Новости

Совет министров российского правительства // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СОВЕТ МИНИСТРОВ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, высший законодательно-распорядительный и испол­нительный орган государственной власти российской контрреволюции в период Гражданской войны. Конституировался 18 ноября 1918 в ходе колчаковского государственного переворота в Омске путем частичной реорганизации Совета министров Временного Всерос­сийского правительства. Состоял из председателя (до 22 ноября 1919 — П.В. Вологодский, затем В.Н. Пепеляев), министров, товарищей министров, главноуправляющих ведомства­ми, государственного контролера и управляющего делами. 19 и 29 ноября 1918 из числа министров были избраны 2 заместителя председателя Совета министров (Л. А. Устругов и И. А. Михайлов), которые никакими дополнительными правами не обладали. С 18 ноября по 11 ноября 1919 располагался в Омске, с 18 ноября — в Иркутске.

Согласно «Положению о временном устройстве государственной власти в России» от 18 ноября 1918, считавшемуся своеобразной Конституцией колчаковского ре­жима, Совет подготавливал проекты законов и указов для их утверждения Верховным правителем России. Все акты Верховного правителя подлежали скреплению председателя Совета и главным начальником подлежащего ведомства. В случае тяжелой болезни или смерти Верховного правителя, а также его отказа от звания или долговременного отсутствия к Совету переходило осуществление всей верховной государственной власти.

В своей практической деятельности Совет руководствовался дореволюционным законом — «Учреждением Совета министров» от 19 октября 1905 и дополнением к нему от 23 апреля 1906. Функционировал в 2 вариантах: как Большой, в который входили председатель, заместители председателя, министры, государственный контролер, главноуправляющие ведомствами и управляющий делами, и Малый, состоявший из председателя (или его заместителя по назначению), товарищей министров, главноуправляющих ведомствами, государственного контролера и управляющего делами. Практическая деятельность Большого и Малого советов протекала на заседаниях, проходивших, как правило, 2—4 раза в неделю и носивших открытый, закрытый или секретный характер. Большой совет обсуждал важнейшие вопросы внутренней и международной политики, государственного строительства, включая структуру органов власти и назначение высших правительственных чиновников, проекты указов, пос­тановлений и распоряжений, Малый — в основном вопросы о штатном расписании ведомств и учреждений, финанси­ровании частных  предприятий и учреждений, имеющих общегосударственное значение, и о назначении пенсий. Всего до 23 декабря 1919 состоялось около 220 заседаний Совета. Принятые им законодательно-нормативные акты в оперативном порядке публиковались в официальном органе Российского правительства — газеты «Правительственный вестник».

В целях достижения единства воли и действий между Советом министров и Верховным правителем России, а также для рассмотрения дел, подлежащих непосредственному ведению Верховного правителя, 21 ноября 1918 Совет учредил Совет Верховного правителя в составе председателя Совета министров (с правом его замены заместителем) и 3 министров: иностранных дел, внутренних дел и финансов. Совет Верховного правителя должен был действовать под руководством самого А.В. Колчака и вырабатывать для него рекомен­дации совещательного характера. В действительности Совет Верховного правителя с первых же дней своего существования стал инструментом влияния на А.В. Колчака входивших в него высших должностных лиц, за что получил в около правительственных и общественных кругах Омска назван «Звездной палаты». Другим органом, в значительной мере подменявшим Совет министров и сужавшим его компетенцию и сферу деятельности, являлся Штаб (Ставка) Верховного главноко­мандующего, где обсуждались и решались важнейшие вопросы государственной жизни.

В своей деятельности Совет опирался на ряд дополнитель­но учрежденных им структур, важнейшими им которых были Чрезвычайное государственное экономическое совещание, Государственное экономическое совещание, Комитет экономической политики, Особое совещание по финансированию частных предприятий и учреждений, имеющих общегосударственное значение, и Комитет по охране порядка и законности в управлении. В начале ноября 1919 Совет создал Особое присутст­вие во главе с государственным контролером из временно управляющих министерствами, которое заранее выехало из Омска в целях подготовки условий для переезда правительства в Иркутск. 28 декабря 1919 Совет выделил из своего состава оперативный орган государственного управления — «тройку» в составе заместителя председателя Совета А.А. Червен-Водали, военного министра генерал-лейтенанта М.В. Ханжина и заместителя министра путей сообщения А.М. Ларионова, которая взяла на себя функции Совета.

Власть Совета министров Российского правительства никогда не являлась всероссийской. Реально его компетенция рас­пространялась только на восточные районы страны, освобож­денные от большевиков, главным образом на Сибирь и Дальний Восток. Фактически прекратил свое функционирование в конце декабря 1919, за несколько дней до свержения власти А.В. Кол­чака в Иркутске.

Лит.: Шишкин В.И. Правовое положение и компетенция Совета министров Российского правительства (ноябрь 1918 — январь 1920 г.) // Проблемы истории местного управления Сибири XVI—XXI вв.: Матер. V Всерос. науч. конф. Новосибирск, 2003. Ч. 1.

В.И. Шишкин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири