Карта является обобщением информации, представленной на карте "Территориальная структура факторов экологического риска" и врезке "Районы экологической опасности", с целью выделения территориальных систем, в пределах которых рекомендуется осуществлять нейтрализацию (ликвидацию) экологически опасных воздействий со стороны соседних территорий (как вне области - внешняя экологическая безопасность, так и внутри нее - внутренняя).
Внешней экологической безопасности соответствует ситуация, при которой антропогенные воздействия со стороны сопредельных территорий (трансграничные воздействия) не оказывают негативного влияния на здоровье жителей региона. Воздействия передаются (переносятся, транспортируются) в основном с помощью воздушного и водного потоков, животных (биоорганизмов), наземного транспорта. Для большинства трансграничных воздействий можно определить их примерные пространственные границы и таким путем выделить каналы импорта экологического риска, которые должны контролироваться специально созданной сетью станций мониторинга экологического риска и региональной экологической таможней.
На врезке показано рекомендуемое автором размещение шести центров, необходимых и достаточных для организации контроля трансграничных воздействий (как со стороны сопредельных регионов, так и для контроля воздействия Иркутской области на соседей). Такое размещение центров контроля связано с тем, что основными каналами проникновения в регион трансграничных воздействий являются транспортные коридоры у станций Тайшет (железная и автомобильная дороги, трубопроводы, по которым ввозятся на территорию области экологически опасные грузы), Слюдянка и Кунерма (железная и автомобильная дороги), полоса западного воздушного переноса вредных веществ со стороны Красноярского промышленного узла и КАТЭКа, исток Ангары (прием загрязнений с бассейна оз. Байкал).
С учетом сказанного, сфера экологических интересов Иркутской области распространяется в настоящее время на Красноярский край (южнее 60-й параллели), Бурятию, Читинскую область (бассейн оз. Байкал) и Монголию (бассейн р. Селенги). В экологическом плане население области находится в определенной зависимости от функционирования крупных экологически опасных обектов на перечисленных сопредельных территориях. И если в обычном ("штатном") режиме эксплуатации этих объектов трансграничный перенос загрязнений затрагивает в основном окраины региона, то в случае экологической катастрофы воздействие может сказаться на большей части населения.
Система внешней экологической безопасности изучаемой территории должна включать взаимодополняющую совокупность правовых, экономических, технических, градостроительных и других мер, позволяющих нейтрализовать (ликвидировать) негативные трансграничные воздействия со стороны сопредельных регионов и тем самым обеспечить безопасные условия проживания для населения. В данную систему входит множество элементов, среди которых следует выделить пояса внешней экологической безопасности. Это специально выделяемые территории (с приданием им соответствующего статуса) на западных и восточных рубежах Иркутской области, в пределах которых должна осуществляться нейтрализация трансграничных воздействий. Их можно рассматривать как своего рода крупные санитарно-защитные зоны, защищающие население региона от воздействий со стороны пространственно локализованных групп экологически опасных объектов соседних территорий. Кроме этого, целесообразно выделить буферные зоны, отделяющие основную полосу расселения населения области от соседних, со стороны которых пока нет негативного воздействия.
Обеспечение внутренней экологической безопасности связано с защитой жителей области от последствий потенциальных техногенных аварий и катастроф на объектах, расположенных в ее пределах. Большинство таких объектов сосредоточено в поясе внутренней экологической безопасности. Данный пояс, как территориальная макросистема, разделяется на ряд мезосистем. Исходя из экологической зависимости административно-территориальных единиц этой части территории, целесообразно выделять четыре территориальные мезосистемы: Иркутско-Черемховскую, Тулуно-Зиминскую, Усть-Ордынскую и Братско-Илимскую. Для организации контроля внутриобластных трансграничных воздействий рекомендуется создать ряд рубежей контроля в местах пересечения границ административных районов водными и/или воздушными потоками, переносящими загрязнения, а также между слишком близко расположенными экологически опасными объектами в городах Шелехове, Иркутске и Ангарске. Некоторым из них следует придать статус основных рубежей контроля: (западного воздушного переноса загрязнений от Саяно-Зиминского промышленного узла, а также от Черемховского, Усолье-Сибирского и Ангарского; водного переноса со стороны Иркутско-Черемховской мезосистемы по р. Ангаре и Братской агломерации по Ангаре и Вихоревой.
Выделенные макро- и мезосистемы должны выполнять, по крайней мере, две ключевые функции: нейтрализацию трансграничных воздействий, передаваемых с сопредельных территорий посредством воздушного и водного потоков и регулирование воздействий на окружающую среду экологически опасных объектов в Иркутской области для предотвращения экспорта загрязнений в другие регионы посредством воздушного и водного потоков.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей