Телевидение // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТЕЛЕВИДЕНИЕ Сибири и Дальнего Востока (от греч. tele - вдаль, далеко и слова «видение»), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Появилось в СССР в 1930-е гг. 29 апреля 1931 прошли практические испытания 1-го советского оптико-механического телепередатчика. 1 октября 1931 считается датой рождения регулярного телевещания в стране. К ноябрю 1932 в СССР действовало уже около 200 радиолюбительских телеустановок, причем 30 из них располагались в Москве. В Омске в 1932 начальник областной радиостанции Н.Ф. Купревич создал те­леустановку, способную на коротких волнах принимать телепередачи из Москвы.

В полной мере телевидение Сибири и Дальнего Востока заявило о себе лишь во 2-й половине ХХ в. В это время важность цен­трализованной организации телевещания осознается государством. Постановлением Совета министров СССР от 15 сентября 1955 и пись­мом Государственного комитета по радиовещанию и телевидению от 12 января 1959 строительство любительских телецентров кустарного изго­товления было запрещено.

25 декабря 1952 инженер В.С. Мелихов из лаборатории телевидения Томского политехнического института провел телепередачу - киножурнал со звуковым изображени­ем. В 1954 принято решение о строительстве в городе собственного телецентра. С 1 мая 1955 в эфир стали выходить регулярные телепередачи Томского телевидения. В Омске 7 мая 1954 в клубе связистов им. Подбельского горо­жане посмотрели первую телепередачу любительского телецентра. 6 ноября 1954 по первым 10 привезенным в Омск те­леприемникам «КВН» демонстрировался художественный фильм «Анна на шее». Акт о приемке Омского телецентра (2-го в Сибири и 4-го в СССР) был подписан 1 марта 1955. 20 апреля 1955 вышло постановление Совета министров СССР о строительстве в Омске типового телецентра. В мае 1955 образована студия телевидения, с июня 1955 начался показ собственных передач. В ноябре 1958 Омская студия телевидения охватила своим вещанием город и сельские районы в радиусе 100 км.

Томскими инженерами в 1956 специально для телецентров Барнаула, Бийска и Рубцовска была изготовлена соответствующая аппаратура. 13 февраля 1956 в эфир вышла 1-я пробная передача из Барнаула. В 1957 нача­ли работу Бийский и Рубцовский телецентры. 4 ноября 1956 состоялось торжественное открытие Барнаульской студии телевидения, а в конце года на экранах телевизоров был показан первый сделанный в студии альманах «Земля ал­тайская». К лету 1963 завершилось строительство нового теле­центра в нагорной части Барнаула, что способствовало улучшению качества вещания и расширению охвата программами населения Алтайского края. Первый специальный выпуск из нового телецентра состоялся 10 августа 1963 и посвящался строителям телецентра. 7 ноября 1963 про­шла 1-я междугородная передача телевизионного сигнала из Новосибирска в Барнаул.

Новосибирская студия телевидения (НСТ) офици­ально начала свою работу 7 августа 1957. Осенью 1957 станция вещала 5, затем 6 раз в неделю. 21 октября 1957 состоялась 1-я передача «Улица Бориса Богаткова» с участием актеров новосибирских театров. 28 октября 1957 в передаче «Наш город» впервые использовались собственные киносъемки. В ноябре 1957 в эфире транслировалась уже 21 передача собственного производства: «Сибиряки-гвардейцы», «Живой крокодил», начат цикл передач «У карты Сиби­ри». В декабре 1957 с экранов новосибирских телевизоров исчез титр «опытная передача». К концу 1957 в репертуаре Но­восибирской телестудии появились, помимо прокатных фильмов, киноконцерты, а также передачи, посвящен­ные различным вопросам науки, техники и культуры. К этому времени студия стала получать киноматериалы, тиражируемые Центр. телевидением. 1 мая 1958 в один день был снят, смонтирован и показан репортаж о праздновании Дня международной солидарности трудя­щихся. 7 ноября 1958 на экраны вышел первый спектакль - «Черноморцы» в исполнении артистов театра «Красный факел», снятый в новой большой студии ТВ. В 1959 те­лецентр приобрел первую передвижную телестанцию (ПТС), что позволило накануне 1960 впервые показать зрителям спектакль непосредственно из театра. Транслировалась «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского в постанов­ке «Красного факела». В 1965 инженерно-технические работники НСТ первыми в Сибири освоили процесс видеозаписи. В феврале 1959 была создана редакция для детей и юношества. В авторском активе редакции числились писатели Ю. Магалиф, Н. Осинин, В. Михеев и др. В 1959-89 она продолжала оставаться самой крупной на НСТ. Большой популяр­ностью у маленьких телезрителей пользовалась серия те­лефильмов «Физика для малышей» (автор, режиссер, оператор и ведущий Л.Л. Сикорук). Затем последовали «Геомет­рия для малышей», «Астрономия для малышей», «Мир музыки - детям». Фильмы Л.Л. Сикорука, снятые на Новосибирской студии телевидения, смотрели не только жители СССР, но и телезрители 70 стран мира. Для школьников транслировался цикл передач «Ежели Вы вежливы» (о том, как научиться вежливости с ведущим, старухой Шапокляк (артистка И. Петрова) и детьми), «Те­левизионный стадион» (советы изветстных спортсменов А. Ти­хонова, В. Маматова, А. Тарасова). В передаче для старшеклассников «Ровесник» участвовали школьники, учащиеся профессионально-технических училищ, писатели А. Никульков, Е. Сапрун, артист А. Солоницин, художники. Одна из интереснейших и оригинальных передач для детей - «Путь в науку» - появилась по инициативе академика М.А. Лаврен­тьева. Ученый рассказывал юным телезрителям о выборе жизненного пути, отвечал на их письма. Активное участие в ней принимали ученые С. Мигиренко, Е. Мешалкин,С. Беляев, Д. Беляев, А. Яншин.

Регулярные передачи в Красноярске начались в июле 1956 и велись в вечернее время по 2 часа 5 раз в неделю из любительского телецентра. Транслировались киноконцерты и художественные кинофильмы. В пригороде Красноярска велось строительство государственного телецентра. Его пробный эфир состоялся 25 августа 1957. 2 ноября 1957 коллектив телецентра возгла­вил В.М. Замаратский, создается Красноярская студия телевидения под руководством Н. Я. Ковязиной.

В январе 1955 при Тюменском области радиоклубе ДО­СААФ создана секция телевидения. В 1957 в центре города ввели в строй телевышку высотой 62 м, оснащенную передающими антеннами, в здании почтамта оборудо­вали телестудию. В октябре 1957 Тюменский телецентр приступил к ежедневному выпуску первых пробных трансляций. Передавались концерты, художественные, документальные фильмы и пере­дачи 1-й Всесоюзной программы. В 1962 зона дейст­вия охватила районы, в которых проживало 170 тыс. человек. Примерно 6 тыс. жителей города и области являлись обладателями 1-х телевизоров.

Проект постройки телецентра в Иркутске в мае 1956 был утвержден Советом министров СССР, возведение телецентра объявлено ударной комсомольской стройкой. В 1957 сданы в эксплуатацию все основные здания и сооруже­ния, в том числе студийный комплекс и 189-метровая телевы­шка. 31 декабря 1957 с показа художественного фильма «Карнавальная ночь» началось регулярное вещание. Зона уверенного приема ограничивалась городской чертой, отсутствовала ви­деозапись, не было ПТС. Начав с нескольких часов показа в неделю, через 2 года Иркутская студия телевидения выходила в эфир 6 раз в неделю по 4 часа. Основную базу вещания составляли передачи, подготовленные силами коллектива студии («Сибирячка», «Молодость Сибири», «Телевизионный патруль», телеспектакли «Василий Теркин», «Знакомьтесь, Балуев», киноочерки «Легенда об Ангарске», «Ильчир — страна гор», «И расступятся Саяны»), а также кинопрограммы, принимаемые из Москвы. Для детей проводилась серия передач-вик­торин, ежевечерние сказки для малышей, спектакли, мюзиклы «Четыре необыкновенных происшествия в Вишневом переулке» (реж. Г.Д. Люстрицкий), «Что такое работа» (авторского сценария М. Сергеев), «Принцесса на горошине», «Златовласка» (режиссер С. Ефимов), а так­же выходила телегазета «Звонок» в форме шуточных сценок. Первыми режиссерами ИСТ были Р.В. Кур­батова и Г.Д. Люстрицкий. В 1962 коллектив станции насчитывал 243 сотрудника. Тематика основных передач для редакций пропаганды и науки рекомендовалась отделом пропаганды ЦК КПСС. Существовал четкий сценарий передачи, который разрешался для выхода в эфир цен­зором, директором студии, главным редактором. В сценарии были расписаны все предполагаемые тексты участников, все реплики и комментарии диктора.

Первый выход в эфир Кемеровской студии телеви­дения произошел 22 апреля 1958. Монтаж Кемеровского телецентра еще продолжался, поэтому 1-я телепередача транслировалась под управлением и контролем монтажников Ленинградского управления связи. 23 декабря 1958 официально организована Воркутинская студия телевидения, хотя зона охвата телевещанием была сравнительно мала.

1 февраля 1959 считается официальной датой рождения Ха­касского телецентра в Абакане. 1 марта 1960 был сдан в эксплуатацию государственный Хабаровский телецентр с телебашней высотой 200 м. В 1960 начал работать областной телецентр на острове Сахалин. В относительно короткий срок был выстроен аппаратно-студийный комплекс для создания теле­программ и мощный передатчик с антенным хозяйством. 31 декабря 1960 завершилось строительство Улан-Удэнского те­лецентра с 162-метровой телевышкой. 16 июня 1961 состоялось официальное открытие Улан-Удэнской студии телевидения.

В Магадане 15 октября 1957 состоялась опытная передача городского общественного телецентра. Первые телезрители увидели кинохронику и фильм «Депутат Балтики». В 1958 зона уверенного приема телесигнала охватывала площадь не более 50 км. Вещание велось 4, затем 6 раз в неделю. 29 февраля 1960 Магаданское телевидение получило статус государственного.

На Дальнем Востоке энтузиасты телевидения 10 сентября 1953 провели первую пробную телепередачу. 28 июля 1955 в кинотеатре «Уссури» во Владивостоке по установленному телеви­зору в течение 3 часов транслировалась телепередача. 1 января 1956 Владивостокский телецентр получил статус государственного, став на то время единственным государственным телецен­тром от Урала до Тихого океана. В апреле 1957 в Приморье вступила в строй студийная аппаратная. В сентябре 1959 киногруппа Владивостокской студии телевидения под руководством А.Е. Масленникова впервые транслировала докумументальный фильм — картину «Героические будни» о деятельности «Дальзавода». В июле 1960 на экраны телевизоров вышел документальный фильм «Город на Тихом океане». В 1961 введена в действие новая аппаратная студия, выстроена телебашня высотой 182 м, заработали полученные из Центра типовая передающая станция и телекамеры. Телестанция стала производить собственные передачи («Молодежь на стройке Владивостока», «Ученые Приморья — народно­му хозяйству»). В 1959 в крае насчитывалось свыше 12 тыс. телевизоров. В дальнейшем на базе редакции создана ки­ностудия «Дальтелефильм», в октябре 1962 телепрограмма Владивостокской студии телевидения впервые принята к показу по Центральному телевидению.

В 1961 в Петропавловске-Камчатском на Николь­ской сопке вступили в строй телевизионный аппаратно-сту­дийный комплекс, кинопроекционная, зал передатчиков, 100-метровая башня. С 1 мая 1961 в порядке экспери­мента трижды в неделю по 2—3 часа проводились пер­вые передачи. Регулярное вещание началось 17 октября 1961. К январю 1958 закончено строительство первого в Амурской области Райчихинского телецентра. 31 декабря 1957 состоялась пробная телепередача. Официально телецентр открылся в 1962. В марте 1962 начал свою работу телецентр в Благовещенске, при областном радиокомитете организована студия телевидения, которая вещала 3 раза в неделю, а затем ежедневно по 3—5 ч в сутки. Март 1962 принято считать началом регулярного телевещания в Приамурье. Телепередачей Читинского телевидения «Телевидение и мы» 1 октября 1963 началось регулярное вещание в Забай­калье. 8 октября 1963 был введен в эксплуатацию республиканский телецентр в Якутске и начало свою работу Якутское телевидение.

Таким образом, к середине 1960-х гг. все края и области Сибири и Дальнего Востока были охвачены регулярным телевещанием. В 1962 в Сибири насчитывалось 388 тыс. телевизоров, из них в сельской местности 19 тыс. Статистика отмечала быстрый рост телеаудитории. Например, в Новосибирске в 1961 количество зарегистрированных телевизоров составило 43,7 тыс. На начало 1963 в Новосибирске имели телеви­зоры 84 тыс. семей. В 1965 их насчитывалось уже 130 тыс. К концу 1960-х гг. в Новосибирске и области уже 145 тыс. семей имели телевизоры, из них примерно 10 тыс. проживали в сельской местности. У жителей Омска и области в 1964 имелось 100 тыс. телевизоров. В зону четкого приема передач Омской студии телевидения из 17 районов области входили только 6 и столько же — в зону частичного приема.

В 1964 с помощью спутника связи «Молния-1» к Центральному телевидению экспериментально подключен Дальний Восток. В 1967, одновременно с Останкинским телецент­ром в Москве, в СССР введена в эксплуатацию система «Орбита». Возведение радиорелейных кабельных линий позволило к началу 1970-х гг. кардинальным образом уве­личить зону приема телесигнала на обширных территориях Сибири и Дальнего Востока, создать мощную современную техническую базу вещания. В 1968 Новосибирское производственно-техническое управление связи проводило успешные экспериментальные рабо­ты по приему через станцию космической связи «Орбита» программ цветного телевидения. Обладатели цветных телевизоров полу­чили возможность посмотреть в «цвете» парад и праз­днование октябрьской годовщины в Москве. В конце 1960-х гг. на территории Новосибирской области построена широкая сеть радиорелейных линий, установлен 2-й передатчик на Новосибирском телецентре, что позволило начать 2- программное вещание. В 1-й половине 1970-х гг. трансля­цию 1-й программы Центрального телевидения в Тюменской области обеспечивали 5 станций «Орбита» - в Салехарде, Сургуте, Урае, Надыме, Тазовском, 4 телецентра - в Тюмени, Тобольске, Ханты-Мансийске, Нижневартовске и более 20 телеретрансляторов.

В 1960-70-е гг. на экранах телевидения, в литературно-драматических редакци­ях рождаются циклы передач, дающие возможность зна­комить сибиряков с лучшими произведениями зарубежных, советских и сибирских писателей. В ежемесячных передачах - «По стра­ницам литературных журналов», «“Сибирские огни” - читателям» телезрители имели возможность первыми увидеть В.М. Шукшина, В.П. Астафьева. Гостя­ми редакций в эфире становились Ф.А. Абрамов, Б. Ахмадуллина, Я. Смеляков, В. Боков, Н. Эйдельман, В. Прудоминский, А. Вампилов, И. Станишич из Югославии. Постоянными собеседниками сибирских телезрителей и участниками литературно-драматических передач были все ведущие сибирские литературные критики, писатели и поэты: С.П. Залыгин, A. С. Иванов, А. Коптелов, Г. Падерин, В. Лаврентьев, П. Воронин, В. Сапожников, И. Фоняков, А. Рома­нов, А.В. Никульков, Ю.М. Магалиф, Б. Рясенцев,  B. Пухначев, К. Лисовский, Л. Решетников; публи­цисты: Н. Мейсак, Е. Лучинецкий; корреспонденты газет З.М. Ибрагимова, О.Я. Петров; композиторы A. П. Новиков, Г.Н. Иванов, А. Муромов; музыковед B. Н. Калужский и др.

Особое место в телевещании сибирско-дальневосточных студий занимали телефильмы. В 1970 новосибирские телекинемато­графисты переехали в специально для них отстроенное здание и первыми в Сибири стали выпускать свои филь­мы в цвете. В 1972 киностудия получила право начинать каждый свой фильм с титра «Новосибирсктелефильм». За время своего существования «Новосибирсктелефильм» выпустил более 500 телефильмов, более 100 из которых стали лауреатами конкурсов различных уровней: от зональных до международных. Значительная часть документальных (географо-этнографических, фильмов-портретов), научно-популярных, игровых и музыкальных картин составила золотой фонд российской телекинематографии. Вошли в историю телекинематог­рафа и другие региональные телекиностудии: «Дальтелефильм», «Иркутсктелефильм», «Красноярсктелефильм». Кино­ленты, созданные ими, демонстрировались на союзном экране, лучшие приобретались зарубежными киностудиями. «Дальтелефильм» (руководитель П.И. Шварц) занимал 4-е место в системе Гостелерадио СССР по производству фильмов после Москвы, Ленинграда и Новосибирска, производя по 5 часов документальных фильмов в год.

Сибирские и дальневосточные режиссеры, операторы и авторы стали широко известными в стране: режиссер и сценарист Ю.Н. Малашин, режиссер документального кино В.В. Соломин, режиссер Л.Л. Сикорук, кинорежиссер, сценарист, звукорежиссер и музыкальный оформитель О.А. Канищев, кинооператор С.Д. Чавчавадзе, режиссеры В.В. Гоннов, В.М. Гранат, Д.А. Кормаков, Д.К. Гюнтер, Ю. Шепшелевич, А. Масленников, В. Лихачев, Л. Сафрошин, В. Патрушев, С. Ефимов, В.И. Самойличенко, В.Н. Гнедков, кинооператор Б.Б. Травкин, звукорежиссер В.Г. Пугачев, редакторы-сценаристы Ю.А. Мирошниченко, В.А. Ватолин, А.Ф. Косенков, В. Патрушев, ведущие теле- и кинооператоры Н. Ме­лехов, Г.П. Распевин, А.А. Руднев, О.Г. Максимов, Л. Казавчинский, Г.К. Седов, П.В. Сиднев и многие другие. Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ режиссер Ю.А. Шиллер был назван в числе 20 лучших режиссеров-документалистов мира.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1970 Комитет по радиовещанию и телевидению Совета министров СССР преобразовывался в Союзно­республиканский Государственный комитет Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию (с 1977 - Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР)). Вслед за этим последовало преобразование местных комитетов по радиовещанию и телевидению в областные (краевые) комитеты по телевидению и радиовещанию.

К началу 1970-х гг. телевещание охватывает большую часть территории региона. Количество владельцев телевизо­ров стремительно увеличивается (в СССР насчитывалось примерно 35 млн телезрителей на 241,7 млн населения). Радиорелейные линии позволяют транслировать первую программу Центрального телевидения и 2-ю - местного вещания. В 1975 вводится в строй 1-я наземная станция по при­ему передач ЦТ через спутник связи «Экран», а с 1977 станции космического телеприема строятся массово.

В 1975 в Новосибирске появилась передвижная телестанция «Лотос». Она позволила транслировать центральные передачи в «цвете». К концу года был сдан в эксплуатацию телекинопроекционный комплекс цветного изображения. Монтаж его вели московские специалисты из опытно-производственного предприятия Гостелерадио. Пер­вая местная телепередача «в цвете» длилась всего 7 мин. К этому моменту более 700 тыс. семей владели собственными телеприемниками, в том числе около 30 тыс. - телевизорами цветного изображения. В том же 1976 был освоен процесс обработки цветной кинопленки для эфира, а в 1980 - обработки и печати цветных фильмов. В начале 1980-х гг. телепрограммы Новосибирского телевидения смотрели около 90 % жителей Новосибирска, городов и сел области. Студия выходила в эфир ежедневно.

В Омской области в начале 1975 работало 3 телестанции в Омске, Исилькуле и Таре и 2 маломощных телеретран­слятора в Калачинске и Большеречье. Территориально телевещанием было охвачено 18 районов области, из них 6 районов - полностью. В зоне уверенного вещания проживало 74 % населения. Одновременно велось строительство ра­диорелейных линий и мощных ретрансляционных станций во многих районах области. Для покрытия «мертвых зон» между мощными станциями установлено 7 ретрансляторов. К 1980 устойчивым телевещанием было охвачено 90 % населения области, в том числе в Омске - 100 %, в сельской местности - 80 %. На Камчатке с 1973 по 1981 вошли в строй 5 подобных станций связи: в Петропавловске, Ключах, Палане, Тиличиках, Оссоре.

Начало 1980-х гг. ознаменовано модернизацией систе­мы приема «Экран» и развитием систем космического приема «Москва», позволяющих транслировать 2-ю программу ЦТ повсеместно. К концу 1990-х гг. в Алтайском крае  ра­ботали 135 наземных станций системы «Москва», 600 ретрансляторов.

В Амурской области в начале 1980-х гг. на 900 тыс. на­селения насчитывалось 230 тыс. телевизоров, вещание велось по 2 программам. Первую программу в цвете, передаваемую из Москвы по системе «Орбита-2» и «Экран», могли смотреть 88 % жителей области. Вторую программу, транслируемую в черно-белом варианте из Благовещенска в течение 3,7 часов в сутки, могли увидеть лишь 62,5 % населения. В 1982, по окончании возведения в южных густонаселенных районах области радиорелейной линии и монтажа на передающих станциях вторых пере­датчиков, принимать 2-ю программу телевидения могли около 75 % владельцев телевизоров. Одновременно тянулась радиорелей­ная линия по «Малому БАМу», позволявшая в обозри­мом будущем увеличить технический потенциал телевидения. В 1985 в зоне уверенного приема программ 1-го канала проживало 94 % населения области (в т. ч. 99,9 % городского и 81,9 % сельского). Второй программой, состоявшей из передач Центрального и Амурского телевидения, было охвачено 77,8 % населения (в т. ч. 97,6 % городского и 64 % сельского населения). Практически на всей территории области телевидение стало цветным. Год от года увеличивался объем телевещания. Так, в Амурской области он составлял: в 1973 — 8 часов, в 1975 — 11,7, в 1977 —
14,7, 1980 — 16,3, в 1983 — 23,4 часа, а к 1987 вещание на двух каналах достигло 26,7 часов в сутки.

К середине 1980-х гг. в стране сложилась единая мощная система телевещания, аудитория которого достигла 240 млн зрителей. Количество телевизоров за это время увеличилось до 90 млн (на 286,7 млн населения). 93 % телезрителей могли принимать 1-ю программу Центрального телевидения, 84 % — 1-ю и 2-ю. Зона действия спутникового телевеща­ния в регионе включала его самые отдаленные уголки. Например, в Тюмени 1-й канал Центрального телевидения могли смотреть 90 % населения области. Потенциальная аудитория 2- го канала, в основе которого было вещание Тюменской студии телевидения, составляла 70 % жителей южных районов области и Ханты-Мансийского автономного округа. После завершения строительства сети радиорелейных линий Ханты- Мансийск—Салехард в зону уверенного приема местного телесигнала вошла территория Ямало-Ненецкого автономного округа. В середине 1980-х гг. Т. Магадана покрывало площадь почти в 500 тыс. кв. км. Первую передачу в цветном изображении жители области увидели 7 ноября 1980, полностью перей­ти на цветное вещание Магаданская студия телевидения смогла в 1985.

В 1987 в сетке вещания государственных телекомпаний произо­шли изменения. Руководство ГТРК «Новосибирск» пришло к решению создать ежедневную информационно-публицистическую программу «Панорама». С 23 марта 1987 передача стала выходить 5 дней в неделю. «Панорама» стала освещать вопросы науки, образования и воспитания подрастающе­го поколения, состояние медицинского обслуживания, работы городского транспорта, строительства жилья, процессов в промышленности и сельском хозяйстве и т. п. Программа «Зеркало» (руководитель К.А. Карамнова), вышедшая в эфир в декабрь 1987, кроме острых проблем, уделяла постоянное внимание проблемам молодежи, состо­янию нравственности, вопросам социальной справедливости.

Конец 1980-х — начало 1990-х гг. вошли в историю те­левещания как время коренных преобразований. Демонтаж существовавшей политической и идеологической системы, процессы дальнейшего образования на постсоветском пространстве новых независимых государств, перевода экономики на рыночные принципы хозяйствования сказались и на региональном телевидении. В начале 1990-х гг. произошли многоэтапная реорганизация государственных структур, становление коммерческого вещания и появление стремительно складывавшегося сектора негосударственного телевидения. В 1992 введена практика лицензиро­вания вещания, узаконившая негосударственное телевидение, существовавшее до этого в форме дочерних предприятий государственных студий. Процесс экспансии крупнейших центральных телекомпаний на региональный телевизионный рынок начался в середине 1990-х гг. Помимо этого наблюдается завоевание местного телерынка центральными рекламными агентствами. Приоритетными для рек­ламы стали Новосибирск, Красноярск, Омск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. В Новосибирске в 1996—97 большая часть местного рекламного рынка попала под кон­троль компании «Видео-Интернэшнл’С» (Москва). С 1998 крупнейшее рекламное агентство компания «Медиа сервис “Видео Интернешнл’С”» стало продавать рекламные ресурсы телеканалам НТН-4 и NTSC. Спустя 2 года компания «ВИ’С» уже контролировала рекламные сборы практически на всех новосибирских каналах.

С 1992 началась реорганизация государственных телерадиоко­митетов. Прошло объединение творческих и технических служб, а комитеты переименованы в компании. В ноябре 1998 в России был создан холдинг, в который вошли Всероссий­ская государственная телерадиокомпания (ВГТРК), все региональные ГТРК, ОРТПЦ и др. теле- и радиовещательные предприятия. Благо­даря творческим и техническим возможностям Новосибирская государственная телерадиокомпания вошла в тройку российских компаний, име­ющих право вещать 5 часов в сутки (все остальные — 2,5 часа). Передачи ГТРК «Новосибирск» принимались в 27 райцентрах, что позволяло охватить вещанием 87 % населения области. По некоторым экспертным оценкам, к началу 2000-х гг. доля государственных технических средств в сфере эфирного вещания составляла около 70 %.

В Томской области в начале XXI в. действовало 15 местных телекомпаний и телестудий, большая часть которых были негосударственными структурами. Телетрансляцию вели федеральные, ре­гиональные и областные каналы: «Культура», РЕН ТВ, НТВ, ТВС, ТНТ, СТС, MTV, ТВ-Центр, TV-XXI, NTSC, ГТРК «Томск», ТВ-2, «Открытое ТВ», студия «Антенна», те­лекомпания «Эфир». В Красноярском крае к начале ХХI в. на территории края к негосударственным структурам относилось около 80 % электронных СМИ. В течение 5 лет подряд лидер­ские позиции на региональном рынке новостей не уступает телекомпания «ТВК», за ней следуют «Афонтово» и КГТРК, замыкают список «7-канал» и «Прима-ТВ». Се­тевой принцип организации вещания стал весьма популярным для телевидения Сибири и Дальнего Востока. Местные негосударственные телекомпании к началу 2000-х гг. образовали уникальный симбиоз развлекательной направленности федерального канала и информационной — местного (как СТС и «Мир» в Новосибирске, ТНТ и «Антенна-7» в Омске, «ТВ-2» и РЕН ТВ в Томске). Ведущей тенденцией в телевидении на рубеже веков стала де­централизация и регионализация вещания, способного учитывать социальные и демографические особенности населения краев и областей, его запросы и интересы.

Лит.: Васильевская Э.В. Очерки истории развития телевидения в Западной Сибири. Новосибирск, 1978; Гайдучок О.Я. Телевиде­ние и радиовещание в Тюменской области: 1944—1970-е гг. // Тюмен­ский исторический сборник. Тюмень, 2004. Вып. VI; Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004; Козлова Л.В. Развитие Амурского телевидения (1968—1991 гг.) // Амурский краевед. Матер. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2005. Вып. 22; Зырянова Т.Д. Рождение Иркутского телевидения // Стра­ницы истории российской журналистики: от Николая Полевого до наших дней. Иркутск, 2007; Петров И.К. Телевидение Бурятии — первое десятилетие // Там же.

И.В. Лизунова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири