Теленгиты // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТЕЛЕНГИТЫ, теленгет, теленет, теленут ( самоназв.), чуйцы (алтайцы, «люди с Чуи»), татары, телеуты, урянхай­цы, урянхайские калмыки (устаревший русский), народ в РФ, коренное население Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай. Живут в долинах рек Чуи и Аргута. Численность населения: 1859 - 18 470 человек, 1897 в 1-й и 2-й Чуйских волостях - 4 849 теленгитов и телесов, 1926 - 3 414 человек, 2002 - 2 399 человек. В советский период теленгиты рассматривались как этнографическая группа алтайцев и в переписях отдельно не учитывались. Теленгиты относятся к южносибирской расе с примесью центрально-азиатского антропологического типа. Говорят на теленгитском диа­лекте алтайского языка кипчакской ветви тюркской группы алтайской языковой семьи. Распространен русский язык. Письменность была создана в XIX в. на основе русской графики и диалекта алтай-кижи.

Большинство исследователей рассматривают теленгитов как потомков древнетюркского племени доланьге, входившего в племенное объединение теле в VI в. и участвовавшего в образовании тюркского каганата. В VII в. переселились из Монголии в Туву, а в VIII в. - в верховья Иртыша на Алтай. В последующем происходило смешение местного населения с монгольскими племенами (XIII, XV-XVIII вв.) и этническими группами, прибывавшими с территории Саян (XVIII- XIX вв.). Теленгиты и телеуты составляли единую тюркоязычную общность до начала XVII в., когда телеуты переселились в Верхнее Приобье. В XIX в. (отчасти и в наши дни) эт­ноним «теленгет» использовали алтай-кижи, телесы и телеуты. На протяжении XVIII - 1-й половины XIX в. были двоеданцами Китая и России. В состав России вошли в 1864. Этническая консолидация теленгитов происходила на территории двух Чуйских волостей, во главе которых находились зайсаны и демичи. Существует деление на роды.
Традиционные верования - шаманизм, культы огня (об­ряд «Сан салары»), гор, духов, предков, семейных и родовых покровителей. Вселенная представлялась разделенной на верхний, средний и нижний миры. Подвергались христианизации со 2-й половины XVIII в. Открытие Алтай­ской духовной миссии в 1828 ускорило христианиза­цию. Семья большая патриархальная, патрилокальная, наследование патрилинейное. Существовали обычаи авункулата, левирата, избегания (табу на общение невестки со стороны мужскими родственниками мужа и т. д.). Распространен институт калыма и кузенный брак. Спе­цифичными были способы погребения: подкурганный и трупосожжение.

Традиционные занятия - полукочевое скотоводство (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды, яки), охота, соби­рательство, промысел кедрового ореха, ручное земледелие (ячмень). В течение года места кочевок менялись: летом в долинах, зимой на склонах гор. С помощью лука-са­мострела, кремневого ружья и ловушек охотились на лисиц, маралов, соболей и т. д. При обработке полей применялась мотыга, деревянная соха, а также искусствен­ное орошение путем отвода канав от горных речек. Под влиянием русских распространилось огородничество на рубеже XIX-XX вв. Основные средства передвижения - лошадь, лыжи (на охоте). Традиционными ремеслами теленгитов были обработка кожи, выделка войлока и овчин, изготовление грубой замши.

Жилища - войлочная коническая юрта (кереге), крытая корой лиственницы и ориентированная входом на юг, чум (аланчик) конической формы, крытый корой или войло­ком. Тип поселений - аильный. Аил, располагавшийся обычно у водоема, образовывала 1 большая семья, члены к-рой жили в нескольких жилищах. Все орудия труда, скот находились в собственности отдельных. семей. Одежда - сапоги, длинная туникообразная рубаха, штаны, по­верх - халат из сукна (запахивался слева направо), длинная овчинная шуба, меховая шапка конической формы. Замужние женщины носили поверх одежды чегедек - длиннополую безрукавку. Утварь и посуда делались из дерева или кожи.

Основа пищевого рациона - мясо (обычно зимой), ква­шеное молоко, масло, твердый копченый сушеный и пре­сный сыр, суп с конским мясом и ячменной крупой, чай, талкан, съедобные стебли и коренья диких растений. Существовали развитая космогония и мифология, фольклор, эпос («Алтай-Буучай»).

В последнее десятилетие ХХ в. отмечается рост национального самосознания, сопровождающийся возрождением традиционных праздников (новый год «Чага-Байрам»), ис­кусства, горлового пения, родовой организации и созданием фольклорных ансамблей. Современные теленгиты живут оседло, занимаясь животноводством и земледелием.

Лит.: Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953; Он же. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969; Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989; Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001; Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала XX века. Новосибирск, 2005; Тюркские народы Сибири. М., 2006.

В.В. Николаев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири