Со времени построения Богоявленского собора до сороковых годов XIX столетия население Иркутска увеличилось почти вдвое. И несмотря на реконструкцию в 1869 г., несколько увеличивающую площадь, Богоявленский собор не обеспечивал нормального проведения богослужений, особенно в праздничные дни, когда приходило намного больше народа на церковные службы.
Поэтому неудивительно, что в 40-х гг. XIX в. в иркутском обществе стала зарождаться мысль о постройке в городе «нового собора, более благообразного и более просторного». Первым зачинателем этого большого дела стал Евфимий Андреевич Кузнецов, миллионер-золотопромышленник, благотворитель города Иркутска. Он письмом от 11 августа 18491 на имя преосвященного архиепископа Иркутского Нила сообщает, что он передаёт в его распоряжение капитал на сумму 250 тысяч рублей серебром, состоящий в трёх билетах Государственного Коммерческого банка от 16 февраля и 22 марта 1849 г. за номерами 2513,4626 и 4627. В этом письме Е. А. Кузнецов выразил свои желания: выбор места установки собора должен остаться за архиепископом Иркутским; строительством должен ведать специальный Комитет, в ведении которого должны находиться все суммы. Е. А. Кузнецов предусматривал и будущее содержание собора: «Приступая к великому и капитальному сооружению, нельзя не иметь в виду средств, потребных на его содержание и упрочение вековечного существования: то желательно, чтобы годовые расходы на постройку, за исключением разве первого года, в который надобно будет дать общее всему ходу движение, не превышали собой количество процентов на жертвуемый капитал, составляющий десять тысяч рублей серебром. За сбережением же капитала доставится Кафедральному собору возможность поддерживаться с приличием».
В 1852 г. в ответ на обращение архиепископа Нила к генерал-губернатору Веточной Сибири Н. Н. Муравьёву Иркутская Городская дума отводит место под постройку собора за оградой Спасской церкви до берега напротив площади. Строительство же собора приостановилось из-за нехватки средств, так как на одни процентные суммы построение собора растянулось бы на многие годы. А главный попечитель Е. А. Кузнецов умер в 1850 г. Незадолго до своей смерти он успел приобрести для будущего собора «среброзолощённые» художественной работы иконы Святого Евфимия, архиепископа Новгородского.
Вновь вопрос о построении собора поднимается в 1866 г. архиепископом Иркутским Парфением. К этому времени пожертвованный капитал возрос до 466 тысяч рублей серебром. Архиепископу Парфению не понравилось отведённое собору место, и он обратился к городским властям о предоставлении другого места. На это Дума ответила, что «в городе не имеется ни одной площади, приличной для построения нового собора». Тогда архиепископ предлагает снести Спасскую церковь и на её месте построить новый кафедральный собор. Но и здесь Дума отказала по причине исторической ценности одной из первых каменных построек Иркутска... Итак, решение вопроса этого растянулось на долгих шесть лет. И только 4 апреля 1872 г. генерал-губернатором Николаем Петровичем Синельниковым была образована специальная комиссия под председательством исполняющего должность губернатора Эрн. В комиссию вошли представители от всех городских сословий, от администрации и от Иркутской Епархии. Рассмотрев все варианты, «Комиссия пришла к убеждению, что самое лучшее и даже единственное для возведения нового соборного храма место есть, бесспорно, так называемая Таможенная площадь, если она будет очищена от всех, кроме Спасской церкви, зданий; так как эта площадь, представляя с прилегающими к ней улицами пространство приблизительно в 19499 квадратных сажен, представляет все удобства для отправления церковных процессий и военных парадов, как бы велико ни было при этом стечение народа, и удовлетворяет всем другим условиям для постройки здесь соборного храма».
Первый проект нового собора был выполнен художником-архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским в 1866 г. Проект 23 февраля 1867 г. высочайше подтверждается. Но, приступая к закладке собора, архиепископ Иркутский Вениамин был не согласен с некоторыми решениями утверждённого проекта. Это относилось к несоразмерности главного алтаря с размерами площади для молящихся. Кроме того, он отметил, что проектной величине собора отведённая площадь мала и не соответствует перспективному виду собора. Не изменяя утверждённых планов и фасадов, инженер-архитектор М. Н. Огонь-Догоновский вносит некоторые исправления. Эти правки были отосланы на утверждение в Синод 10 ноября 1876 г. Святейший Синод только 10 июля 1882 г. представляет проект на высочайшее рассмотрение. Император вернул проект с замечанием, касающимся усиления благолепия в наружном виде и стиле собора. Проект поступает на экспертизу известному петербургскому архитектору Томишко, который заметил несоразмерность величины собора и отдельно стоящей колокольни. Синод же со своей стороны требовал уменьшить размеры собора. Вместимость проектируемого иркутского собора составляла до 5 тысяч человек. При этом Синод указывал, что даже Исаакиевский собор в Петербурге вмещал до 8 тысяч человек молящихся. Но к этому времени (1883 г.) собор уже был возведён до уровня окон второго этажа, и поэтому величина собора не могла быть уменьшена. В утверждённый проект было внесено два основных дополнения. Первое — это дополнительное строительство коридора, соединяющего собор с колокольней, и второе — добавление к двум сторонам колокольни пристройки «для придания ей вида устойчивости, которого она не имела». Изменённый проект собора был высочайше утверждён 26 октября 1883 г. Заменивший М. Н. Огонь-Догоновского на посту архитектора барон Г. В. Розен внёс свои изменения, правда, не очень существенные, но украшающие собор. Предусмотренные ранее гладкие главы и купола украшались разного рода башенками, колоннами и др. Г. В. Розен изменил форму глав: вместо готической формы он им придал византийский стиль. Изменённый Г. В. Розеном фасад был одобрен в Санкт-Петербурге Техническим комитетом.
«Иркутские Епархиальные ведомости» в 51-м номере за 1873 г. сообщают, что 9 декабря сего года архиепископ Парфений образовал Комитет по постройке собора под председательством кафедрального протоиерея В. П. Громова. В состав Комиссии входили: от Духовного ведомства Василий Яковлевич Карташёв, священники И. Ф. Чирцев, М. А. Успенский; по представлению генерал-губернатора — городской голова В. В. Петров, губернский архитектор Александр Евграфович Разгильдеев, потомственные почётные граждане С. К. Трапезников, И. С. Котельников, Н.И.. Чупалов и М. И. Пономарёв. Светские члены Комиссии с течением времени по тем или иным причинам выбыли, и все заботы легли на духовных служителей и в особенности на председателя протоиерея В. П. Громова. После смерти председателя, последовавшей в августе 1860 г., председателем Комитета назначается его преемник по должности кафедрального протоиерея А. Виноградов.
Одним из первых крупных вопросов, вставших перед Комитетом, была проблема снабжения стройки многомиллионным объёмом кирпича. В Иркутске не было таких больших кирпичных заводов, которые обеспечили бы такие потребности. Поэтому Комитет с согласия преосвященного Вениамина предлагает устроить свой кирпичный завод. Для этого нужно было купить заимку Яковлевой, расположенную вблизи Кокуевской рощи и Архиерейской летней дачи. Эта заимка привлекла внимание тем, что здесь уже были возведены некоторые постройки для кирпичного производства: обжигательные печи, сушильные сараи и др. Кроме того, здесь добывалась лучшего качества глина. Не дожидаясь окончания сделки, 8 мая 1874: место под кирпичный завод освящается. Епископ Мартиниан с духовенством совершили крестный ход из Богоявленского собора с иконой Казанской Богоматери. На Архиерейской даче крестный ход был встречен преосвященным Вениамином. После литургии и акафеста крестный ход двинулся на место, где предполагалось открыть кирпичный завод. После провозглашения многолетия всем строителям храма была воздана «Вечная память» архиепископу Парфению и жертвователю Е А. Кузнецову. Торжества закончились обедом, данным епископом Вениамином. Е 1875 г. в Иркутском Губернском правлении заключается крепостной акт покупки этой заимки на имя собора. Заимка обошлась в 7500 рублей. На работах кирпичного завода вначале с разрешения местного начальства было привлечено 50 арестантов Иркутского Тюремного замка, а затем число их достигло 200 человек. Но приехавший новый генерал-губернатор барон Платон Александрович Фредерикс запретил использование на работах арестантов. До 1879 г. кирпич производился хозяйственным способом под наблюдением инженер-архитектора М. Н. Огонь-Догоновского. В 1879 г. завод был сдан в аренду крестьянину Николаю Андреевичу Иванову с обязательством ежегодной поставки 167 миллионов штук кирпича. Н пожар этого года прекратил все работы по постройке собора. Арендатору же было разрешено производить кирпич для частных лиц. В 1881 г. из-за вскрытых злоупотреблений арендатор Н. А. Иванов отстраняется от управления заводом. С началом работ в 1885 г. завод сдаётся в аренду крестьянину Максимову, который уже начал выпускать кирпич. Но часть членов Комитета настояла на отстранении Максимова, а кирпич решено было выпускать хозяйственным способом. Но это было не экономичное решение, так как кирпич получался дорогим и невысокого качества. Часть выпущенного до 1889 г. некачественного кирпича вынуждены были продать по низкой цене, а недостающие 500 тысяч штук кирпича приобрели у того же Максимова.
В ночь с 12 на 13 июля 1873 г. Ярославским колокольным мастером С. Шарыпниковым отливается из сплава меди (1411 пуд 38,25 фунта) и олова (69 пудов 4 фунта) колокол для строящегося собора на Тихвинской площади. Отливка производилась на специально устроенном колокольном заводе напротив Кокуевской рощи. Часть затрат по отливке колокола взял на себя иркутский купец С. К. Трапезников В итоге получился колокол весом 1242 пуда 28,25 фунта, а обошёлся он в сумму 21135 рублей. Доставка колокола от завода до собора происходила с помощью добровольных помощников из горожан. Поднят он был на колокольню силами солдат местного батальона.
Для наблюдения за ходом строительства собора приглашались опытные в возведении крупных церковных сооружений архитекторы из других российских городов. Но ни один из них, даже за высокую плату, не согласился ехать в Сибирь. И за неимением также в Иркутске опытных архитекторов выбор по рекомендации начальника Корпуса инженеров генерал-майора Иванова пал на инженер-капитана М. Н. Огонь-Догоновского. Кроме наблюдения за работами по постройке собора на него возлагались обязанности разработки деталей утверждённого проекта и составление проектов и смет тех частей сооружения, которые в основном проекте в показаны. Обговорена и оплата его труда в сумме по три тысячи рублей в год. М. В Огонь-Догоновский руководил стройкой до пожара 1679 г., когда все работы были прекращены. Позднее М. Н. Огонь -Догоновский уезжает на постоянное жительство в Кутаиси, где получает работу архитектора. С началом работ по строительству собора в 1885 г. он уведомляет Комитет об отказе от выполнения договорных обязанностей. Преосвященный Вениамин приглашает с этого года заведующего строительной частью Восточной Сибири инженер-архитектора барона Г. В. Розена с оплатой шести процентов от всей суммы, какая расходовалась ежегодно по постройке собора. Кстати сказать, с 1891 г. барон Г. В. Розен просит уменьшить ему оплату до четырёх процентов, так как к этому времени все капитальные работы по собору, требовавшие особенного внимания труда и ответственности, окончены. На периоды его отлучек из Иркутска наблюдение за ходом строительства он поручал инженерам-архитекторам И. Ф. Тамулевичу и Штерн фон Гвяздовскому.
«В лице барона Розена Комитет приобрёл такого опытного строителя, который преодолел все затруднения по постройке собора, а затруднения эти были велики и не всякому по силам. Под его наблюдением, по его чертежам собор не только благополучно кончен, но и получил в архитектурном отношении более прочный красивый вид, — если и найдутся в нём какие-либо недостатки в архитектурном отношении, то вина в этом менее всего лежит на бароне Розене; он принял собор наполовину уже отстроенный — следовательно, исправить всего он не мог, — но что можно было сделать для прочности и красоты собора, им сделано. Таково, по крайней мере, убеждение Строительного Комитета, имевшего возможность непосредственно следить за всем ходом работ по постройке собора до его окончания при бароне Розене». Так писал в 1895 г. председатель Комитета кафедральный протоиерей Афанасий Александрович Виноградов.
До начала строительства собора инженер-капитан М. Н. Огонь-Догоновский в 1874 г. исследовал грунт на месте постройки собора. Были получены положительные результаты. Для изготовления цемента им в течение 1874 г. производились предварительные испытания его получения из камня, добытого в 25 верстах от Иркутска в селе Ординском. Этот камень после предварительного дробления и обжига вполне годился в качестве строительного связующего материала. Необходимый для строительства серовичный камень добывался в местности вблизи Усть-Кудинского селения, расположенного по правому берегу в 20 верстах вниз по течению Ангары. Подрядчик по доставке серовичного камня мещанин Н. Яковлев уже к июню 1879 г. выполнил взятые на себя обязательства.
Торжественная закладка кафедрального собора была приурочена ко дню рождения императора Александра II, 17 апреля 1875 г. Накануне епископом Иркутским и Нерчинским Вениамином было отслужено в Богоявленском кафедральном соборе всенощное бдение у иконы Казанской Божией Матери с акафистом. Торжество закладки собора началось праздничным перезвоном колоколов, во время которого совершено освящение воды. К литургии собрались воинское и гражданское начальство с генерал-губернатором Платоном Александровичем Фредериксом во главе, купечество, в большом числе иркутские жители. Богоявленский собор не мог вместить всех желающих присутствовать при богослужении. После благодарственного молебна по случаю дня рождения императора начался крестный ход из Богоявленского собора на место закладки нового собора, в котором участвовало около трёх десятков одетых в белые ризы священников. Впереди архиерейских певчих шли в рядах ученики Духовной семинарии. Близлежащие улицы и место закладки собора были заняты массой народа. Войска встретили крестный ход парадом и полковой музыкой, исполнившей гимн «Коль славен». Место для ритуала закладки было выбрано с правой стороны около предполагаемого правого клироса. Преосвященный Вениамин, окадив всё место для собора, после молитв вместе с духовенством сначала водрузил крест на предполагаемое место престола, а потом сошёл в ров глубиной 5,5 аршин. Здесь после молитв под елеем и окропления святой водой медной доски и камней началась закладка фундамента. Право положить первый камень предоставлено архиепископу Вениамину, второй камень положил генерал-губернатор барон П. А. Фредерикс, третий — военный губернатор К. К Шелашников и четвёртый — городской голова М. И. Пономарёв. Сюда же закладывается памятная медная доска с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого духа. При державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Александра Николаевича всея России, по благословению Преосвященного Вениамина 2-го, епископа Иркутского и Нерчинского, заложен сей кафедральный собор во имя Казанскыя иконы Божея Матери и святителей Христовых Николая, архиепископа Мирликийскаго чудотворца и Евфимия, архиепископа Новгородского, 17 апреля 1875 г., в четверток Святыя Пасхи».
По окончании закладки преосвященный Вениамин окропил святою водою место постройки и затем с коленопреклонением произнёс заключительную молитву. Далее кафедральный протоиерей и председатель Комитета по постройке Собора П. В. Громов произнёс речь, а протодиаконом провозглашено многолетие причастных к строительству собора лиц. Затем провозглашалась вечная память зачинателям этого грандиозного дела — архиепископу Нилу и жертвователю Е. А. Кузнецову. Во время обратно: крестного хода во всех церквах города звучал общий колокольный звон.
После торжественной закладки генерал-губернатором дана была императору Александру II телеграмма следующего содержания: «После торжественного молебствия и парада войск в радостный день рождения Вашего Императорского Величества совершив закладку нового Иркутского Кафедрального Собора в присутствии войск при стечении многочисленного населения, имею счастье исполнить общее единодушное желание всех повергнуть к стопам Вашего Императорского Величества горячие чувства беспредельной преданности войск и всего населения Восточной Сибири и общие поздравления с настоящим драгоценным днём». На другой день от Военного Министра получен ответ: «Государь Император благодарит за принесённое Вами поздравление». В честь двойного праздника генерал-губернатор в день закладки собора дал блистательный обед для епископа Вениамина, старшего духовенства, высших военных и гражданских чинов и купечества.
Фундамент собора был заложен на глубине 5 сажен под пилонами и 3 сажени под стенами и весь выведен из серовичного камня на известковом цементе. Об устройстве всего фундамента строитель нового собора М. Н. Огонь-Догоновский сделал подробный доклад, прочитанный в зале Географического общества на заседании Восточно-Сибирского отделения Русского Технического общества. И позднее у многих, и даже у специалистов, таких, как архитектора М. Арнольд, возникли сомнения в прочности фундамента из серовика, то есть из песчаника. В 1887 г. проводятся опыты и испытания на прочность серовичного камня. Оказалось, что этот камень может выдержать давление на один квадратный дюйм не менее 60 пудов. Это намного больше, чем давал собор в готовом виде. На этом сомнения в прочности камня были сняты.
Постройка кафедрального собора в 1875 г. продолжалась до поздней осени прекратилась только с наступления сильных холодов. К весне 1877 г. кладка фундамента завершается, и с 5 апреля 1877 г. приступили к выведению цоколя здания также из камня серовика. Подряд на выполнение этих работ был отдан Н. Иванову. Хорошие темпы строительства держались вплоть до начала страшного, небывалого в Иркутске пожара. 24 июня 1879 г. пламя пожара, несмотря на отсутствие вокруг собора деревянных зданий, подошло к строящемуся собору, и в 6 часов вечера начали гореть строительные леса. От жары потрескались как кирпичная, так и из камня-серовика кладка; сгорели все деревянные сооружения с хранящимися в них материалами. В большом количестве были повреждены огнём заготовленные и сложенные у собора серовичные камни и плиты. Строительство пришлось приостановить не только из-за многократного возрастания стоимости строительных материалов и дороговизны рабочих рук. Приостановку в строительстве собора дал строительному Комитету преосвященный Вениамин. И строительство замолкло на долгих шесть лет. И прежде чем разбудить стройку в 1885 г., архитектор Г. В. Розен совместно с членами Комитета произвели тщательный осмотр постройки. Участвующие в обследовании пришли к выводу, что пожаром нанесён несущественный вред строительным конструкциям. Все повреждения, нанесённые огнём, были наружными, что не сказалось на прочностных характеристиках уже готовой конструкции здания. Работы возобновились. В течение 1885-1886 гг. постройка собора доведена была до высоты окон в малах куполах, а в середине корпуса здания — несколько ниже наружной колоннады. До осени 1886 г. были ещё выполнены хоры над западными дверями. С сентября 1886 г. строительство вновь было приостановлено, так как Г. В. Розен заметил растяжку металлических связей почти на два вершка, неравномерную осадку пилонов до полутора вершков и появление, хотя и незначительных, трещин и щелей. Наблюдение за подозрительными местами велось, начиная с момента обнаружения признаков осадки здания и до весны 1887 г. В это время в Санкт-Петербургский Технико-строительный Комитет была подана докладная записка от архитектора Арнольда, в которой он сомневается в прочности постройки собора. Чтобы разрешить разногласия между архитекторами Арнольдом и Г. В. Розеном, Строительный Комитет предложил образовать специальную Комиссию, которая должна произвести в 1868 г. профессиональное освидетельствование произведённой постройки нового собора. В состав Комиссии были включены известные иркутские специалисты-строители и члены Комитета. После тщательного обследования Комиссия отметила, что, начиная с 1886 г., изменений в растяжке связей и в величине осадки не произошло и что все конструкции здания (пилоны, ростверки и др.) не потеряли со временем своей прочности. Комиссия рекомендовала продолжить с 1889 г. строительные работы по возведению храма. Такой акт был препровождён в Строительное отделение Восточной Сибири. Но из-за предосторожности Г. В. Розен изменяет конструкцию главного купола с целью уменьшения его веса, заменяет каменный свод в куполе деревянным и уменьшает толщину стен. Одновременно он изменяет саму форму куполов и фасад собора. С 1889 г. работы вновь возобновились. В этом году были выполнены малые купола и установлены стропила и обрешётка. Одновременно проводились опыты по покрытию железом малых куполов. На следующий год малые купола уже покрывались железом с запайкой швов.
Летом же 1889 г. были выложены по лекалам пяты крестовых сводов, которые в течение зимы были нагружены кирпичом в соответствии весу сводов.
К осени были окончены главный деревянный купол и свод в нём.
18 апреля 1890 г. Комиссия в составе инженера-архитектора Штерн фон Гвяздовского, архитектора И. Ф. Тамулевича, инженера путей сообщения Быстржинского и инженера Худзинского в присутствии председатея Комитета протоиерея А. А. Виноградова и архитектора барона Г. В. Розена освидетельствовали постройку собора и пришли к выводу, что основные работы вчерне выполнены, за исключением части внутренних сводов и покрытия крыш и куполов железом. Комиссия также зафиксировала, что каких-либо движений и осадок строительных конструкций в разных частях собора при дополнительных надстройках не произошло.
С начала мая 1890 г. кровельщик Ковалёв приступил к шахматообразному покрытию железом под замок куполов собора и под гребень — всей плоской крыши. К концу 1890 г. Ковалёв закончил свою работу. С 30 июля этого же года начались с хорошим темпом работы по наружной отделке и окраске нового собора. Работы планировалось закончить уже к осени.
В дар Комитету по постройке кафедрального собора мещанин Яковлев в 1890 г. передал для устройства ограды вокруг храма тысячу верстовых столбов. Но Комиссия употребила эти столбы на устройство фундамента под пристройку к колокольне и коридор, соединяющий собор с колокольней.
В 1890 г. началась пристройка усыпальницы в восточной части подвального этажа, которая была построена ещё под руководством М. Н. Огонь-Догоновского в 1880-1881 гг. В 1882 г. в ней был устроен иконостас и придел во имя Второго Страшного Пришествия Христова. В течение четырёх лет по выходным дням здесь совершались литургии. Но с началом работ стало невозможно отапливать усыпальницу. Кроме того, размеры усыпальницы не удовлетворяли архиепископа Вениамина. Уже в 1890 г. своды старой усыпальницы разбираются, а в следующем году выведены были новые своды. Первым погребённым в этой усыпальнице был архиепископ Вениамин, неожиданно скончавшийся 2 февраля 1892 г. А 29 января 1893 г. здесь над усыпальницей Вениамина его преемник архиепископ Тихон освящает малый престол во имя преподобного Вениамина и Страшного суда. Как бы предчувствуя свою кончину, архиепископ Вениамин с конца августа 1891 г. приказал устроить для него склеп в усыпальнице возле правой стороны, близ солей. Здесь он и был погребён.
Работы по возведению величественного храма в 1891 г. начались с 11 марта установкой на место двух главных крестов. В 1891 г. были окончены следующие работы: достроены все купола, выведены все своды, в куполах и сводах установлены стропила, выполнена железная крыша собора, на куполах установлены кресты, выполнены все каменные постройки с южной и северной сторон колокольни, окончена каменная кладка коридора от собора к колокольне, окончена кладка самок колокольни, перестроена, о чём уже было сказано выше, усыпальница. Кровельщиком Ковалёвым в 1891 г. покрыты железом колоннады под куполами, карнизы, капители и др. С петербургским художником академиком Марковым заключён договор на выполнение двенадцати икон для главного иконостаса. Сумма договора составляла немногим более десяти тысяч рублей, и срок выполнения заказа определён 1 июля 1893 г. Фактически иконы были выполнены позднее. Иконы для остальных иконостасов нового собора были выполнены иркутскими иконописцами Кронбергом (26 штук) и Проказовым (2 штуки). Большинство икон были выполнены на прекрасном техническом и художественном уровне. Позднее в приделе во имя Святых Петра и Павла находились прекрасные копии с картин итальянского художника Корреджо: «Рождество» и «Благовещение», писанные иркутяниным М. Мурзиным. Икона Иоанна Богослова на пономарских дверях усыпальницы писана также местным художником Беклемишевым.
Архитектор Г. В. Розен составляет рисунок великолепного главного иконостаса. В Иркутске было достаточное число хороших иконостасных мастеров. Но архиепископ Вениамин поручает эту работу только что вышедшему из подмастерьев Н П. Попову за 20 тысяч рублей. Он обратил на себя внимание при изготовлении небольшого иконостаса в боковом приделе Входо-Иерусалимской церкви, выполненного в 1890 г. Работы Н.П. Попова отличались изяществом и чистотой работы. Срок выполнения иконостаса определён к середине 1893 г. И мастер не только изготовил к этому сроку иконостас, но и установил его на место. Вот какое подробное описание иконостаса оставил кафедральный протоиерей А. А. Виноградов: «Иконостас, устроенный г. Поповым в главный придел нового собора, трёхъярусный, высотой 8 сажен. Нижний ярус идёт сплошной стеной вдоль алтарной арки и потом полукругом вдоль подпружной арки до пилонов; в нем кроме царских и пономарских врат помещены следующие святые иконы: по правую сторону царских врат икона Нерукотворного Образа, полевую — икона Казанской Божиея Матери, перенесённая из старого собора; по правую сторону пономарских врат — иконы Святого Иннокентия, первого Иркутского епископа и Святого Александра Невского; полевую сторону пономарских врат иконы: Святого Евфимия, архиепископа Новгородского и царицы Александры. На царских вратах помещены обычныя иконы: Благовещения и четырёх Евангелистов, а на пономарских вратах — иконы архидиакона Стефана и архистратига Михаила. Во втором ярусе пять икон; из них три находятся в одной связи и занимают ширину всей алтарной арки; а две поставлены отдельно на полукружиях нижнего яруса. Во втором ярусе помещаются следующие иконы: над царскими вратами икона больших размеров Тайной Вечери, а по правую и левую стороны её — иконы четырёх составителей древних литургий, доселе употребляемых в православной церкви: Святого Иакова, брата Господня, Святого Василия Великого, Иоанна Златоустаго и Григория Двоеслова. Верхний ярус состоит из одной иконы Вознесения Христова. Таким образом, алтарная арка не вся сплошь занята иконостасом, а имеет вверху большой просвет. Это для того, чтобы впоследствии, когда стены главного алтаря, если Господь благословит, будут покрыты живописными изображениями, они не были скрыты от глаз зрителей. Царские врата помещены в глубине ниши, образуемой тремя резными полукруглыми расходящимися арками, опирающимися на три резные колонны, высота царских врат — 4,25 аршин, ширина 3 аршина 12 вершков. В таком виде царские врата в новом соборе, по словам паломников ко святым местам, имеют значительное сходство с царскими вратами в главном Иерусалимском храме над гробом Господним. Все иконы в алтаре помещены между резными сплошь золочёными колоннами; кроме того, икона Вознесения Христова в верхнем ярусе и четыре иконы составившей древних литургий в среднем ярусе увенчаны куполообразными главами с крестами вверху. К особенностям в устройстве главного иконостаса должно отнести, во-первых, то, что вся резьба на колоннах, на куполообразных главах, венчающих иконостас, на арках сделана не ажурная, а сплошная, по самому дереву; ажурной резьбы немного; это для большей прочности резьбы; во-вторых, то, что бордюром для святых икон в иконостасе служат гладкие, полированные пластины из лигнита, наклеенные на дерево, только по местам прерываемые ажурной золочёной резьбой. Тумба в иконостасе высотой в 1,5 аршина; в ней промежутки между колоннами также покрыты полированными пластинами из лигнита, среди которых вставлены позолоченные фигуры в виде полированных четырёхугольных камней».
В начале 1892 г. архитектор барон Г. В. Розен переезжает в Киев на месте новой службы. Перед отъездом он заявил председателю Комитета, что дальнейшие работы можно продолжить без архитектора при помощи одних мастеров. Но если возникнет потребность в советах или указаниях, то необходимо обратиться к архитектору И. Ф. Тамулевичу. Непосредственное и постоянное наблюдение за работами Комитет поручает протоиерею Григорию Шергину. За 1892 год выполнены работы: окна и двери в соборе, коридоре, колокольне и в пристройках, баллюстрады на хоры в нишах куполов и в колокольне и др. В течение последующих двух лет выполнены: двойные каменные своды в пристройках и колокольне; в соборе и в пристройках настелены серовичные полы; в соборе устроены соли; на хоры в соборе установлены каменные лестницы; устроены наружные крыльца, в подвалах настелены полы; устанавливались восемь голландских печей и многое другое. Закончены все кровельные, кузнечные, кузнечно-слесарные, малярные и почти все столярные работы. Уже с 22 ноября 1892 г. в кафедральный собор начали допускаться граждане города для осмотра его внутреннего убранства. Посетители поражались великолепию отделки помещений собора.
В конце лета 1892 г. вокруг собора выкапывали для наружной ограды траншею общей длиной 270 сажен, шириной 165 аршина и глубиной 1-1,5 аршина. В течение августа и сентября траншея прочно забутовывается серовичным и кирпичным боем, оставшимся от строительства собора. Весной следующего года были изысканы деньги на устройство ограды. Были составлены рисунки железных решёток и ворот, изготовление которых было заказано на Николаевский железоделательный завод М. Д. Бутина. В ограде предусматривалось четверо ворот: двое с западной стороны и по одним с северной и южной сторон. Само же устройство ограды было отдано с торгов Дорохову и Лухнёву за 12800 рублей. К осени 1893 г. ограда была выполнена. А заблаговременно с весны этого же года вдоль предполагаемой ограды высаживались в два ряда деревья: ели, пихты и сосны.
К 1 января 1894 г. местным мастером Бахматовым выполнены два иконостаса на хоры собора, которые временно устанавливались в боковые приделы до окончания мастером Н. П. Поповым ещё двух иконостасов на хоры. Их он выполнил к I июля 1894 г. И уже к концу года в соборе закончены работы по установке иконостасов в боковые приделы и двух иконостасов на северные и южные хоры. К этому же времени закончены святые иконы для боковых приделов.
Вечером 3 января 1894 г. состоялось пробное освящение собора, на которое вход был только по билетам. Зажжены были паникадило и немного свечей. На хорах и клиросе пел архиерейский хор. Все присутствующие отметили превосходнейшую акустику здания. Пробное освящение было произведено без главного престола, который прибыл из России только 17 января. Кованный из серебра престол, сделанный из кипарисового дерева, был богато украшен тонким и искусно сделанным орнаментом.
5 сентябре 1892 г. вдова иркутского юриста М. И. Хлебникова Татьяна Дмитриевна пожертвовала в распоряжение Комитета по постройке собора 7000 рублей и «сребропозлащённую чеканную одежду» и кипарисовый престол.
За день до освящения в Богоявленском соборе совершилось заупокойное всенощное бдение о почивших основателях нового собора преосвященных Ниле и Вениамине II и жертвователях супругах Евфимия и Евфимии Кузнецовых, А. Н. Портновой и других. В этот же день из Богоявленского собора при колокольном звоне в новый собор переносится икона Казанской Божией Матери. В новом соборе икона была установлена в главном иконостасе.
25 января 1894 г. началось во всех приходских церквах и в усыпальнице нового собора литургией и панихидой по архиепископу Вениамину. К 9 часам со всех городских церквей и монастырей были совершены крестные ходы в Богоявленский собор, которые встречал настоятель Троицкого Забайкальского монастыря архимандрит Иринарх. Освящение главного придела во имя Казанской Божией Матери совершили два преосвященных Никодим и Тихон в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трёх протодиаконов. На клиросе пели два хора архиерейский и Вознесенского монастыря, а на хорах пели воспитанники Духовной семинарии, Мужского и Женского Духовных училищ. По освящении престола из Богоявленского собора торжественно переносятся святые мощи, которые были вложены под престол. Затем продолжалось освящение главного алтаря, закончившееся к 12 часам. По случаю освящения нового собора представителями Городского общественного управления по подписке дан был обед в Общественном собрании для руководящих чиновников администрации, духовенства и представителей города.
30 января 1894 г. в новом соборе освящается правый придел во имя Святого Николая, а 29 мая — левый придел во имя Святых Евфимия и Евфимии. С 20 февраля 1894 г. в новом соборе по воскресеньям архиепископом Тихоном начали совершаться вечерни и акафисты с архиерейским хором. Позднее в новом соборе освящается ещё два престола во имя Святых Тихона и Митрофана и во имя Святого Иннокентия, первого епископа Иркутского.
На постройку собора и заведение церковной утвари Комитетом израсходовано наличными 946 333 рубля 13 копеек и казначейскими билетами на сумму 9500 рублей. Но от продажи соборного инвентаря возврат составил 42367 рублей 70,5 копейки. Следовательно, на постройку собора с заведением для него утвари израсходовано 904025 рублей 42,5 копейки.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей