Новости

Судостроение в Иркутской губернии и области // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Вы здесь

Судостроение в Иркутской губернии стало развиваться одно­временно с русским освоением территории. К началу XVIII в. оно превратилось в самостоятельную отрасль хозяйства. В те годы основ­ными путями сообщения были реки, поэтому приходилось строить много небольших судов — лодок, дощанок, каюков и др.

Много сплавных судов строилось в бассейне Лены. Этому спо­собствовало промышленное освоение золотых приисков в Лено-Ви­тимском районе с середины XIX в.

В начале XX в. выделилось несколько районов судостроения, действующих и поныне. Здесь сформировались местные кадры судо­строителей. На Лене судостроительные верфи возникли в Качуге, Жигалове и Усть-Куте; на Ангаре — в Иркутске; на Байкале — в Листвянке и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ).

По своему назначению суда разделялись на транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские, буксирные), промыс­ловые (рыболовные), технические (дноуглубительные, плаву­чие краны) и специальные (пожарные, ледоколы, паромы).

Кроме того, по способу перемещения суда делились на самоход­ные и несамоходные. В свою очередь самоходные суда по типу двигате­ля разделялись на парусные, паровые (с паровой машиной) и дизель­ные. Примерно до середины 1930-х гг. 90 % самоходного флота имело паровые машины. К середине 1950-х гг. более половины судов оснасти­ли дизельными двигателями, более легкими, экономичными, быстро­ходными. Сейчас почти все суда — электроходы (с дизельным двигате­лем, оснащенным электрической передачей на гребные винты).

Корпуса судов могли быть деревянными или металлическими. Стальные корпуса легче, прочнее и долговечнее, чем деревянные. Затраты мощности на их перемещение меньше. В довоенный период было много деревянных судов. В настоящее время все суда являются металлическими. Исключение составляют лишь небольшие рыбацкие лодки и карбасы.

Каждое судно, для обеспечения возможности его эксплуатации, обладает определенными мореходными качествами. Основными из них являются плавучесть (способность судна держаться на плаву с определенным грузом на борту), остойчивость (способность допускать крен и возвращаться в нормальное положение), ходкость (способность двигаться с максимальной скоростью при наименьшей затрате мощности), управляемость (возможность легко и быст­ро изменять направления движения). Ходкость и управляемость зависят от формы судна, его водоизмещения, количества ходовых вин­тов, конструкции рулевого механизма.

Таблица 32.3 Характеристика речной сети Иркутской области, используемой для судоходства

Река, бассейн

Общая длина, км

Длина в пределах области, км

Протяженность судоходных путей, км

Лена

4400

1 931

1 705

Нижняя Тунгуска

2 989

1 731

560

Витим

1 837

580

580

Ангара

1 779

1 107

1 107

Уда и Чуна

1 203

1 203

736

Бирюса

1 012

1 012

670

Киренга

746

746

300

Ока

630

349

440*

Большая Чуя

512

390

55

Иркут

488

173

62

Белая

359

281

83

Мама

350

220

100

Илим

340

340

208*

Китой

322

174

35

    Бассейн Байкала

1 500

520

520

Итого

18467

10 757

7 161

 

* До строительства Братской ГЭС

Помимо габаритных размеров, определяемых по грузовой ва­терлинии (до которой судно погружается в воду), каждое судно ха­рактеризуется водоизмещением (вес судна с грузом, равный весу воды, вытесненной его подводной частью) и грузоподъем­ностью (водоизмещение за вычетом веса судна).

По роду движителей суда подразделяются на винтовые (с одним или несколькими гребными винтами), колесные (с гребны­ми колесами) и водометные.

В советский период количественный рост флота и качественное улучшение его технической базы потребовали реконструкции мощно­стей судостроительных и судоремонтных предприятий. Все они были оснащены новым современным оборудованием.

Были построены сухогрузные теплоходы, танкеры, теплоходы для малых рек, винтовые толкачи, пассажирские дизель-электроходы, скоростные суда на подводных крыльях.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров Михаил Алексеевич, Суходолов Александр Петрович | Источник(и): Экономика Иркутской области: В 3 т. — Иркутск: Изд-во БГУЭП (ИГЭА) : 2002. Т. 3. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2002 | Дата последней редакции в Иркипедии: 04 февраля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Экономика Иркутской области | Библиотека по теме "Экономика"