошлины на ряд товаров (1881). Эти меры оказали определенное влияние, торговые обороты в Кяхте увеличились: в 1875—78 они составляли 12965,9 тыс. руб., в 1879—82 — 15246,8, в 1883—86 — 16241,2, в 1887—90 — 17008,2 тыс. руб. Однако по мере развития в Сибири капиталистических отношений система кяхтинской торговли все более становилась анахронизмом. С начала 1890-х гг. в ней наметился спад, который в связи с постройкой Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги перешел в кризис. Объемы торговли в Кяхте с монгольским населением ненамного превышали торговые обороты на других участках границы.
В торговле с Северной Монголией во второй половине XIX в. между ввозом и вывозом существовал паритет: в 1861—86 стоимость экспорта составляла 48,7 %, импорта — 51,3 %; в основном товарообмен носил меновой характер. Важнейшими статьями ввоза в Монголию являлись мануфактура, выделанная кожа, металлические изделия. Главные предметы вывоза — пушнина (прежде всего шкурки сурка) и скот. В 1890-х гг. — начале XX в. темпы роста торговли с Монголией ускорились. За 1892—1911 оборот торговли через Кош-Агачскую таможню увеличился в 14,5 раза, через Зайсанскую — в 2,1 раза, в Урянхайском края — в 4 раза. Исключение составила Кяхтинская таможня, где обороты в связи с падением чайной торговли снизились в 3 раза. В конце XIX — начале XX в. баланс в русско-монгольской торговле становится устойчиво пассивным. Это связано, во-первых, с усилившейся конкуренцией со стороны китайских коммерсантов, привозивших в Монголию более дешевую англо-американскую мануфактуру, а во-вторых, с появлением на монгольском рынке крупных российских и иностранных фирм («А.В. Колмаков», «Стукен и Ко», «Бидерман» и др.), которые сосредоточили внимание на скупке монгольского сырья за серебро и за деньги.
Структура экспорта и импорта в основном осталась прежней, однако соотношение отдельных статей ввоза и вывоза, как и общий баланс русской торговли, претерпели изменения. Как и в 1860—80-х гг., важнейшими статьями ввоза в Монголию оставались текстильные товары, выделанные кожи и металлические изделия (75—80 % стоимости всего экспорта). Что касается импорта, на первое место выходит овечья и верблюжья шерсть. С середины 1890-х гг. русские купцы стали устраивать в Монголии шерстомойки, которых к 1910 насчитывалось не менее 100.
После объявления независимости Внешней Монголии (1911) и подписания русско-монгольского договора (1912) деятельность русских предпринимателей на монгольском рынке активизировалась. За 1911—14 торговые обороты увеличились с 10 880 до 13 703,5 тыс. руб., сократилась диспропорция между ввозом и вывозом (к 1914 они составили соответственно 32,5 и 67,5 %). Наметившуюся положительную тенденцию прервала Первая мировая война. Прогрессирующее расстройство российской экономики, падение курса рубля привели к товарному голоду и резкому сокращению объемов торговли. В 1915 начала работать так называемая Монгольская экспедиция («Монголэкс») — государственная организация для заготовки скота и продуктов для нужд действующей армии, распространившая свою деятельность на территорию Монголии и Маньчжурии. Экспедиция производила скупку сырья и скота преимущественно за наличные деньги по твердым ценам и отчасти в обмен на товары. Она стала мощным конкурентом частным предпринимателям, действовавшим в Монголии. В 1915 на заготовки ассигновали 3 438 тыс. руб., в 1916 — 20 639, в 1917 — 32 165 тыс. руб. Наводнение Монголии российскими денежными знаками без надлежащего товарного обеспечения привело к значительному росту цен и отрицательно сказалось на частной торговле, которая к 1917 фактически прекратилась.
Подписание Петербургского договора положительно повлияло на развитие торгово-экономических отношений с Синьцзяном. Значительно выросла численность торговцев, среди которых были не только русские, но и казахи, узбеки, татары (фирмы Мансурджанбая, Самукджана, Р. Xаджи, Чанышева, торговый дом Бодова, фирма Норева и др.). Для решения спорных вопросов в 1886 создали Главное управление русско-китайской торговли. За 1881—96 русско-китайский товарооборот составил в Кашгаре — 5 665 тыс. руб., в Чугучаке — 2 204, в Или — 2 752 тыс. руб. В конце XIX — начале XX в. российские предприниматели начали вкладывать капитал в экономику Синьцзяна. Открылись отделения Русско-Китайского (с 1910 — Русско-Азиатского) банка в Кашгаре, Кульдже, Чугучаке, в Турфане кяхтинская фирма «Коковин и Басов» построила хлопкоочистительный завод, в Кашгаре аналогичный завод создал купец Соловьев, в Кульдже русско-подданный татарин Мусабаев открыл кожевенный, мыловаренный и свечной заводы, в Чугучаке мыловаренный завод построил купец Батвин. Торговые дома «А.М. Лушников и С-я», «Коковин и Басов» приобрели концессию на разработку нефтяных месторождений в Манасском и Шихинском округе и открыли склады по продаже керосина и других нефтепродуктов. В Синьцзяне стали возникать торговые фирмы. Крупнейшие — «Умар», компания Р. Xаджи из Сепипалатинска, фирма Балтикина, построившая в Урумчи хлопкоочистительный завод и имевшая прядильную фабрику в Москве, и др. Тем не менее основные потребности население провинции удовлетворяло за счет товаров, привозимых из России. В 1903—04 годовой оборот русско-синьцской торговли составлял 15—20 млн руб., в 1913 рус. экспорт в Синьцзян достигал 8244 тыс. руб., импорт — 9846 тыс. руб.
Первая мировая война привела к расстройству экономических связей между Россией и Синьцзяном. В период 1914—17 торговые обороты резко сократились. Российское правительство издало ряд постановлений, запрещавших вывоз за границу керосина, выделанной кожи, металлических изделий, мануфактуры. В 1915 в Синьцзяне недополучили российских товаров на 1 млн руб. при увеличении импорта на 2 млн руб., что привело к росту цен и явилось причиной возникновения русофобских настроений. Восстание 1916 в Казахстане и Средней Азии практически парализовало российскую торговлю в Синьцзяне, которая, как и в Монголии, возродилась после революции 1917 в России.
Лит.: Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы (XIX - начало XX в.). М., 1956; Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). М., 1974; Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. М., 1987; Дарев- ская Е.М. Сибирь и Монголия: Очерки русско-монгольских связей в конце XIX - начале XX веков. Иркутск, 1994; Лузянин С.Г. Россия - Монголия - Китай в 1911-1945 гг. Магнитогорск, 1996; Кожирова С.Б. Российско-китайская торговля в Центральной Азии (вторая половина XIX - начало XX в.). Астана, 2000; Старцев А.В. Русская торговля в Монголии (вторая половина XIX - начало XX в.). Барнаул, 2003.
А.В. Старцев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей