Тоннель под Татарским проливом // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТОННЕЛЬ ПОД ТАТАРСКИМ ПРОЛИВОМ, проект, призванный улучшить транспортную связь острова Сахалин с материком.

Появление проекта обусловлено освобождением Са­халина в августа 1945, репатриацией японского населения и начального заселения южной части острова переселенцами из матери­ковой части СССР. Экономическое развитие острова, связанное с добычей нефти, угля, морепродуктов, тормозилось слабым развитием транспортной сети и отсутствием на­дежной связи с материком. Сообщение по морю могло осуществляться лишь с конца июня до начала ноября. Добыча нефти не могла выйти на полную мощность из-за не­достаточной пропускной способности построенного в годы войны нефтепровода Оха-Комсомольск-на-Амуре и невозможности использования нефтеналивных судов ввиду мелководья Татарского пролива. Важность надежной связи с материком обусловливалась и внешнеполитической обстановкой — начавшейся в конце 1940-х гг. «холодной войной». В случае возникновения конфликта морского пути сообщения с Сахалином могли быть прерваны американским флотом, базировавшимся в Японии.

В декабре 1949 заместитель председателя Совета министров Л.П. Берия дал задание изучить возможность осуществления непре­рывного железнодорожного сообщения с Сахалином через Татарский пролив. К апрелю 1950 разработчики представили 3 варианта решения: дамба, паромная переправа и тоннель под проливом.

5 мая 1950 И.В. Сталин подписал постановление о стротельстве тоннельного перехода через Татарский пролив в течение 1951—55. Проектированием строительства занялись Главтоннельметрострой и Метропроект Министерства путей сообще­ния. В заключении Госстроя СССР по техническому проекту на строительство тоннельного перехода под Татарским проливом приводи­лись следующие данные: пропускная способность 24 пары поездов весом 1,5 тыс. т при электрической тяге 2 электровозами, общая длина - 12,9 км, глубина заложения под дном пролива - 30-65 м, наиболее пониженная точка - на глу­бине 72,5 м от поверхности воды. Сложность сооружения в основном связывалась с большой глубиной заложения. Для маскировки предусматривалось построить на расстоянии 40-50 км в сторону ложные ориентиры тоннеля. Сроком возможного окончания строительства определялся 1957.

После смерти И.В. Сталина на основании постановления Со­вета министров «Об изменении строительной программы 1953 года» от 25 марта 1953 строительство тоннеля прекратилось «как не вызывавшееся неотложными нуждами народного хозяйства». По состоянию на 1 января 1953 были освоены капиталовложения в размере 465,5 млн руб. из сметной стоимости строительства тоннеля в 2 830 млн руб.

Лит.: Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953. М., 2005.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири