Россия складывалась как многонациональное государство. Поэтому проблема формирования взаимоотношений между людьми с разными культурными традициями, историческими судьбами является актуальной. Ошибки в решении национального вопроса для полиэтнического государства чреваты осложнениями и нежелательными последствиями: либо полным национальным нивелированием, либо проявлениями шовинизма и национализма.
Особенно злободневна задача воспитания национальной и религиозной терпимости сегодня, в условиях политической и экономической нестабильности, которая при известном повороте событий может угрожать целостности государства. С этой точки зрения интересен исторический опыт взаимоотношений государства с любым народом России в любой период ее истории, в том числе с татарами, которые являются вторым по численности этносом в Российской Федерации, и разработка темы, связанной с историей татарских общин Иркутской губернии, может дать практические результаты.
В последние годы в России отмечается всплеск научного интереса к изучению истории Российской империи. Этот интерес возник на фоне поиска альтернативы национальной парадигме, когда идея национального государства подверглась серьезным испытаниям на Балканах и территории бывшего СССР. Среди широкого круга проблем, связанных с имперской тематикой, к числу наиболее востребованных относятся имперские национальные и этноконфессиональные вопросы: «грузинский», «польский», «украинский», «кавказский» и т. п. Это не случайно, поскольку большинство этих разного рода больших и малых вопросов, зародившись в период Российской империи, продолжают оказывать воздействие на внешне- и внутриполитические процессы, происходящие в постсоветской России.
С этих позиций особенно показателен для рассмотрения период второй половины XIX – начала XX в. Российская империя представляла собой многонациональную, поликонфессиональную державу, в которой важное место занимали татарские общины. В составе Российской империи этого периода были собственно татарские территории, а также те, где проживало мусульманское население.
Несмотря на буржуазные реформы второй половины XIX в., основной формой существования татарского населения России являлись национально-конфессиональные образования – общины. Еще в конце XVIII в. произошло официальное признание мусульманской религии. Тогда же для управления делами мусульман были созданы специальные институты.
Так, в 1788 г. было создано Оренбургское магометанское духовное собрание в Уфе, в 1831 г. Таврическое магометанское управление в Симферополе, в 1872 г. шииты Закавказья получили свою духовную организацию во главе с шейхом.
В исследуемый период татары, как правило, компактно населявшие кварталы деревень, городских слобод, в своем быте старались следовать требованиям шариата, и организовывались в особые социальные сообщества, регулировавшие межличностные, межгрупповые взаимоотношения. Из таких общин в большинстве своем состояло татарское население Иркутской губернии в исследуемый период. Общины имелись в городах, крупных селах. Кроме того, нами выявлены этнически однородные татарские деревни, которые также представляли собой национально-конфессиональные общины. Серия социальных и политико-организационных мероприятий правительства в сочетании с социокультурными изменениями, произошедшими внутри самого татарского общества, способствовали значительной интеграции его в общегосударственную имперскую структуру.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей