Средняя школа при обществе «Иркутские общедоступные курсы»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Средняя школа для взрослых при обществе «Иркутские общедоступные курсы» была открыта в 1908. Первоначально размещалась в здании общества на углу улицы Любарской и Перфильевского переулка (ныне, соответственно, ул. Ударника и пер. Пугачева).

Общие сведения

22 мая 1907 утверждено общество «Иркутские общедоступные курсы», организованное кружком лекторов. Обществом была поставлена цель: устройство систематических чтений и курсов, чтобы прийти на помощь взрослым лицам, не получившим школьного образования. Важнейшим структурным подразделением Общества была средняя школа, преследовавшая две цели: 1) дать учащимся в ней общее образование и 2) дать возможность лицам, желающим получить доступ к высшему образованию, подготовиться к экзаменам на аттестат зрелости.

Отделение средней школы при обществе «Иркутское общедоступные курсы» (далее – Общество) начало свои действия в первых числах октября 1908, как только выяснилось, что разрешение на открытие школы от областной учебной администрации будет получено. Было опубликовано объявление о начале предварительной записи лиц, «желавших слушать курсы учебных предметов». Первоначально, не рассчитывая на большое количество слушателей, совет Общества внес в смету предполагавшихся расходов затраты на оборудование только одной аудитории. Однако число записавшихся на курсы оказалось более 150 человек. В связи с этим учебная комиссия, образованная летом 1908 для разработки вопросов, касавшихся отделения средней школы, приступила к организации необходимых помещений. Были оснащены две аудитории: одна помещалась в арендованном Обществом здании на углу Любарской улицы и Перфильевского переулка, другая – в помещении, бесплатно предоставленном обществом «Просвещение» на улице Троицкой. Отсюда и сами аудитории стали именоваться первая – Любарской, вторая – Троицкой. Кроме этих двух аудиторий вскоре образовалась третья – специальная – группа слушателей немецкого языка. Занятия с этой группой велись также в Любарской аудитории.

Для заведования аудиториями советом Общества были назначены особые лица: в Троицкой – С.Ф. Попова, в Любарской – К.З. Некрасов.

23, 24 и 25 октября 1908 были проведены приемные испытания в умении читать и писать по-русски. 26 октября отслужен в музее Географического общества молебен перед началом занятий. При распределении слушателей для их удобства учитывалась близость аудитории к месту жительства. В Любарской аудитории оказалось 55 человек, 30 из них записалось на все предметы. В Троицкой было 53 человека, из них на все предметы – 23. Третья группа, изучавшая только немецкий язык, включала 35 слушателей. Для занятий этой группы отводились часы, выходившие за пределы общего расписания лекций Любарской аудитории (вечером, с 16 до 17 часов). Таким образом, в начале учебного года было организовано две полных аудитории по всем предметам и одна специальная, по немецкому языку. Общее число курсантов составило 143 человека. Возраст слушателей – от 17 до 37 лет.

Всем слушателям было предложено бесплатно посещать курсы в течение недели с той целью, чтобы каждый записавшийся, познакомившись с программой и ходом занятий на лекциях, ясно увидел, нуждается ли он именно в том, что здесь предлагают, или нет, и затем уже окончательно вступил в число слушателей, внеся плату. Кроме того, давалась рассрочка оплаты, вплоть до конца семестра.

В течение первого семестра при Любарской аудитории функционировала канцелярия курсов, которая главным образом обслуживала нужды отделения средней школы и ее слушателей, давая последним необходимые справки, производя запись сведений разного рода, касающихся курсантов, вела статистику и т.п. Однако канцелярия просуществовала недолго: вследствие пожара Любарской аудитории ее деятельность прекратилась, отчасти погиб собранный здесь статистический материал.

По окончании первого семестра перед педагогической комиссией стал вопрос об организации второго семестра и в связи с этим о числе аудиторий. Помимо существовавших двух основных (Любарской и Троицкой) и одной специальной (немецкой) необходимо было открыть еще новую группу, в которую бы вошли слушатели, неуспешность которых не позволила им приступить к слушанию некоторых предметов второго семестра.

исходя из этих соображений, педагогическая комиссия Общества нашла необходимым открыть запись лиц, желавших вновь прослушать некоторые предметы первого семестра, изучение которых заканчивалось в этом семестре (например, курс географии, курс арифметики).

Было принято решение: занятия со слушателями второго семестра проводить в тех же помещениях. Занятия по немецкому языку и с третьей группой предполагалось вести в Любарской аудитории в часы, выходившие за пределы общего расписания. Однако этим решениям педагогической комиссии не суждено было воплотиться в жизнь, так как 15 января 1909 дом, где находилась Любарская аудитория, сгорел вместе с находившимся в нем имуществом. Летопись Иркутска гласит: «15 января произошел пожар в помещении общества общедоступных курсов, угол Любарской и Перфильевского переулка. Сгорели книги, документы».

Отделение средней школы лишилось своего лучшего помещения и потерпело довольно значительный материальный убыток. Обсуждался вопрос о сокращении за недостатком помещений деятельности школы: уменьшении числа аудиторий и количества слушателей, но общество «Просвещение» предоставило в распоряжение отделения средней школы свое помещение на Троицкой улице. Кроме одной аудитории, выделенной ранее, была отведена еще одна комната. Поэтому педагогической комиссией было постановлено не прерывать занятий в школе, сосредоточив всю деятельность в здании общества «Просвещение».

С 1 сентября 1910 по 1 июня 1911 совет Общества для нужд отделения средней школы снял квартиру за 800 руб. у госпожи Галай на углу улиц Амурской и Графа Кутайсова. Квартира состояла из трех комнат, годных для трех аудиторий, комнаты для физического кабинета, одной комнаты для канцелярии, комнаты для письмоводителя и кухни. В качестве недостатков этой квартиры отмечались ее теснота, особенно в физическом кабинете, и сырость. К начавшимся 16 сентября 1910 занятиям приступили 106 человек. Были открыты три аудитории. В качестве заведующих аудиториями были В.П. Старостин, Д.Я. Райхбаум, Г.В. Яхонтов и Х.И. Петелин.

7 апреля 1911 совет общества общедоступных курсов постановил открыть при обществе библиотеку-читальню с платой по 50 коп. в месяц.

Известно, что 30 января 1915 в школу общества общедоступных курсов записалось 185 человек.

Учебный процесс

В год открытия первый семестр продолжался с 27 октября по 22 декабря. Занятия проходили ежедневно (с 19 до 22 часов 30 минут), в том числе и в воскресенье (в утренние часы). Программа включала изучение следующих предметов: русский язык, объяснительное чтение, русская история, география, арифметика, французский и немецкий языки, черчение. Из 17 учебных часов по три часа в неделю отводилось на изучение французского и немецкого языков, по два – на русский и историю, географию, арифметику и черчение, один час – на объяснительное чтение.

Лекторами состояли О.Н. Чикилевская и  (русский язык, русская история), А.И. Еличева (русский язык), М.К. Турицина (русская история), С.А. Григорьев и Х.И. Петелин (география), Я.А. Осинская (французский язык), К.В. Миталь (черчение), К.З. Некрасов и А.И. Буевский (арифметика). Объяснительное чтение вел В.П. Старостин.

Во втором семестре преподавались русский язык, история русской литературы, русская история, всеобщая история, алгебра, география, французский язык, немецкий язык, черчение, Закон Божий, естествоведение. Из 22 недельных часов по три часа посвящалось изучению немецкого и французского языков, один час отводился на Закон Божий и всеобщую историю, по два часа – на каждый из остальных предметов. Кроме того, был открыт повторительный курс арифметики по программам первого полугодия (2 часа в неделю). Для желающий читался дополнительный курс арифметики, куда входило изучение учебного материала, необходимого при сдаче экзамена на аттестат зрелости.

Лекторами во втором семестре работали: по русскому языку – А.И. Еличева и Х.И. Петелин, по истории русской литературы – В.П. Старостин и М.В. Одинцов, по русской истории – О.Н. Чикилевская и М.К. Турицына, по всеобщей истории – С.А. Григорьев, по алгебре – Д.З. Белкин и В.С. Бибиков, по географии – А.Ф. Кутас и Х.П. Петелин, французский язык – М.А. Шумицкая и Я.А. Осинская, немецкий язык – Ф.К. Мейнерт и Е.Э. Понтович, по черчению – К.В. Миталь и Д.В. Дмитриев, по Закону Божию – протоиерей Н.И. Шастин и о. М.М. Смирнов, по естествоведению – А.М. Шишкина и Г.В. Яхонтов. В начале семестра несколько уроков дали П.И. Пискановский (русская история) и А.А. Романовский (всеобщая история). Дополнительный и повторительный курсы по арифметики вел К.З. Некрасов, после его ухода в конце учебного года – Д.З. Белкин.

В 1910 преподавателями были следующие лица: отец И. Амвросов, О.И. Гуревич, В.В. Еличев, А.И. Еличева, Ф.К. Мейнерт, Я.А. Осинская, В.П. Старостин, А.М. Ремизов, М.В. Одинцов, Е.Ф. Егоров, М.Л. Даутер, Е.Э. Понтович, М.А. Шумицкая, отец И. Подгорбунский, А.Ф. Кутас, Г.В. Яхонтов, В.Б. Шостакович, Х.И. Петелин, Д.З. Белкин, К.В. Миталь, Д.Я. Райхбаум.

Что касается общего характера и метода преподавания, то лекторы, согласно намеченной цели, в курсе каждого предмета уделяли место лишь самому существенному, действительно имевшему образовательное значение. Особое значение придавалось широкому применению наглядности. Из наглядных пособий использовались географические и исторические карты, картины к немецкому учебнику Глезера и Пецольда. Первоначально были приобретены принадлежности к черчению: чертежные доски, готовальни, треугольники. Вследствие недостатка наглядных и учебных пособий преподаватели часто сами доставали их со стороны. Часть пособий была взята из некоторых учебных заведений Иркутска. В 1911 на учебные пособия было израсходовано 243 руб. 65 коп., в том числе были закуплены физические приборы по электричеству, акустике, механике, стереоскопы, картины и географические карты.

В качестве другого, руководящего принципа преподавания в школе выступала систематическая проверка знаний курсантов. Так, по русскому языку проверка производилась путем диктантов, письменных работ. По истории русской литературы писались небольшие рефераты и сочинения, велись беседы. По русской и всемирной истории назначались часы для собеседования и проходили репетиции. По алгебре контроль знаний осуществлялся путем «спрашивания курсантов каждого в отдельности у доски» и с помощью письменных работ.

По окончании каждого семестра лекторы представляли в педагогическую комиссию сведения об успешности каждого курсанта по своему предмету, на основании которых производилась запись на следующий семестр лиц, изъявивших желание продолжить обучение.

В конце учебного года все преподаватели подавали письменные отчеты о своих занятиях, причем, каждый лектор должен был отразить: 1) на что главным образом было обращено внимание при прохождении предмета; 2) как выполнялась намеченная лектором программа; 3) какова в общем была успешность курсантов во время изучения предмета.

Источники и литература

  1. Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год. – Иркутск, 1911.
  2. Отчет о деятельности общества «Иркутские общедоступные курсы» за 1907–1910 гг. – Иркутск, 1911.
  3. Отчет о деятельности общества «Иркутские общедоступные курсы» за 1910–1913 гг. – Иркутск, 1914.
  4. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Организации по теме "Образование" | Иркутск | Библиотека по теме "Образование"