Судостроение в Иркутской губернии стало развиваться одновременно с русским освоением территории. К началу XVIII в. оно превратилось в самостоятельную отрасль хозяйства. В те годы основными путями сообщения были реки, поэтому приходилось строить много небольших судов — лодок, дощанок, каюков и др.
Много сплавных судов строилось в бассейне Лены. Этому способствовало промышленное освоение золотых приисков в Лено-Витимском районе с середины XIX в.
В начале XX в. выделилось несколько районов судостроения, действующих и поныне. Здесь сформировались местные кадры судостроителей. На Лене судостроительные верфи возникли в Качуге, Жигалове и Усть-Куте; на Ангаре — в Иркутске; на Байкале — в Листвянке и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ).
По своему назначению суда разделялись на транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские, буксирные), промысловые (рыболовные), технические (дноуглубительные, плавучие краны) и специальные (пожарные, ледоколы, паромы).
Кроме того, по способу перемещения суда делились на самоходные и несамоходные. В свою очередь самоходные суда по типу двигателя разделялись на парусные, паровые (с паровой машиной) и дизельные. Примерно до середины 1930-х гг. 90 % самоходного флота имело паровые машины. К середине 1950-х гг. более половины судов оснастили дизельными двигателями, более легкими, экономичными, быстроходными. Сейчас почти все суда — электроходы (с дизельным двигателем, оснащенным электрической передачей на гребные винты).
Корпуса судов могли быть деревянными или металлическими. Стальные корпуса легче, прочнее и долговечнее, чем деревянные. Затраты мощности на их перемещение меньше. В довоенный период было много деревянных судов. В настоящее время все суда являются металлическими. Исключение составляют лишь небольшие рыбацкие лодки и карбасы.
Каждое судно, для обеспечения возможности его эксплуатации, обладает определенными мореходными качествами. Основными из них являются плавучесть (способность судна держаться на плаву с определенным грузом на борту), остойчивость (способность допускать крен и возвращаться в нормальное положение), ходкость (способность двигаться с максимальной скоростью при наименьшей затрате мощности), управляемость (возможность легко и быстро изменять направления движения). Ходкость и управляемость зависят от формы судна, его водоизмещения, количества ходовых винтов, конструкции рулевого механизма.
Таблица 32.3 Характеристика речной сети Иркутской области, используемой для судоходства
Река, бассейн |
Общая длина, км |
Длина в пределах области, км |
Протяженность судоходных путей, км |
Лена |
4400 |
1 931 |
1 705 |
Нижняя Тунгуска |
2 989 |
1 731 |
560 |
Витим |
1 837 |
580 |
580 |
Ангара |
1 779 |
1 107 |
1 107 |
Уда и Чуна |
1 203 |
1 203 |
736 |
Бирюса |
1 012 |
1 012 |
670 |
Киренга |
746 |
746 |
300 |
Ока |
630 |
349 |
440* |
Большая Чуя |
512 |
390 |
55 |
Иркут |
488 |
173 |
62 |
Белая |
359 |
281 |
83 |
Мама |
350 |
220 |
100 |
Илим |
340 |
340 |
208* |
Китой |
322 |
174 |
35 |
Бассейн Байкала |
1 500 |
520 |
520 |
Итого |
18467 |
10 757 |
7 161 |
* До строительства Братской ГЭС
Помимо габаритных размеров, определяемых по грузовой ватерлинии (до которой судно погружается в воду), каждое судно характеризуется водоизмещением (вес судна с грузом, равный весу воды, вытесненной его подводной частью) и грузоподъемностью (водоизмещение за вычетом веса судна).
По роду движителей суда подразделяются на винтовые (с одним или несколькими гребными винтами), колесные (с гребными колесами) и водометные.
В советский период количественный рост флота и качественное улучшение его технической базы потребовали реконструкции мощностей судостроительных и судоремонтных предприятий. Все они были оснащены новым современным оборудованием.
Были построены сухогрузные теплоходы, танкеры, теплоходы для малых рек, винтовые толкачи, пассажирские дизель-электроходы, скоростные суда на подводных крыльях.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей