Очередную попытку вывести Тальцинскую фабрику из состояния упадка и сделать это производство доходным предпринял В.П. Катышевцев[1].
Архивные документы сообщают, что в 1868 г.
потомственный почетный гражданин иркутский 1-й гильдии купец Василий Петров Катышевцев купил главные акции из банка Медведниковой, бывшие в залоге, и с трудом собрал 13 человек акционеров для выдачи ему доверенности на управление фабрикой; затем Катышевцев, в период 1 года и 2 месяцев встретил полное бездействие акционеров, что и вынудило его продать свои акции купцу А.А. Шмотину, и в конце 1869 г. уехал в Россию с целью обогатиться там познаниями по этому предмету на фабриках и заводах. В 1871 г. Катышевцев, возвратившись в Иркутск и преследуя цель восстановить производительность с усовершенствованием фабрики, действуя самостоятельно, на свои средства выписал из России сведущих мастеров, материалы, машины, самоткацкие станки и прочее. В предупреждение конкуренции на приобретение рабочих рук, какую составляет золотопромышленность здешнего края, он с 1878 г. выделывал хрустальную и стеклянную посуду, исполнял заказы жителям города и, кроме того, имел в Иркутске магазин, где сбывал фабричное производство.
Для восстановления Тальцинской посессионной фабрики на приготовительные работы ввиду уменьшения рабочих рук при постановке самоткацких станков с машинами "Мартена" и всеми другими необходимыми приготовлениями при 25-сильном паровом двигателе системы "Торнеби" и 30 ручных станков, Катышевцев сделал затрату капитала, выразившуюся в следующей цифре: заплочено за покупку акций 33 049 руб., за провоз мастеров из Петербурга и Риги 4547 руб., на выписку двух комплектов мастеров суконных 4503 руб., исправление старых и постройка новых зданий 8 тыс. руб., закуп суконных машин и 14 самоткацких станков 30 612 руб. 58 коп., перевозка их из России до фабрики 14 750 руб. На ремонтировку по случаю поломки их в дороге 7300 руб., на локомобиль с доставкою на место 30 тыс. руб., покупка сибирской шерсти 52 109 руб. 56 коп., шленской шерсти, привезенной из России, 1625 руб., жалования служащим и рабочим 138 руб., итого заплачено 325 320 руб. 22 коп.
Из этой суммы получено в возврате за изделия проданные 98 849 руб. 28 коп. Понесено убытков в пожаре, бывшем 24 июля 1879 г.: сгорело 350 половин сукна на 12 600 руб., 11 072 п. 26 ф. шерсти на 4826 руб. 92 коп., хрусталя на 3090 руб. 20 коп., фарфора на 1076 руб. 16 коп., стекла на 6976 руб. 18 коп., итого 127 418 руб. 77 коп.
Изложенные данные свидетельствуют, что Тальцинская фабрика свою: производством не только не составляет прибыли фабриканту, как донесла Иркутская Казенная палата в Департамент торговли и мануфактур, но даже пока не оправдывает узаконенных процентов на затраченный капитал, и таким образом г-н Катышевцев... имеет за фабрикой по 15 июля 1879 г. - 197 901 руб. 44 коп.[2].
Меры, предпринятые владельцем по оживлению деятельности фабрики и расширению производства изделий, особенно выделки сукна, принесли своп результаты. Но реконструкция фабрики проходила в непростых условиях, сложившихся вокруг спора о земле между владельцем и рабочими. После реформы 1861 г. рабочие оказались в очень трудном положении. После отмены крепостного права владельцы отказали им в пользовании льготами, предусмотренными «Положением 1814 г.» и, прежде всего, в праве пользования фабричной землей. Количество земли, бывшей в их пользовании до освобождения. «1400 дес, в том числе покосной — 200 дес, а остальное — лесных угодий. Сами владельцы для своих надобностей арендовали покосы в монастырских дачах и нередко при увеличении числа рабочих фабрики из арендованных покосов уделяли часть им. Из лесных угодий необходимое количество дров – для фабричного производства владельцы фабрики покупали у тех же рабочих за условленную посаженную плату с вычетом из оной суммы, следующей за отпускаемое рабочим и их семействам продовольствие... Такое исключительное владение рабочих фабричными землями изменено в 1867 г. по распоряжению акционерной компании, которая отобрала от рабочих принадлежащие им земли и оттеснила во владении даже усадебными местами и домообзаведениями, каковые стеснения еще более усилились с приобретением фабрики купцом Катышевцевым, считавшим не только отведенную фабричную землю, но и все возведенные рабочими для себя дома и строения своею личною собственностью... Управление фабрики начало хлопотать о выдворении бывших рабочих из их домов, рабочие же в свою очередь жаловались на эти притеснения...»[3]
Катышевцев оснастил производство новым современным оборудованием, что позволило ему значительно сократить количество рабочих рук, занятых на фабрике. Остальные рабочие, оказавшись не у дел, рисковали остаться и без жилья, причем это коснулось значительной части жителей Тальцинска. По посемейным спискам, «бывших рабочих и малолетков Тальцинской фабрики и посторонних людей, владеющих... домами, 38 семейств, из коих иркутских мещан — 30, солдатского звания — 4, крестьян — 3 и поселенцев — 1. В подушном исчислении это составляло: из бывших рабочих — 98 мужчин и 86 женщин, из крестьян — 10 мужчин и 6 женщин и 8 человек из семейства поселенца»[4].
Мастеровые, приписанные к фабрике, на основании Дополнительных правил, утвержденных 19 февраля 1861 г., были приравнены к крестьянам и освобождались как крестьяне, отбывающие работы на помещичьих фабриках. По этим правилам они не имели права на земельный надел, а также должны были выкупить у фабрики дома, построенные за ее счет. Кроме того, бывшие рабочие обязаны были приписаться к какому-либо городскому или сельскому обществу, по их выбору, а до переселения имели право на пользование в Тальцинской фабрике усадьбами, покосами и топливом.
Действия губернских властей натолкнулись на нежелание жителей Тальцинска покидать свои дома и переселяться в другие места. Отметим, что в неопределенном состоянии пребывали и жители других селений, располагавшихся на Байкальском тракте — Лиственичного и Никольского. Формально они не были отнесены ни к одному сословию, а значит, не несли положенных повинностей. Власти были заинтересованы в урегулировании этого сложного вопроса:
означенные селения стоят на самом проезжем тракте, где отправление сельских повинностей, как-то: поправка дорог, возка и кормежка солдат и т.п. сопряжены с громадными денежными расходами, превышающими их скудные средства, тем более что большинство их, живя случайными заработками, относят уже приходскую повинность на две церкви; то посему содержать сельское управление и относить повинности они находят невозможным и превышающим их силы... Население Лиственичного, Никольского и Тальцинского селений составляет сбор разного народа, не пользующегося... одобрением в нравственном отношении. Здесь живут и иркутские мещане и поселенцы не только Иркутской, но и других губерний, а также казаки и крестьяне... они пользуются полной свободой для бродяжнической жизни[5].
В конечном итоге Тальцинск на общем основании был подчинен управлению Большеразводинского сельского старосты Смоленской волости.
На этом сложном фоне фабричное производство продолжало действовать и в 1878 г. представляло собой целый комплекс строений:
шатер для хрусталя, "шлифный" корпус для хрусталя, расписная с муфельною печью, один корпус суконный. В стеклянном заводе один корпус гончарный, два горна, одна шатровая постройка с печами для сплава стекла... Действует двумя паровыми 18-сильными машинами и водяным приводом... Мастеровых и рабочих числилось 152 человека, из них 10 женщин, а кроме того, 9 служащих[6].
В 1880 г. владелец начал отстраивать еще два корпуса — один для производства суконных изделий, другой — для стеклянных. Некоторое время дела шли неплохо, и, с учетом сделанных затрат, можно было надеяться на получение в скором времени прибылей. В 1882 г. В.П. Катышевцев открыл в Иркутске магазин, где под вывеской «Тальцинской фабрики» торговали сукном для дамских «дипломатов» и мужских пальто.
Одновременно владелец предпринимал шаги, направленные на признание за ним права собственности на земли, отведенные фабрике. В своем прошении на имя губернатора он заявил, что бывшие рабочие, несмотря на то, что приписаны к иркутскому мещанскому обществу, не желают покидать фабричные места и занимают фабричные дома, а поэтому Катышевцев просил «оградить принадлежащие Тальцинской фабрике земли от посторонней эксплуатации и сделать распоряжение о выдворении с земель проживающих на них иркутских мещан, бывших рабочих фабрики»[7]. 22 сентября 1883 г. от Иркутского Губернского Правления была получена «данная потомственному почетному гражданину Василию Петрову Катышевцеву на владение Тальцинской фабрикой, состоящей в иркутском округе в расстоянии 40 верст от г. Иркутска к морю Байкалу, со всеми принадлежащими фабрике землями в количестве одной тысячи четырехсот тридцати четырех десятин трехсот одной квадратной сажени, сенокосными и другими угодьями, строениями, корпусами, домами с усадьбою и всем движимым имуществом, стоющим 40 тыс. руб.»[8] Однако принятое решение уже мало что могло изменить в делах Катышевцева: он разорялся, был объявлен вскоре несостоятельным должником, а фабрика отдана в залог Д.В. Плетюхину. Эти события ускорили процесс сокращения населения Тальцинска, начавшийся в 1860-е гг. За два года, с 1883-го по 1885-й, оно уменьшилось с 230 до 138 человек, а число дворов за то же время — с 70 до 50.
Фабрика прекратила свое действие, в течение длительного времени люди вынуждены были заниматься различными промыслами и случайным заработком. Производство сукна было окончательно свернуто, а станки и оборудование приобретено владельцами Тельминской фабрики. В Иркутской летописи за 1895 г. находим упоминание о том, что «г-н Вольский на углу Амурской и Набережной улиц на месте школы Трапезникова строит здание для театра из леса купленного здания Тальцинской фабрики, который сплавлен по Ангаре на плотах»[9].
В силу сложившихся обстоятельств в Тальцинске не получили развития ни мелочная торговля, ни сеть питейных заведений, как это было в обычных селениях. Единственная распивочная, в которой хозяйничал иркутский цеховой И.Е. Казаков, была открыта Катышевцевым в его собственном доме.
Помимо фабричных и жилых зданий в Тальцинске находились и общественные строения. В 1874 г. здесь был построен казенный дом для помещения почтовой станции вместо нанимавшегося для этой цели и ставшего ветхим дома. Постройку станции вел купец Шмотин, который ходатайствовал «о разрешении произвести новую постройку на конце фабрики, при въезде из г. Иркутска, не переезжая мост»[10]. В 1882 г. при Тальцинской почтовой станции по проекту архитектора Э. Гофмана были исправлены конюшня, амбар и забор с воротами.
В доме содержателя С.И. Ситникова находилась обывательская станция на две пары лошадей. Любопытная деталь: в 1897 г. почтосодержатели Патроновской и Тальцинской станций Амурского тракта подали прошение об увеличении платы за гоньбу после постройки железной дороги, т.к. это вызвало «стечение народа и разгона лошадей».
Для размещения арестантов, проходивших в Забайкалье по Амурскому тракту, в Тальцинске был построен пересыльный этап. Для него в 1870-х гг. возведены казарма и офицерский флигель. Строительство велось под наблюдением архитекторов А. Разгильдеева и Э. Гофмана подрядчицей — дворянкой Харьковской губернии Софьей Сафьянниковой.
В 1859 г. в Тальцах была построена деревянная Казанская церковь. По «Положению...» 1814 г. церкви при фабрике не полагалось «по малопространству». На службу в воскресные и праздничные дни рабочие ходили в ближайшую Никольскую церковь, а при необходимости священник призывался за счет содержателя фабрики. Со временем здесь была построена часовня. Позднее «усердием коллежского асессора Николая Егорова Мальцева с помощью прихожан и посторонних доброхотных жертвователей церковь построена. Освящена по благословению Преосвященного Евсевия, архиепископа Иркутского в 1859 г. 18 июня кафедральным протоиереем Фортунатом Пету-ховым соборно. Зданием деревянна, с такового же над папертию колокольней, прочна. Престолов в ней один, во имя Казанския Божия Матери». Со времени построения до 1862 г. она была приписанною к Байкальской Никольской церкви, а с октября 1876 г. по ходатайству владельца фабрики почетного гражданина В.П. Катышевцева «церковь сия объявлена самостоятельным приходом с штатом при ней из настоятеля и вольнонаемного псаломщика, и определено приходу сей церкви состоять из Тальцинского селения и окрестных Молодовского и Пашковского.
Земли при сей церкви пахотной и сенокосной нет. Земли, составляющей ограду церковную» в длину 16 саж., и в ширину 16 саж. Ограда вокруг церкви крайне ветха.
Дом для священника есть, но в нем живет по распоряжению владетеля фабрики один из фабричных служащих; священник же помещается в фабричном доме, крайне неудобном, холодном, требующем неотложной ремонтировки, необустроенном службами и отстоящем от церкви в одноверстном расстоянии, что весьма неудобно для священника при частой ходьбе в храм для исполнения треб»[11].
На содержание Тальцинской церкви жертвовали Н.Е. Мальцев, купцы Трапезниковы, Оболтин, иркутский мещанин Тихомиров и другие. В 1895 г. владельцем фабрики построены для священников дома, в одном из которых в 1913 г. была открыта церковноприходская школа, где обучалось 50 учеников -25 мальчиков и 25 девочек[12].
[1] Катышевцев Василий Петров — крупный золотопромышленник, в 1870-х гг. — гласный Городской думы, крупный благотворитель. В 1885 г. разорился и переехал в Москву на постоянное место жительства.
[2] ГАИО. Ф. 32.Оп. 3. Д. 83. Л. 8–9.
[3] ГАИО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 142. Л. 3.
[4] Там же.
[5] Там же. Ф. 24. Оп. 10. Д. 2. Л. 9 об.
[6] ГАИО. Ф. 90. Оп. 4. Д. 520. Л. 481, 492.
[7] Там же. Ф. 32. Оп. 15. Д. 32. Л. 3.
[8] Там же. Ф. 39. Оп. 1. Д. 142. Л. 15.
[9] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881—1901 гг. — Иркутск, 1993. — С. 328.
[10] ГАИО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 520. Л. 245, 248.
[11] ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 295. Л. 91.
[12] Там же. Оп. 6. Д. 168.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей