Новости

Сословный строй Сибири ХVII-ХIХ вв. // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ Сибири ХVII-ХIХ вв. Теория сословного деления русского средневекового общества была сформулирована М.М. Ковалевским, В.О. Ключевским, В.И. Сергеевичем и другими. Сословие они рассматривали как объединение лиц, наделенных общими правами и обязанностями, наследственными для всех сословных групп, кроме черного духовенства. В России, по их мнению, сословное деление определялось верховной властью, вследствие чего решающую роль играло от­ношение сословий к государственной службе или податному тяглу. Историки-марксисты в сословном делении видят характерный признак феодализма, отражение в социально-правовой сфере отношений собственности. В постсоветской отечественной историо­графии господствующей осталась концепция, согласно которой сословный характер имеет любое добуржуазное общество. Но некоторые ученые (Л.В. Данилова, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский и др.) рассматривают сословное деле­ние русского общества как результат рецепции европейского права в XVII—XVIII вв. и указывают на незначительное влияние сословий на политическое развитие страны.

Признаками сословного строя являются специализация социальных групп по отдельным видам деятельности в связи с общественным разделе­нием труда (социально-профессиональная сфера); законодательное закрепление за этими группами прав, привилегий и обязанностей (социально-правовая сфера); политическо-правовая автономия, обеспечивающая социальной группе возможность участия в местном и общегосударственном управлении (социально-политическая сфера). На ос­нове этих признаков в истории сословного строя сибирского общества можно выделить периоды его формирования (конец XVI — начало XVIII в.), оформления (XVIII в.), кризиса (с 1760-х гг.) и постепенной ликвидации (с 1860-х гг.).

Формирование сословного строя сибирского общества связано с перенесе­нием в регион государственной властью и русскими переселенцами тех традиций обществ, устройства, которые господствовали в историческом центре страны. Основными сословиями в Сибири XVI— XVII вв. были служилые люди, духовенство, крестьяне и посадские люди (горожане). Они объединялись в свои мирские организации, игравшие немалую роль в жизни сиби­ряков. Сибирские миры зачастую успешно пользовались своим правом челобитья царю на притеснения и непрофесси­ональность власти (см. Народные движения в Сибири в XVII в.). Особенности колонизации огромного края приводили к слабой профессиональные специализации: служилые люди активно занимались торговлей и ремеслом, посад­ские — земледелием, промысловики и крестьяне были вооружены и в любой момент могли быть привлечены на ратную службу. В ходе многочисленных сибирских бунтов и смут XVII в. общие интересы переселенцев (иногда к ним присоединялись и аборигены) явно доминировали над узкосословными.

В первое столетие русского расселения в Сибири наиболее многочисленной была сословная группа служилых людей. Как и в России, в Сибири она не являлась единым целым: сибирские служилые числились по относительно обо­собленным городским гарнизонам; они делились на ряд чинов, различавшихся правами и обязанностями, размерами государственного обеспечения (сибирские дворяне и дети боярские, литовский список, конные и пешие казаки, стрельцы). В их состав была инкорпорирована часть родоплеменной знати, что привело к выделению чинов служилых та­тарских, новокрещеных и др. Источниками комплектования служилых людей были перевод из Европейской России в Сибирь казаков и стрельцов и набор годных к службе добровольцев. На службу брали ссыльных поляков и подданных Великого княжества Литовского. Только с середины XVII в. основным источником комплектования стали дети служилых людей и их родственников. В ходе разборов из числа служилых людей начали исключать посадских, гулящих и крестьян.

Служилые люди освобождались от податей и находи­лись на государственного обеспечении. Они имели право заниматься в городах ремеслом и торговать с освобождением от тягла и оброков, но при условии уплаты таможенных пошлин, вывозить за Урал и привозить обратно беспошлинно товары на сумму до 50 руб. Могли владеть землей, покупать дворовых людей, но при этом вотчинное зем­левладение дворян в Сибири почти отсутствовало: его возникновению препятствовала центральная власть. Служи­лые находились в ведении центральных и местных государственных органов, определявших их численность, размеры жалованья, порядок комплектования, служебные обязанности. Непосредственное ко­мандование осуществляли головы, атаманы, ротмистры и т. д. В XVII в. сибирские служилые люди сохранили некоторые традиции вольных казаков. Городовые корпорации имели свою казну, собирали сходы и «круги», влияли на назначения командиров и очередность служб. Служи­лые обладали правом индивидуальных и коллективных челобитных монарху. В условиях колонизуемой окраины столь ши­рокие политические права позволяли служилым корпорациям в определенной степени контролировать местных воевод, а в случаях серьезных конфликтов они становились главным вдохновителями смещения неугодных воевод.

Основной обязанностью служилых людей была ратная и земская служба. Они участвовали в посольствах и походах для поиска новых земель и покорения сибирских аборигенов, в строительстве городов и острогов, осуществляя в них караульную и полицейскую службу, сопровождали ссыльных, служили при таможнях и вели надзор за заповедными дорогами в Сибирь, организовывали судовые дела и отправку хлеба в беспашенные города, посылали в караваны к Ямыш-озеру за солью, служили приказчи­ками в крестных острогах и слободах, промысловых и ясачных зимовьях, собирали ясак, сопровождали караваны с казной в Москву.

Петр I стремился ликвидировать группу служи­лых людей «прежних служб». В 1701 был упразднен стрелецкий чин; в Сибири стрельцов перевели в пешие казаки. При проведении в Сибири проверки итогов I ревизии полководец И.В. Солнцев-Засекин пошел на запись всех служилых людей в состав тяглых сословий. Его инициатива вызвала протесты сибирских губернаторов, и по указу Сената были разработаны штаты городовых каза­чьих команд с исключением зачисленных в них казаков из подушного оклада. На протяжении 1-й половины XVIII в. происходил постепенный перевод казаков на укрепленные (пограничные) линии, что вело к обособлению городо­вого и крепостного казачества. Сибирские казаки остались на государственном обеспечении. Они сохранили право заниматься торговлей и промышленностью, владеть пахотной землей, но в 1746 были лишены права иметь дворовых и крепостных людей. Насаждение принципов регулярной армии, посто­янные разборы казаков привели к отмиранию в Сибири традиций вольного казачества. В Петровское время ка­заки потеряли право на коллективные челобитные монарху, которые стали квалифицироваться как преступление.

Духовное сословие состояло из черного (монашеству­ющего) и белого духовенства (см. Приходское духо­венство РПЦ в Сибири). В конце XVI — начале XVIII в. в Сибири появилось 39 православных монастырей и пусты­ней. Белое духовенство делилось, в свою очередь, на священнослужителей (священников и дьяконов) и на церковнослужителей (дьячков и пономарей). В XVII в. состав белого духовенства не был замкнутым, т. к. при­ходские церковно- и священнослужители избирались приходскими общинами. Духовенство было освобож­дено от государева тягла, могло приобретать землю и зависимых людей.

Петр I относился крайне негативно к монашеству и пытался ограничить численность белого духовенства. В 1723 постриг в монашество был запрещен. Преемники Петра I несколько смягчили эту политику. Были отменены указы о воспрещении постригаться в монахи, но сохранено самое суровое ограничение — штатами наличного состава бело­го духовенства. Все, кто оставался за штатом, подлежали записи в солдаты или крестьяне. С этой целью перио­дически устраивались разборы духовенства, благодаря которым чрезвычайно развилась наследственность духовного звания. Действовавший в XVII в. порядок избрания священников приходом отмирает. По I ревизии свя­щеннослужители были изъяты из подушного оклада, но должны были платить различные мелкие государственные сборы и нести караульную, пожарную, постойную повинности, освобождаясь от рекрутской. Они подлежали телесным наказаниям по решениям как духовного, так и светского суда.

С конца XVI в. в Сибири формируется сословие посадских людей. Формально торговый промысел был обя­занностью посадских тяглецов и запрещался всем не принадлежавшим к посаду людям. Исключение делалось только для стрельцов, казаков и драгун. Посадские люди прикреплялись к своей общине, переход из одного посада в другой запрещался. В Сибири формирование посадской общины растянулось на весь XVII в. Мо­нопольное право на занятие торгами и промыслами в колонизуемой окраине фактически не действовало из-за мощной конкуренции со стороны служилых людей. Большинство посадских занималось земледелием и вело крестьянский образ жизни. Со своих торгов и промыслов они платили государевы подати и несли службы.

Регламент Главного магистрата 1721 разделил всех посадских людей на «регулярных граждан» и «подлых» людей. В инструкции городовым магистратам 1724 к регулярным гражданам были отнесены купцы и цеховые ремесленники. Посадские люди оставались наиболее многочисленной частью торгово-промышленного населения. В Сибири они сохраняли тесную связь с земледельными занятиями. Регуляр­ные граждане составляли посадский сход, который ведал раскладкой сборов и избирал членов магистрата, имев­шего двойное назначение. С одной стороны, «яко глава всего гражданства», магистрат являлся органом внутреннего управления сословия городских обывателей (в этом качестве он как бы стоял над гильдейскими и цеховыми организациями). С другой, «яко градское начальство», находился во главе всего города в целом, независимо от сословного состояния его обывателей. В магистрате сосредоточивалась судебная, финансовая и полицейская власть всего города. По отношению к государству посадская община на основе круговой поруки облагалась платежами и службами. С 1724 в состав посадских платежей входили подушная подать (1 р. 20 к.), канцелярские, таможенные и кабацкие сборы. Посадские люди несли рекрутскую повинность и давали подводы. Посадские службы делились на казенные (вне посада и совместно с другими сословиями) и гражданские (внутри посада).

В конце XVI — начале XVII в. в Сибири складывается сословная группа пашенных и оброчных крестьян (см. Крестьянство). Источниками ее комплектования ста­новятся принудительные переселенцы из Поморья, ссыльные, «вольные» и гулящие люди. Уже в начале XVII в. рост числа пашенных и оброчных крестьян происходил в результате наследования этого статуса. Крестьяне свободно распоряжались земельным участком, находившим­ся в их индивидуальном владении. Они сохраняли личную свободу, имели право на местное самоуправление, которым активно пользовались. Непосредственным представителем государства в крестьянских острогах и слободах был приказчик, назначавшийся воеводой. Он обладал широкой хозяйственно-попечительской, административно-фискальной и судебной компетен­цией. Крестьяне выполняли ряд повинностей и обла­гались общими денежными сборами: драгунскими, ямскими, поворотными и т. д. Пашенные крестьяне были обя­заны выполнять государственные повинности в форме обработки государевой десятинной пашни, оброчные — вносили натуральный или денежный оброк. Такие важные вопросы, как разверстка повинностей, отвод земель для новых поселений и т. д., решались с участием крестьянских миров. Избранные на сходе староста и целовальники реально участвовали в местном управлении.

В XVII в. в Сибири на основании царских пожало­ваний, покупки и захватов сформировалось монастырское землевладение. Зависимое население архиерейских и монастырских вотчин имело сложный состав и включало крестьян-старожильцев, бобылей, половников, «дете­нышей» работников, трудников, срочных наемных работ­ников и вкладчиков. Основную массу зависимого населения составляли крестьяне-старожильцы, которых монастырские старцы привлекали на свою землю помощью в хозяйственном обзаведении и льготами на 3—8 лет в выполнении монас­тырских повинностей. Прикрепление крестьянина к земле осуществлялось «жилой записью» и внесением в пере­писные книги. Монастырские крестьяне имели свои пашни и угодья. Их владельческие повинности выражались в форме барщины или натурального хлебного оброка (см. Вотчины церковные в Сибири).

В 1724 свободые земледельцы России, попавшие в переписные книги I ревизии, стали называться государственными крестьянами. В Сибири в состав этой сословной группы вошли бывшие пашенные и оброчные крестьяне, ямщики, значительная часть служилых людей и т. д. На протяжении 1-й половины XVIII в. источниками пополнения сословия было наследование статуса родителей, запись выходцев из других сословий, переселенцев и ссыльных. Государственные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право индивидуального землеполь­зования и землевладения на пашни, покосы и угодья, с санкции губернских властей могли переходить в иные сословия, менять место жительства. Они уплачивали подушную подать и денежный оброк. Денежную форму этих сборов можно было заменить натуральной. Ямщики вместо подушной подати и денежного оброка исправляли ямскую и почтовую гоньбу, пашенные и оброчные крестьяне продолжали либо обрабатывать государеву пашню, либо вносить хлебный оброк. В Ангаро-Илимско-Ленском крае десятин­ную пашню ликвидировали в 1727, в Тобольской губернии — в 1762. Помимо основных платежей на государственных крестьян ложилось бремя земских и мирских повинностей. Надзор за ними продолжали осуществлять казенные приказчики.

Приписные крестьяне в Сибири появились в связи со строительством казенных и частных заводов на Алтае и в Забай­калье. В 1704 начал действовать казенный Нерчинский сереброплавильный завод. С 1708 для его обслуживания стали переводить крестьян из Даурии, основным источником рабочей силы для него послужили ссыльные и каторжные. В 1726 А.Н. Демидов получил монопольное право на строительство горно-металлургических заводов на Алтае, после чего на алтайские заводы были переведены мастеровые и работные с его уральских заводов, а также приписаны беглые. В 1737—40 к заводам Демидова приписаны государственные крестьяне. Передача Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов в 1747 в собственность императорской фамилии привела к расширению приписки государственных крестьян, а также переводу ссыльных.

Приписные крестьяне сохранили право индивидуального владения землей, имели право заниматься торговлей, подрядами, промыслами, приобретать на свое имя иму­щество, с санкции горного начальства могли переходить в другие сословия и переселяться в пределах своего ведомст­ва. Как и государственные, приписные крестьяне не лишались права принесения присяги монарху. Заводская деревня имела сельское и волостное самоуправления. На уровне волости государственные административно-фискальные, полицейские и судебные функции осуществлял ка­зенный приказчик. В 1760 на территории Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов была введена должность управителя приписных крестьян, обязанных ежегодно отрабатывать сумму подушной подати и денежного оброка или ее части на казенных предприятиях, поставлять провиант на заводы, а в Нерчинском горном округе обрабатывать казенную пашню. Приписные крестьяне уплачивали земские и мирские сборы. Они отбывали рекрутскую повинность, но постав­ляемые ими рекруты попадали в состав мастеровых и работных людей.

В начале XVIII в. сибирские архиерейские и монастырские вот­чины были переданы в управление Сибирского приказа. В 1721 в связи с созданием Синода они возвращены в ве­дение духовных властей. Несмотря на ограничительную политику 1-й половины XVIII в., происходил рост монастырских вотчин. Источники увеличения численности монастырских крестьян — естественный прирост, браки, приток извне пришлого населе­ния. Монастырские крестьяне платили в казну подушную подать и в пользу монастыря — натуральный оброк (пятину) или находились на барщине. В 1762 и 1764 с проведе­нием секуляризации церковных имуществ бывшие архиерей­ские и монастырские крестьяне попали в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими. После ликвидации ее в 1783 экономические крестьяне полностью урав­нялись в правах и обязанностях с государственными.

Петр I и его преемники стремились поставить все население России на службу «общему благу». В обще-российском масштабе эта политика привела к консолидации сословий, более четкому определению их прав и обя­занностей. С начала XVIII в. регулируются основы сословного строя России. Важнейшую роль в определении сословных границ сыграли I и II ревизии. В полной мере эта политика была реализована в Сибири.

Новый этап в развитии сословного строя России открыла отмена Петром III обязательные службы дворян. В Наказе Уложен­ной комиссии Екатерины II была сформулирована теория 4 основных состояний российских подданных — дворянства, духовенства, городского и сельского обывателей. Это, с одной сто­роны, открыло путь к расширению прав и привилегий благородного сословия и купечества; с другой — подрывало основу сословного строя— представление о взаимосвязи прав и обя­занностей всех сословий. Развитие буржуазных отношений и отказ от теории иерархии функций сословного общества привели к постановке вопросов об отмене крепостного права и наделении широким комплексом личных прав всего на­селения России. Эта политика проводилась и в Сибири с учетом ее особенностей. Законодательное регулирование сословного строя 1760-х гг. — первой половины XIX в. осуществлялось на основе кодифицированных актов — Жалованных грамот дворянству и городам 1785 г., т. IX Свода законов 1832 г. и т. д. Сибирская специфика была учтена в региональном законодательстве — в Положении о сибирском линейном казачьем войске 1808 г., Учреждениях М.М. Сперанского и т. д.

В конце XVIII — первой половины XIX в. на юго-западе Сибири и в Забайкалье продолжалось формирование казачьих войск (см. Казачество Азиатской России). В 1760 была введена должность атамана всех крепостных казаков Западной Сибири, что положило начало созданию у них собственной войсковой организации. На границе с Кита­ем складывалась Забайкальская укрепленная линия, куда с 1760-х гг. переводились казаки из восточно-сибирских городов. В 1772—75 утверждены штаты казачьего пограничного войска на китайской границе. В начале XIX в. у линейных и городовых казаков введены чины, принятые в казачьих войсках Европейской России. Изменения в чиновной иерархии вели к обособлению казачьей верхушки и открывали ей дорогу к статусу личных и потомственных дворян. Казачест­во осталось на государственном обеспечении с сохранением права заниматься ремеслом и мелочной торговлей, владеть пашенной землей. С конца XVIII в. линейное казачест­во стало наделяться землей, что в XIX в. привело к оформлению территорий Сибирского и Забайкальского казачьих войск.

В 1770-х гг. происходит некоторое расширение прав и привилегий духовного сословия. В 1842 устанавливаются новые штаты для приходских церквей, что приводит к возрастанию числа приходов. Со второй половины XVIII в. уве­личивается объем личных прав духовенства. В 1767 и 1771 духов, властям запрещалось подвергать телесному наказанию священников и дьяконов. В 1796 Павел I отменил телесные наказания для священнослужителей (до лишения сана) по уголовным приговорам светских судов. В XVIII в. лица духовного сословия не могли при­обретать недвижимое имущество; это право было им предоставлено в 1801.

Екатерина II рассматривала податное население города в качестве «среднего рода людей», но сохранила выделение в его составе купеческой верхушки. Жалован­ная грамота городам 1785 закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профиля занятий и родов деятельности. «Средний род людей», или мещане, разделялись на 6 категорий: 1) «настоящие градские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость; 2) записанные в гильдии купцы; 3) состоявшие в цехах ремесленники; 4) иногородние купцы; 5) именитые граждане; 6) прочее посадское население. Права мещанина включали охрану чести и достоинства, личности и жизни, перемещение и выезд за границу. К имущественным правам относились: владение собственностью на принадлежавшее имущество, промышленными предприятиями, промыслами, ведение торговли. Купцы 1-й и 2-й гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Жалованная грамота оформила понятие города как юридического. лица. Горожане составляли «общество градское» и могли собираться на собрания с санкции генерал-губер­натора или губернатора. Собрание имело возможность обращаться с представлениями к местным властям и на­блюдать за соблюдением законов. Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на 3 года), старост и судей словесных судов (на год). В городе создавалась общая городская и шестигласная дума. В компетенцию думы входило обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблю­дение за городским строительством. При Павле I Жалованная грамота городам была отменена, но его собственная политика по отношению к горожанам оказалась крайне неудачной. При Александре I Жалованная грамота городам была вос­становлена с существенными изъятиями и дополнениями. В первой половине XIX в. городские обыватели стали делиться на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочих людей.

Во 2-й половине XVIII — 1-й половине XIX в. сословие государственных крестьян пополнялось за счет наследования статуса родителей, записи в государственные крестьяне выходцев из других сословий, переселенцев и ссыльных. В конце XVIII в. в состав государственных крестьян включались экономические крестьяне. Со­гласно Уставу об инородцах 1822 аборигены, жившие оседло и занимавшиеся земледелием, приравнивались по своим правам и обязанностям к государственным крестьянам. Зна­чение ссылки как источника пополнения государственных крестьян возросло после указов 1760—62 о праве помещиков, городских и крестьянских общин подвергать административной ссылке в Сибирь воров, пьяниц, хулиганов и прочих в зачет рекрутов. Основной повинностью государственных крестьян оставались подушная подать и денежный оброк, которые с 1824 обязывались уплачивать и ямщики. В 1780-х гг. и 1837 в Сибири были проведены реформы крестьянского самоуправления, расширившие его права и избавившие крестьян от опеки казенных приказчиков. В Иркутской губернии казенные приказчики были ликвидирова­ны в 1760-х гг., на территории Тобольской губернии — в 1780-х гг. Государственные крестьяне участвовали в государственных совещаниях, в соответствии с Учреждением об управлении губернией 1775 избирали заседателей в государственные органы. Основным источниками увеличения численность приписных крестьян во второй половине XVIII — 1-й половине XIX в. были естественный прирост населения и приписка ссыльных. Правилами Алтайского горного начальства 1836 ограничивалось право приписных крестьян переселяться на другие места. Заводская деревня сохранила двойное подчинение — губернским и горным властям. С 1796 представителем государства на уровне волости был земский управитель. В 1830-х гг. алтайский и забайкальский заводы были переданы из Кабинета в ведение Министерства финансов. Приписные крестьяне на Уральских заводах (в т. ч. сибирские) были освобождены от заводских работ в 1807, на Нерчинских — в 1851, на Алтае — в 1861.

Ликвидация сословного строя в России началась с отмены крепостного права в 1861, проведения судебной, земской и военной реформ. Однако вплоть до революций 1917 значительные сословные права и привилегии сохраняли российское дворянство, почетные граждане, купечество, казачество, духовенство. В Сибири пережитки сословного строя проявлялись в особенностях статуса казачества, заложенного новым Положением о Сибирском линейном казачьем войске (1846) и Положением о Забайкальском казачьем войске (1851). На консервацию пережитков сословного строя в Сибири влияло и то, что судебная реформа в крае была проведена только в конце XIX в.

Лит.: Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотноше­ниях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982; Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991; Акишин М.О. Российский абсолютизм и дворянство: структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 2003.

М.О. Акишин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири