Известны несколько союзов байкальских племен — уч-курыканский, тюркско-телесский, меркитский, хори-туматский и другие.
Племя баргут — одно из древнейших в Забайкалье, впервые встречается в древнетюркских и китайских источниках VII-X вв. Первоначально баргуты входили в состав тюркско-телесских племен, а затем со второй половины I тысячелетия постепенно омонголились.
Во времена Тюркского Каганата баргуты-байерку играли большое значение, как северные соседи-союзники тюрков. В результате распада Тюркского союза и главенства курыкан в Прибайкалье, баргуты, прежде называвшиеся байерку, вошли в состав племен монгольской группы, куда входили булагачины-кэрэмучины, хори-туматы, меркиты и другие мелкие племена.
О баргутах упоминается в тюркских источниках, где их предводитель называется Великим Иркином (Ехэ Эрхэн) и тюркским Богом. Также в «Сокровенном сказании» говорится, что дочь вождя баргутов Баргудай-мэргэна Борджигин-гоа была женой Хоридой-мэргэна. И от них родилась праматерь монголов Алан-гоа.
Жили баргуты на территории нынешней Баргузинской котловины на севере Бурятии, после разгрома курыкан, их южными соседями были меркиты и хори-туматы.
Позже баргуты и соседние племена образовали до-государственное объединение Баргуджин-Токум, во многом загадочное — то ли это было название племенного союза, наподобие славянских антов и склавинов, то ли уже зачаток государственности.
Баргуты играли большое значение в этом союзе, это находит отражение в хоринских легендах, где отцом Буряадая и Хоридоя — т.е. союзов бурят и хори был Барга-батор. Во времена объединения Тэмуджином (Чингисханом) всех племен Монголии и Прибайкалья сразу встали на его сторону и внесли свой вклад в строительство монгольской империи. Наряду с монгольскими племенами хунгиратов, элджигинов и кулаутов, баргуты входили в гвардию Чингисхана, выдвинули много военных и государственных деятелей, и как другие племена Баргуджин-Токума находились в составе коренного улуса (удела) Монгольской империи. Позже племя баргутов, более не проживая компактно в районе Баргузина рассеялось с войсками Чингисхана, и к приходу русских на территории Забайкалья проживало несколько немногочисленных баргутских родов, которые в итоге присоединились к хоринцам.
В конце XII - начале XIII века на территории монгольского Трехречья (рек Керулен, Онон и Орхон) было образовано монгольское государство «Хамаг Монгол Улс» во главе с Тэмуджином. Но наряду с ним на территории Центральной Азии существовали и другие государства, такие как Кэрэитское, Найманское ханства, а также государства татар и меркитов.
Непосредственно на территории современной южной Бурятии находилось государство меркитов, которые разделялись на удуит-меркитов, увас-меркитов и асахан-меркитов. Меркиты были одним из сильнейших народов Центральной Азии, были воинственны и многочисленны. Ставка их хана Тохто-беки находилась где-то в районе Хилха-Селенги. Меркиты издавна воевали со своими соседями - кэрэитами, татарами, монголами. Во время одного из меркитских налетов ими даже была захвачена жена Тэмуджина Борте, позже отбитая им с помощью Тогорила (Ван-хана) кэрэитского, во время первого крупного сражения монголов и кэрэитов с меркитами в 90 годах 12 века в селенгинской степи Буури-Хээрэ.
Вторая битва состоялась осенью 1204 года в урочище Харадал-Худжаур в южной Бурятии. Тогда меркиты были разбиты, остатки племени вместе с Тохто-беки бежали в Баргуджин-Токум. В 1205 году меркиты вновь поднялись на борьбу. На этот раз против них выступили объединенные войска Тэмуджина, Ван-хана и Джамухи. Армия союзников сразилась с ослабевшими силами меркитов близ реки Хилок. В той битве меркиты вновь были разбиты, часть их сил засела в крепости Тайхал, но в конечном счете сдались под напором отрядов военачальника Чимбая, хан меркитов был убит преследовавшим его монгольским отрядом.
Позже меркиты не раз пытались отстоять свою независимость, сыновья Тохто-Беки продолжали борьбу с монголами уже в западной Монголии на стороне Найманского ханства. Здесь они были разбиты окончательно, многие были уничтожены, остатки некогда грозного народа были распределены по улусам и воинским частям монголов.
В древнетюркское время на территории Прибайкалья получают распространение памятники курумчинской культуры (VI-X вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья реки Лены. Носителем данной культуры являлся так называемый союз трех курыканов — уч-курыканский племенной союз, сложившийся в Прибайкалье где-то в середине V - начале VI века.
Согласно китайским летописям, курыканы были относительно небольшим народом, способным выставить до 5000 конного войска. Тем не менее, они сумели создать весьма самобытную и развитую культуру. Основным занятием курыкан было скотоводство, они разводили превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, и других животных. Занимались также охотой. Знали они и пашенное земледелие, строили ирригационные сооружения, было развито строительное дело, добыча и обработка металла. Городища - укрепления курыкан, раскопанные по долинам рек Ангара, Лена, Анга, Оса, Куда обычно располагались на возвышенных местах и были защищены глубокими валами и рвами. Весьма разнообразны по внешнему и внутреннему устройству погребальные памятники, которые почему-то встречаются только близ острова Ольхон на Байкале.
Этническая принадлежность курыкан до сих пор вызывает споры — одни исследователи считают их тюркоязычными, другие — монголоязычными. Третьи, чьей точки зрения придерживаются в настоящее время многие ученые, считают, что курыканы являлись племенным союзом, состоящим из трех родов — тюрков, тунгусов (эвенков) и протобурят. Каждый из родов представлял отдельную группу, во главе которой стоял вождь — сыгин, а возглавлял все три группы Великий сыгин.
Господствующую роль в союзе играли тюрки, а тунгусы и протобуряты занимали подчиненную роль. В дальнейшем, как пишет историк Н.П. Егунов, под давлением агрессии киданей в начале X века в Забайкалье, а затем в Предбайкалье вторглись монголоязычные хори-туматы. В результате долгой войны курыканы потерпели поражение. Большая часть их, в основном тюркские группы ушла на север, дав там начало формированию якутского народа. Монголоязычные курыкане (булагачины и кэрэмучины) остались, смешавшись с пришельцами, ассимилировав при этом часть оставшихся тюрков и тунгусов. В результате всех этих перемещений, слияний и других процессов движения племен стал складываться современный бурятский народ.
Впервые о хори-туматах упоминается в «Сокровенном сказании монголов», где говорится, что Добун-мэргэн, кочевавший у Бурхан-Халдуна, встретился с людьми из племени хори-туматов и взял замуж дочь их предводителя Хоридоя, который до этого выделился от своих сородичей в отдельный род Хорилар, и перекочевал из местности Ариг Ус (долина Селенги) в Монгольское Двуречье, между Керуленом и Ононом. Позже, в результате киданьской агрессии в IX веке хори-туматы были вынуждены перебраться обратно к Селенге, где их земли были заняты курыканами. После столкновений с ними хори-туматы разбили курыкан, и данный племенной союз прекратил своё существование. Некоторые роды хори перекочевали в Предбайкалье, и до сих пор встречаются там.
Позже в «Сокровенном сказании» говорится о войне между данным племенным союзом и монголами. В происхождении хори-туматов много неясного, но можно сказать, что этот союз был результатом объединения племен хори и туматов где-то в VIII-IX веках. Хори-туматы жили в южном Забайкалье, но под натиском киданей были вынуждены переместиться в сторону Предбайкалья, где они столкнулись с курыканами. Разбив курыкан, хори-туматы вероятно вскоре распались, и в XIII веке такого союза уже не существовало, а были уже два самостоятельных племени — хори и туматы, которых видимо по привычке автор «Сокровенного сказания» называл хори-туматами.
Туматы жили в ту пору по Енисею, где в 1217 году восстали против монголов. Однако в преданиях хоринцев о восстании, хори и туматы упоминаются как единый союз, во главе которого перед войной с монголами Чингисхана стоял предводитель Дайдухул-Сохор (Тайтула-Сокар) и его жена Ботохой-тарган (толстая). Однако другие исторические сведения говорят, что племя хори, которое являлось непосредственным предком нынешних хоринских бурят, жило в Баргуджин-Токуме и в войне не участвовало, поскольку всегда было в родственных и дружеских отношениях с монголами, в особенности с родом Чингисхана кият-борджигин. Хотя известно, что хан монголов не щадил и кровных родичей, вставших на его пути.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей