Начальный период формирования городских построек в большинстве старых сибирских городов связан с колонизацией и освоением обширной сибирской земли с ее суровым климатом. В строительстве Иркутского острога, общественных и жиль: построек принимали участие мастера, прибывшие из северных русских городов: Яренска, Пинеги, Соли-Вычегодской, Мезени, Пскова и особенно много прибыло иркутских поселенцев из Устюга.
Эти мастера принесли в Сибирь свои приёмы возведения деревянных построек, одновременно приспособив их к местным условиям жизни. Уже к 30-м гг. XVIII столетия Иркутск считался после Тобольска и Томска лучшим г: дом Сибири. К этому времени в городе было около тысячи обывательских домов, Иркутск представлял собой сплошную массу деревянных домов под двухскатными крышами. В 1727 г. был заключён так называемый Буринский трактат, касающийся, в основном, урегулирования конфликтов в приграничных районах. В этом же году посольство Саввы Рагузинского заключает Кяхтинский договор, давший большой толчок в развитии торговли с Китаем. Иркутск занимает в этой торговле ведущее положение и становится основным распределительным пунктом и посредником между Европейской Россией и Востоком. Став центром обширной провинции, Иркутск начинает быстро расстраиваться. Характерно, что специфические условия, которые сложились в результате торговых сношений Сибири с соседними странами, наложили свой отпечаток на архитектурный облик города. Это отражается в наличии восточных мотивов во внешнем и внутреннем оформлении домов, быте и одежде местного населения, особенно состоятельной её части. К концу XVIII в. гражданская архитектура характеризовалась более скромными, по сравнению с церковным строительством, масштабами отдельных построек и меньшим их своеобразием. Жилые дома были представлены чаще простыми избами, отличающимися друг от друга лишь величиной и качеством постройки. Описания, гравюры и рисунки посещавших в то время Сибирь путешественников, а также писцовые книги Иркутска свидетельствуют о том, что гражданское зодчество формировалось под влиянием первых поселенцев этого края. Строительным материалом служил сосновый или лиственный лес. Намного реже дома рубились целиком из кедра, но чаще кедр употреблялся для настилки полов и устройства балок, а иногда и для изготовления простой мебели. До начала XIX в. в строительстве применялись колотые топором доски.
Исследователь и знаток сибирской архитектуры Б. И. Оглы даёт следующее описание жилых домов Иркутска XVIII в.: «Большинство жилых домов возводили на подклетях с четырёхскатными крышами, волоковыми слюдяными окнами или с так называемыми «красными».
Во второй половине XVIII в. в Иркутске постепенно начинают складываться планировочные и композиционные приёмы жилого дома. Хозяйственная подклеть нередко превращалась в кухню или нижнее жильё; чердачное помещение всё больше получает отражение в композиции фасада в виде самостоятельного объёма на дворовом фасаде. Появляются обширные сени с лестницей на чердак, чуланом и высокими крыльцами. Сени обычно освещались двумя окнами, а вдоль стен устанавливались скамьи. Особое внимание в этот период уделяется убранству верхних помещений — горниц; в них часто устраивались нарядные изразцовые печи с различными «вычурами».
Описания различных путешественников, посещавших Иркутск, свидетельствуют о стремлении сибиряков к уютному внутреннему убранству жилья. Историк и путешественник Георги, бывший в Иркутске в середине XVIII столетия, отмечал, что дома в Иркутске содержались в чистоте.
Наряду с улучшением планировки и внутреннего убранства жилых домов, внешний их вид, как и всей усадьбы, сохранял терты суровости и замкнутости, представляя неприступные фасады с крутыми кровлями, небольшими высоко расположенными окнами и массивными колодами и ставнями без каких-либо украшений. Лишь в некоторых случаях наличники и подкарнизные доски профилировались и обрабатывались скромной резьбой. Такие контрасты, наблюдавшиеся между внутренним убранством домов и внешним характером усадьбы и фасадов, объяснялись прежде всего своеобразием экономического и социального развития Иркутска, спецификой жизненного уклада населения в середине XVII столетия.
Интенсивная торговля способствовала проникновению на иркутский рынок значительного количества предметов домашнего обихода, прикладного искусства, тканей, что, естественно, не могло не отразиться на внутреннем убранстве домов значительной части зажиточных горожан. Наряду с этим, отсутствие элементарных градостроительных требований, путанная, хаотичная застройка города с его узкими кривыми улицами и тупиками, пустевшими уже в ранние вечерние часы из-за частых разбоев и грабежей, определили суровый крепостной характер жилой застройки.
Нередко каменные казённые строения совмещались с жилыми помещениями, предназначенными для воевод и служилых людей и рубились на подклете с обширными сенями, крыльцами и навесами. Около таких сооружений очень часто устраивались различные надворные хозяйственные строения: поваренные избы, амбары, хранилища, мыльни, погреба и т. п.
Строительство каменных жилых домов в Иркутске внедрялось очень медленными темпами. Даже состоятельные жители говорили, что «каменные постройки заключают в себе сырость и не так теплы зимою, в то время как деревянные, хорошо построенные, внутри и снаружи отштукатуренные, теплы и легко могут простоять столетия». Они и предпочитали строить свои дома из дерева. Тем более, что число умелых каменщиков было невелико, да и те были задействованы, в основном, на сооружении культовых построек. Поэтому не случайно, что первый частный каменный дом в Иркутске, заложенный купцом Глазуновым в 1745 г., не был закончен даже ещё в 1761 г.
В 1785 г. издаётся правительственный указ «О построении здешними иркутскими гражданами новых домов для скорейшего приведения здешнего города в порядочное устройство, сходно с новоположенным планом». Наблюдение за исполнением указа возлагалось на губернского архитектора и полицию.
К окончательному варианту первого генерального плана Иркутска 1792 г. прикладывались утверждённые планы с фасадами домов, по которым должно было вестись всё городское строительство. В пояснительной записке указывалось, по каким фасадам должны были возводиться различные общественные и жилые дома давались основные нормативные положения по застройке, определявшие размеры участков, противопожарные разрывы. Кроме того, устанавливалась единая окраска фасадов и заборов. Нетиповые проекты строений должны были рассматриваться и утверждаться Комиссией строений.
С 1809 г. и по 1820 г. в Иркутск присылается целый ряд альбомов фасадов образцовых домов для застройки не только в городе Иркутске, но и в уездных городах губернии. Для Иркутска же были отобраны образцовые проекты жилых домов из кирпича в один-два этажа и деревянные в один-полтора этажа на каменном фундаменте. К проектам прилагались чертежи оград и ворот. В отличие от фасадов 1778 г. эти проекты были разработаны с учётом различных возможностей и вкусов местных застройщиков. «Все жители обязаны строить дома свои не токмо по плану, не и по высочайше утверждённым фасадам, для чего и должны являться в строительную экспедицию при Губернском строительстве или к Губернскому архитектору, где имеются таковые фасады...» Эти типовые решения представляли обычно дом: в один этаж без подвала, с полуподвалом, и мезонином, и в два этажа. Многие проекты домов предусматривали наружную штукатурку, имитирующую формы архитектуры каменных домов. Проекты предусматривали разнообразные сочетания различных строительных решений и строительных деталей. Типизация городской застройки, архитектурных решений и окраски в какой-то мере обеспечивала некоторую целостность в облике центральной части и даже при самом случайном сочетании отдельных небольших зданий. Но различие вкусов и материального положения отдельных застройщиков не всегда удовлетворялись предлагаемыми типовыми проектами. Кроме того, не все строительные решения удовлетворяли суровым местным климатическим условиям что, в основном, относилось к большим размерам окон и значительным высотам внутренних помещений домов. И недаром генерал-губернатор Восточной Сибири обратился с просьбой разрешить постройку в Сибири домов не по образцовым проектам. Многие застройщики устраивали обширные крыльца, сени, жилые чердаки, ставни и т. п., которые придавали домам особый вид и более уютный облик.
Купеческие постройки первой половины XIX столетия стали многофункциональными, то есть в них стали объединяться жилые, торговые и казённые функции. Большинство иркутских купцов совмещали свои лавки с жилыми апартаментами. В соответствии с этим, в образцовые фасады вносились существенные изменения. Так, например, первый торговый этаж опоясывался выносными галереями, а на втором этаже размещались жилые помещения хозяев. На постройках, возведённых по индивидуальным проектам, сказывалось влияние стиля ампир. Но в композиции домов нет портиков, колонн, характерных для особняков русской провинции. Обычно такие дома представляли постройки с мезонином и балконом. Со стороны двора часто устраивался пристрой с сенями и кладовой. Сплошная дощатая обшивка, гладкая или имитирующая рустовку, а также резные наличники, фризы и реже пилястры являлись основными украшениями фасадов. Наружная обшивка в суровых сибирских условиях, кроме декоративного назначения, несла и практическое значение, способствуя долговечности сооружения, одновременно являясь дополнительным утеплением. По свидетельству Екатерины Алексеевны Авдеевой-Полевой, прожившей в Иркутске более тридцати лет, в начале XIX столетия все дома в Иркутске «строились старинным манером», то есть на территории двора, обнесённого плотным «заплотом», возводился высокий, в два жилья, дом: верхний раж занимала горница, а нижний — подклеть. Высокое крыльцо вело в большие сени с двумя окнами и со скамейками по стенам. Из сеней через прочную дверь можно было попасть в чулан, где хранились или обиходные вещи, или продовольственные запасы. Некоторые дома имели мезонины, которые иркутяне называли чердаками. На верхнем этаже горницы разделялись также сенями: передняя выходила на улицу, а задняя — во двор. В горнице, как обычно, стояла большая печь, украшенная изразцами и различными украшениями. Кухни в таких домах, в большинстве случаев, устраивались в подклети, но реже они размещались в отдельно стоящем во дворе помещении.
Для сравнения можно привести описание дома и усадьбы зажиточного сибирского крестьянина середины XIX в., подробно расписанное в воспоминаниях иркутского писателя Н. С. Щукина «Житие сибирское в давних преданиях и нынешних впечатлениях»: «Дом богатого крестьянина нечто вроде господской мызы, но без сада и роскоши. Огромный двор обнесён бревенчатым забором. Дом выставляйся на улицу по большей части узким боком, а главный фасад во дворе; на улицу одно или два окна, разделённые колодою, и одно волоковое или маленькое; окна слюдяные или стеклянные, у бедных брюшина или холстина, пропитанная смолою... Дом посредине разделяется большими сенями или коридором на две подобны: первая окнами на улицу для жилья хозяевам, а вторая во двор назначена для приёма гостей в праздники. В первой от входа налево стоит большая печь с голубцом или деревянною пристройкою, служащею продолжением печи, и с лестницей под пол. От печи, поперёк комнаты, идёт толстая балка, на которой лежат доски; это полати, где спят дети и другие любители тепла. Полати как бы висят над дверями и сокращают высоту избы. От печи поперёк комнаты идёт другая балка, под которой висит занавес, разделяющий избу на две равные части. Направо от занавеса большая комната, называется собственно избою, а налево за занавесом кут. В избе подле стен кругом идут лавки. В переднем углу образа, под ними стол, за которым обедают. На столе непременно лежит хлеб, стоят солонка с солью и жбан с квасом.
Тут есть комната женская и вместе кухня. Русская печь против уличной стены дома; подле неё налево дверь в голубце, а за нею лестница в подполье. Кругом на стенах кути полки; на них стоит всё необходимое для кухни. Полки есть и в избе вровень с полатями. Подполье или подпол есть яма, вырытая под полом избы укреплённая бревенчатым срубом; здесь сохраняются разные хозяйственные и продовольственные предметы. Женщины и девицы уходят в кут за полог, когда в избу войдёт незнакомый человек».
Сохранив традиционные архитектурные и композиционные решения жилых домов, иркутские строители внесли новые формы и приёмы в декоративное оформление строений, которые были характерны для русской архитектуры XVIII и первой половины XIX столетий. Борис Иосифович Оглы по поводу этих домов отмечает: «Планировка таких домов в большинстве не соответствует симметрии и членениям фасада. Помещения, выходящие на главный фасад, имеют большую высоту и размеры, чем со стороны двора. За счёт уменьшения высоты дворовых помещений создаётся хозяйственный чердак на уровне с летней комнатой и балконом.
Главный вход с высоким крытым крыльцом располагается обычно с бокового фасада и состоит из просторных сеней с чуланом, из которых ведёт дверь в тёплую переднюю. В первый пониженный этаж, где располагалась кухня и более мелкие жилые помещения, ведёт вторая дверь. В этом случае этажи и летний мезонин соединяются внутренней лестницей». Далее Б. И. Оглы пишет: «Декоративные мотивы различных периодов, переработанные в творческой фантазии местных мастеров, органично вплетаются в арсенал народных приёмов. Иногда богатые резные барочные наличники украшают главный фасад; в то время как более строгие выходят во двор или обрамляют окна полуподвального этажа. В понимании строителе в данном случае барочная волюта, искусно вырезанная резчиком, была краше, богаче и поэтому больше соответствовала главному фасаду. Широкое распространение в постройках получило сочетание барочных форм с дорическим завершение фасадов, ворот и крылец.
Однако наиболее ярко этот своеобразный синтез нашёл отражение в наличниках, форма и декоративные приёмы которых сохранились на протяжении столетия
Несмотря на большое многообразие наличников этого типа, они варьируют: из очень ограниченного набора орнаментальных мотивов и элементов. Чаще это различные вариации иоников, кематий, колец, ромбов, розеток в сочетании с народными мотивами растительного орнамента в виде тончайших резных цветов и листьев.
Такая широкая унификация отдельных декоративных элементов свидетельствует не об ограниченности фантазии местных мастеров, а о том, что принципы русской классической школы были восприняты ими с полным пониманием её прогрессивных черт. Простые, не сложные в изготовлении отдельные детали и элементы, из которых собирались наличники, позволяли очень легко перейти к своеобразной типизации, которая нашла место в широкой повторяемости их на многих домах
С 1864 г. Иркутск, как и другие сибирские города, получает дозволение строить двухэтажные деревянные дома на каменном фундаменте. Это разрешение довольно существенно повлияло на композиционно-планировочные приемы конструирования жилых домов.
Как отмечает Б. И. Оглы, «традиционное мансардное помещение сохранилось, но располагается уже на уровне третьего этажа и делится теперь на отапливаемую часть и летнюю с открытым балконом или остеклённой верандой в виде крытого нависающего над крыльцом объёма. Подобные объёмы верхних веранд и балконов стали неотъемлемой частью иркутских домов вплоть до настоящего времени». И далее он замечает: «Устройство летних помещений вверху давало возможность наиболее рационально использовать чердачное пространство, свободно ориентировать балкон в южных направлениях, часто независимо от входа и не закрывая нижние южные помещения. Кроме того, такое расположение обеспечивало известную безопасность в ночные и вечерние часы, позволяя спать в них с открытыми дверями на балконе. Осенью и зимой их использовали для хранения продуктов и различной домашней утвари.
Обширные сени в прирубе с чуланом и лестницей на чердак заменяли веранду и служили своеобразным подсобным помещением при кухне, где держали различные хозяйственные предметы, а в тёплый период — бочки с водой».
После опустошительного пожара 1879 г., уничтожившего значительную часть городской застройки, появляются новые объёмно-планировочные решения в конструкциях жилых домов, планировка которых удовлетворяла интересам крупных домовладельцев. В это время наряду с использованием старых традиционных приёмов строились четырёх-шестиквартирные дома с парадным подъездом, небольшим вестибюлем и общей лестницей. Да и в ранее применяемые объёмно-планировочные решения вносились существенные изменения. Б. И. Оглы эти изменения отмечает следующим образом: «Исчезают развитые объёмы крылец на своеобразных консолях, традиционные чердачное помещение и открытый балкон заменяются стеклянной верандой, устраиваемой по-прежнему во втором этаже прируба. На смену глубинной и накладной резьбе приходит пропиловка, которой щедро украшаются не только наличники, но и такие элементы фасада, как карниз, фриз и угловые лопатки. Усложняется и декорируется крыша. При этом рисунок и характер пропиловки уже лишён черт какой-либо определённой художественной направленности, превращая часто фасады в затейливые бонбоньерки». И тем не менее в капитальном жилом строительстве наблюдается известная преемственность от деревянных домов предшествующего периода. Это нашло отражение как в объёмно-планировочном решении домов, так и в характере декора.
С начала XX в. архитектура большинства крупных общественных, культовых и жилых зданий характеризуется сочетанием различных псевдо- и неонаправлений, среди которых главенствующее место занимает стиль модерн. Большинство зданий проектировались видными русскими архитекторами, гражданскими инженерами с привлечением известных художников и декораторов. Так, витраж в магазин Мерецкова на Пестеревской улице выполнен во Франции по заказу гражданского архитектора А. П. Артюшкова. Лицо центральной части города наряду с магазином Мерецкова определяли такие интересные образцы русского модерна с прекрасными интерьерами, как здания фирмы «Треугольник», Русско-Азиатского банка (архитектор В. Каляновский) на Большой улице, особняк Бревнова на Почтамтской улице и другие.
В градостроительном отношении Иркутск начала двадцатого столетия имел уже достаточно выразительный и своеобразный облик благодаря прекрасному природному обрамлению и живописному силуэту.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей