Анатолий Иннокентьевич Тепляков (25 сентября 1952, с. Каменка, Боханский район, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Иркутская область, РСФСР, СССР) — пианист, композитор.
В пятилетнем возрасте потерял зрение. К семнадцати годам окончательно сформировалось стремление получить музыкальное образование. В 1973 окончил Курское музыкальное училище с отличием. В 1973–1975 работал в Каменском сельском доме культуры в хоре русской народной песни и эстрадном коллективе. В 1975–1980 – учёба в Новосибирской государственной консерватории. С 1975 работает с творческими коллективами Иркутского регионального отделения Всероссийского общества слепых. С 1980 занимался практической композицией с В.Ф. Павловым (1938–1999). Член Правления Иркутской областной организации «Союз композиторов».
Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Обладатель приза лучшему пианисту года на фестивале «Студенческая весна» (1979). Лауреат иркутского областного конкурса «Молодость. Творчество. Современность» (1987). Обладатель премий специального международного конкурса композиторов (Чехия): 1988 — две третьих премии (за струнный квартет, прелюдию и фугу); 1997 — вторая премия (за «Триптих для органа»). Лауреат VI Международного конкурса имени Прокофьева (2003, вторая премия (первая премия не присуждалась)) за оригинальный фортепианный цикл «Семь пьес для восьми рук». Лауреат международного конкурса «Композитор и фольклор» (2005, первая премия). Лауреат премии губернатора Иркутской области за достижения в области культуры и искусства (2012).
25 сентября 1952 года в селе Каменка Боханского района на свет появился мальчик. Отец, заметив эту восприимчивость сына, стал приваживать его к гармони.
— Я разучил на слух и играл полонез Огиньского. А поскольку гармошка инструмент бесполутоновый (нет звуков черных клавиш, как у пианино. — Прим. авт.), то звучал полонез специфически, забавно. Получился такой своеобразный, бурятский вариант полонеза Огиньского, — улыбаясь, вспоминает Тепляков.
Затем последовала учеба в Иркутской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Одаренного мальчика заметили, и вскоре Толя уже играл в оркестре на кларнете. Однако не забывал и про гармонь, познакомившись с ее родственником — баяном. Но настоящему музыканту необходимо знание нотной грамоты. Для Теплякова же трудность ее освоения удваивалась. Сначала нужно было обучиться чтению по Брайлю (система знаков в виде выпуклых точек на бумаге, которые считывают, ощупывая их кончиками пальцев). В год окончания Тепляковым школы в журнале «Советский школьник» напечатали его «Кадриль». В Курском музыкальном училище студенты, по словам Теплякова, занимались как одержимые.
— Мы вставали в половине шестого и до завтрака успевали отыграть часа два, — говорит Анатолий Иннокентьевич.
Всего же занятия музыкой за инструментом занимали в сутки в среднем по 11 часов.
Тепляков один, без сопровождающих, поехал в столицу всея СССР поступать в Гнесинский институт. Там ему отказали.
— Сейчас я на такое не решился бы. А тогда молодой был, нахальный, по колено море, по плечо Москва. Конечно же, отчасти это было сумасшествием с точки зрения нормального человека! Все передвижения — только с тростью для слепых. Приходилось опираться на подсказки и помощь совершенно чужих для меня людей: как пройти, где и как дорогу перейти, где пообедать, на каком транспорте и до какой остановки доехать... Хорошо, люди в большинстве своем попадались отзывчивые, доброжелательные, — рассказывает Анатолий Иннокентьевич.
Тепляков вернулся домой. В Каменке он руководил музыкальными коллективами в ДК, и ни одно поселковое мероприятие, требующее музыкального оформления, не обходилось без их участия.
Параллельно с работой Тепляков готовился к новой попытке поступления в вуз. Она удалась, он поступил в Новосибирскую консерваторию, которую окончил в 1980 году. Со временем молодой музыкант перебрался в Иркутск. Работал во многих образовательных и культурных учреждениях города — в ДК авиазавода, в Доме пионеров им. Щербакова, в музыкальном училище.
У Вячеслава Филипповича Павлова Тепляков несколько лет обучался практической композиции. А учитывая, что сам Павлов являлся учеником выдающегося русского композитора Шапорина, профессора Московской консерватории, можно сказать, что в определенной степени зрелое творчество Теплякова — иркутское продолжение московских композиторских традиций, которые восходят к творчеству самого Чайковского, тоже бывшего в свое время профессором Московской консерватории.
В 1987 году Тепляков — лауреат иркутского областного конкурса «Молодость. Творчество. Современность», награжден как автор лучшей скрипичной и фортепианной музыки. В 1988 году он стал лауреатом уже за границей, на Международном конкурсе композиторов в Чехии, где ему присудили сразу две(!) премии за его струнный квартет.
Супруга Теплякова — театральный режиссер, и, видимо, это обстоятельство имело определенное влияние на возникновение у Теплякова интереса к театральной музыке. Кроме того, в багаже Анатолия Иннокентьевича много хоровой и вокальной музыки на стихи самых разных поэтов. Она исполнялась в Иркутской филармонии, так же как и симфонические произведения Теплякова, например его удивительный «Автопортрет». Если бы можно было отразить музыку «Автопортрета» в произведении живописи, то это была бы импрессионистская акварель: та же воздушность, миражность фактуры. В «Автопортрете» можно услышать и легкую грусть, и бескомпромиссность борьбы, и философские размышления. Проявлял Тепляков интерес и к киномузыке. В 1998 году во Владивостоке с успехом прошел показ фильма «Сын вождя». Создатель фильма — кинематографист Музалевский, автор музыки к фильму — Тепляков.
А в 2004 году Анатолий Иннокентьевич сам стал киногероем: режиссер Андрей Каминский (авторская студия «КА-film») снял фильм о Теплякове. Фильм называется «Путешествие музыканта».
Заповедник нерыночных ценностей
В 1999 году Теплякова ждал новый успех. Он принял участие в большом проекте, названном «Заповедник нерыночных ценностей», и стал получателем гранта. Кроме того, был выпущен компакт-диск с его произведением — мелодекламацией «Пьяный корабль» на стихи Артюра Рембо. «...Отличный художественный вкус, безошибочное чувство поэтического слова... Музыка как бы комментирует поэзию, вовремя отступает в тень и так же вовремя выходит на авансцену», — сказал о мелодекламации «Пьяный корабль» бывший ректор Московской консерватории, министр культуры России А.С.Соколов.
Симфоническая музыка
Хоровая музыка
Фортепианная музыка
Музыка к спектаклям
Дискография
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей