Новости

Тихонов, Павел Иванович // Кузнецов И.И. «Золотые звёзды иркутян» (1982)

Вы здесь

Родился Павел Иванович Тихонов в 1908 году в деревне Обшаровка Спасского района Куйбышевской области, в семье крестьянина. Беспартийный, русский. После окончания шести классов работал в крестьянском хозяйстве. В 1930—1936 годах был в армии, окончил в Петергофе школу младшего комсостава, а в 1934 году Луганскую школу военных пилотов. Служил в бомбардировочной авиации Белорусского и Забайкальского округов. Демобилизовавшись из армии в 1936 году, он работал в гражданской авиации в Уфе, Казани, Душанбе, а с января 1941 года назначается пилотом 3-го класса в 11-й гидроотряд, в Иркутск. Летает на линии Иркутск — Якутск. С августа 1941 года Тихонов вновь в авиации дальнего действия в должности командира авиаэскадрильи. 19 августа 1944 года майору И.И. Тихонову присваивается звание Героя Советского Союза. После демобилизации из армии в 1945 году работал на Иркутском авиационном заводе. Трагически погиб 28 сентября 1946 года. Похоронен в Иркутске.

Фронтовая биография Павла Ивановича Тихонова началась с грозного 1941 года. Призванный в августе в ряды военно-воздушных сил, в декабре он уже начал боевые действия на фронте.

Мужественному и опытному летчику, мастерски владеющему техникой пилотирования в любых метеорологических условиях, тактически грамотному П.И. Тихонову командование поручало наиболее трудные и ответственные задания. Он летал на подсвечивание, поджог и фотографирование целей, бомбежку мостов и складов.

Высокое летное и тактическое мастерство летчика сочеталось с отвагой и смелостью, доходящей часто до дерзости. Стиль Павла Ивановича Тихонова выделял его из среды летчиков: он старался использовать все возможности своего самолета, вплоть до штурмовки с бреющего полета наземных частей и техники фашистов. Летчик Тихонов, выполняя боевые задания, максимально заставлял работать все огневые точки тяжелого бомбардировщика, на котором летал.

В декабре 1941 года при бомбардировке моста через Волгу у города Калинин самолет Тихонова был атакован вражескими истребителями и поврежден. Летчик был ранен в руку, но, несмотря на это, задание выполнил и привел самолет на свою территорию, посадив его в поле.

С 13 по 21 марта 1942 года самолет совершил шестнадцать боевых вылетов в район города Любань, деревни Подберезье, станции Чудово, где войска Ленинградского и Волховского фронтов проводили наступательную операцию. Экипаж Тихонова производил бомбометание с высоты 900—2400 метров. Снизившись до бреющего полета, расстреливал он живую силу и технику врага из пулемета. Так, 25 мая 1942 года самолет Тихонова, снизившись до бреющего полета, разбомбил мост через реку Волхов у города Кириши.

С лета 1942 года экипаж бомбардировщика принимал участие в оборонительных действиях на Сталинградском направлении.

В день 25-й годовщины Великой Октябрьской революции в «Правде» была опубликована большая фотография четырнадцати летчиков авиации дальнего действия, особо отличившихся в боях с фашистами. Вместе с такими асами, как А.И. Молодчий, И.Ф. Андреев, А.Д. Гараниш, на снимке был и капитан П.И. Тихонов.

Не убавилось боевых дел у летчика и тогда, когда наши войска перешли в контрнаступление. За январь 1043 года они совершили восемь успешных вылетов на уничтожение окруженной под Сталинградом группировки. Так, 14 января самолет Тихонова вылетал на бомбежку полевого аэродрома у хутора Дубайского. Несколько заходов, и над целью показались три больших дыма от горевших самолетов. Отбомбившись, летчик дважды обстрелял цель из пулемета. Когда разведчики посетили район аэродрома, они насчитали пятнадцать сожженных самолетов. 30 января 1943 года с высоты тысячи метров самолет бомбил станцию Щигры. Серия бомб была точно уложена на фашистские эшелоны, стоящие на станции. Экипаж из пулеметов обстрелял эшелоны на подходах к станции.

Образцы доблести и самоотверженности показал П.И. Тихонов на Курской дуге. Несмотря на болезнь, он продолжал участвовать в боях, делая по два вылета в ночь, увлекая своей волей к победе весь экипаж. Неоднократно самолет вылетал на фотографирование целей. С высоты 1700 метров экипаж сделал удачные снимки аэродромов в районе Дно, Сеща, станций: Смоленска, Брянска, Гжатска, Пскова, и других. С 13 августа по 29 сентября 1943 года экипаж произвел шестнадцать боевых вылетов на бомбардирование позиций у населенных пунктов Беззаботное, Язвено, Духовщина и Рославль. Как опытный и смелый летчик П.И. Тихонов 27 августа 1943 года, был выдвинут на должность командира эскадрильи.

Неоднократно приходилось бесстрашному летчику громить врага на его собственной территории. Самолет героя совершил восемь боевых вылетов на дальние цели, на бомбежку крупных военно-хозяйственных и политических центров фашистской Германии и ее союзника — Финляндии: один налет на Данциг, три — на Кенигсберг и четыре — на Хельсинки. С 6 декабря 1943 по апрель 1944 года П.И. Тихонов совершил тридцать боевых вылетов. Его самолет летал на бомбардирование скоплений войск и техники фашистов в районе Идрицы, Острова, Нарвы, Леполя, Таллина, Резекне, Гулбене, переправ на реке Великой, аэродрома Болбасово, сланцевого завода в районе Кохтла.

И каждый из этих полетов был настоящим ратным подвигом воздушных бойцов и их мужественного командира, 24 апреля 1944 года при боевом вылете в район Кохтла Тихонов под огнем зенитной артиллерии гитлеровцев успешно разбомбил сланцевые рудники, превращенные фашистами в важное военное предприятие. А когда самолет вернулся на свой аэродром, в нем оказалось более десятка пробоин.

Или другой пример. 27 апреля 1944 года экипаж вылетел на бомбежку Болбасово. В полете отказала внутренняя связь. Другой бы на месте Тихонова свернул с боевого курса, но он не испугался трудностей и продолжал полет. Он хорошо знал своих боевых друзей, понимал, что они будут работать как слаженный часовой механизм.

В апреле 1944 года экипаж П.И. Тихонова пересел на новый мощный корабль Б-25, имеющий двенадцать огневых точек. В короткий срок освоив эту машину, экипаж продолжал свою успешную боевую работу.

С виду угрюмый и нелюдимый, П.И. Тихонов на деле был чутким и отзывчивым товарищем. За март—апрель 1943 года он в своей эскадрилье ввел в бой семь новых экипажей. К началу мая 1944 года каждый из этих экипажей совершил уже от пяти до тридцати боевых вылетов, В эскадрилье Тихонова при боевых вылетах поднималось в воздух по двенадцати-тринадцати экипажей. Но не только в количестве было дело, работали они интенсивно и с большой энергией. Только за шестнадцать летных дней апреля авиаэскадрилья совершила двести восемь боевых вылетов.

В начале мая 1944 года командование подвело итог боевых действий на фронте майора П.И. Тихонова. Он был внушителен: двести двадцать четыре боевых вылета по крупным целям врага, из них двести десять ночью. Эшелоны разбитой и уничтоженной техники, много разрушенных мостов, переправ и военно-промышленных объектов, истреблены сотни фашистов. Гвардии майору П.И. Тихонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого же звания удостоены и члены его экипажа.

Кавалером медали «Золотая Звезда», двух орденов Ленина, двух орденов Красного Знамени и пяти медалей закончил войну герой-летчик.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Кузнецов И. И. | Источник(и): Золотые звёзды иркутян. - Иркутск. 1982. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1982 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутск | Библиотека по теме "История"