СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Основополагающим документом для работы органов социальной защиты в РФ, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, является городская, областная, краевая или республиканская программа социальной поддержки населения. Данный документ разрабатывается специалистами соответствующих служб с 1992 и утверждается губернатором или мэром города. Срок реализации программы 1 год. В программе содержатся основные показатели социального развития административного образования в предыдущем году. На их основе определяются приоритетные цели и задачи оказания социальной помощи.
В 1990-е гг. основная цель таких программ в регионах Сибири заключалась в поддержании уровня жизни малообеспеченных семей и одиноко проживающих граждан. Особое значение придавалось также оптимизации структуры социальных расходов и поиску дополнительных внебюджетных средств финансирования.
Поставленная цель конкретизируется в задачах оказания социальной помощи. В 2000, например, они заключались в соблюдении приоритета в предоставлении материальной и финансовой поддержки, усилении ее адресности, комплексности, развитии добровольного гражданского участия и активности населения при оказании такой поддержки. В программе содержится также характеристика численности и состава различных категорий малоимущих, состоящих на учете в районных отделах социальной защиты.
Исходя из целей и задач социальной политики, основных материально-бытовых проблем жителей региона определяются приоритетные направления социальной защиты населения на текущий год. Такими направлениями в 2006 являлись поддержка института семьи, повышение ее роли и значения в обществе, обеспечение социальных гарантий семьям с детьми. Разрабатывались меры, позволяющие сконцентрировать деятельность социальных служб и учреждений на данном направлении. Кроме того, в этом же разделе содержался конкретный план основных мероприятий органов управления социальной защиты на текущий год. Каждая очередная программа включает раздел, регулирующий порядок, виды и формы предоставления социальной помощи. В этой части документа, в соответствии с действующим законодательством, определяются количетво выплат, их виды и размеры. Завершает программу характеристика гражданского участия в решении социальных проблем региона. В последние годы органы социальной защиты населения придают особое значение сотрудничеству с общественным организациями, действующими в социальной сфере.
Реализация программы поручается управлению социальной поддержки населения административного образования. В конце года подводятся итоги, анализируется степень выполнения поставленных задач, что служит основой для разработки новой программы.
Полнота осуществления запланированных мероприятий непосредственно зависит от финансирования, которое складывается из бюджетных и внебюджетных средств. Например, мэрия Новосибирска в 1998 направила на социальные цели 72 млн руб., из них 64,4 млн — на оказание адресной социальной помощи (денежной и натуральной), ее получили 233 тыс. человек. Через районные службы города поддержка оказана 190,7 тыс. человек на сумму 32,5 млн руб. В среднем на 1 человека пришлось государственных средств 170 руб., а с учетом привлеченных финансов из внебюджетных источников — 277 руб.
В целом социальные программы не соответствовали в полной мере нараставшим потребностям населения. Количество горожан, состоявших на учете в органах социальной защиты, постоянно росло. В Новосибирске в 1992 в них были зарегистрированы 81,2 тыс. человек, в 1994 — 159 тыс., в 2000 - 245,9 тыс. На рубеже ХХ-ХХI вв. в сибирских и дальневосточных городах доля нуждающихся граждан, зарегистрированных в социальных службах, превысила 20 % от всех жителей региона. Одновременно остается большим число горожан, не состоящих на учете и не получающих социальной помощи, которым, однако, такая помощь необходима.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей