Людмила Тарасовна Слабунова (1929, с. Нурово Харьковского округа Украинской ССР, СССР) — актриса, заслуженная артистка РФ (1985).
Окончила с отличием актёрский факультет Харьковского театрального института в 1954. Работала в театрах Донецка, Харькова, Красноярска, Архангельска, Симферополя, Кемерово, Владивостока. С 1970 – актриса Иркутского драматического театра. Л.Т. Слабунова – талантливая, профессиональная актриса с большим опытом работы. Особенно убедительна в ярких характерных ролях. На иркутской сцене создала целую галерею ярких женских характеров: Елизавета Кисилева («Характеры» В. Шукшина), Нюрка («Аристократы» Н. Погодина), Мать Сафонова («Русские люди» К. Симонова), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники» А. Островского), Васюта («Провинциальные анекдоты» А. Вампилова), Мавруша («Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина), Фоминична («Свои люди – сочтемся А. Островского), Мать («Дальше – тишина « В. Дельмара) и др. Актриса неоднократно удостаивалась премий и наград за лучшую роль сезона. Много занималась общественной работой.
С 1970 занята в спектаклях каждого театрального сезона: «Гроза», «Смерть Тарелкина», «Аристократы», «Гнездо глухаря», «Ретро», «Месье Амилькар» и др. Зрителям разных лет запомнились сыгранные Л.Слабуновой «дамы», немного ироничные и всегда мудрые: Вера Сергеевна в «Энергичных людях», Тетушка Ив в «Сотворившей чудо», Степанида и жена зоотехника в «Деньгах для Марии», Васюта в «Провинциальных анекдотах», Галина Семеновна в «Комнате» и многие другие. С годами отличительной чертой актрисы стала способность проживать каждую свою роль, наполняя ее яркими деталями и жизненными наблюдениями. Среди ролей последних лет: няня («Три сестры»), Заведующая загсом («Из Америки с любовью»), Тетя Матильда («Дикарь»), Ионе («Бедный Пьеро»), Тетушка («Самоубийство влюбленных на Острове Небесных сетей»), Кормилица («Антигона»), Бабушка («Деревья умирают строя»).
В 1985 удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР». Поощрена Почетной грамотой мэра Иркутска (2004). Лауреат VII Международного театрального фестиваля «Золотой витязь» «За лучшую женскую роль второго плана». Лауреат IV регионального фестиваля им. Н.Х.Рыбакова в Тамбове за исполнение роли Миронихи в спектакле «Последний срок» (2010).
Людмила Слабунова:
Труппа Иркутского драмтеатра – моя семья, а сам театр – мой дом. За это меня часто критикуют дочь и внучка. Хотя они мною гордятся и понимают, что это моя стезя, моя жизнь. Возможно, театр до сих пор держит меня на ногах и в добром здравии, ведь с самой юности искусство для меня – смысл бытия. Кстати, если бы в детстве я не попала под машину и не получила бы травму бедра, то была бы не драматической актрисой, а балериной. Однако судьба распорядилась иначе, с балетом пришлось расстаться, но в моей жизни остался спорт – фехтование, я как-то даже заняла второе место на Всесоюзных соревнованиях в Ленинграде.1
... Актриса до сих пор задумывается, почему из деревни Нурово Харьковской области семья переехала в город Горловка Донбасса. Пришёлся этот переезд на время голодомора, наверное, именно он погнал в места, где можно было найти работу, получать продуктовые карточки...
О причине переезда в Луганск Люся узнала, когда стала школьницей. Учителя спрашивали учеников, кто из родителей является членом партии. Она, не задумываясь, ответила: папа. И здесь повисла пауза. Много позже мама рассказала, что по доносу родных братьев отца в Горловке исключили из партии.
Известие о том, что началась война, застало, когда они с мамой были в деревне. Почему-то никто из взрослых не воспринял его серьёзно: воевали на Халхин-Голе, в Финляндии, почему должна страшить война с Германией? Все знали, что если она и будет, то «малой кровью и на чужой территории». Как жили, так и продолжали жить, пока не пришла телеграмма от папы: «Приезжайте, меня забирают на фронт». Приехали, Тараса Ивановича собирали в дорогу с шутками да прибаутками. В Луганске никто не знал, что на границе идут кровавые бои, армия Гитлера стремительно приближается к Киеву.
18 июля 1942 года немцы вошли в город. Предоставленные самим себе, дети сначала увидели громаду – огромных коней, тянущих пушки, и восседавших на них солдат в касках с автоматами наперевес. Затем делегацию украинцев, встречавших «гостей» хлебом-солью. Тут же были выданы коммунисты, оставшиеся в Луганске для работы в подполье.
Создавалось впечатление, что немцы пришли в город надолго. Открывали ремесленные училища, собирали ребятишек школьного возраста, заставляли учиться в первую очередь немецкому языку. Ходила в одно из таких училищ и Люся Слабунова, но недолго: 23 февраля 1943 года Луганск освободила Красная Армия.
Оккупация длилась семь месяцев, но их хватило, чтобы эти страницы жизни врезались в память на всю жизнь. Двенадцатилетняя девочка помнит, как ходили по улицам евреи с жёлтыми повязками на рукавах, потом их стали собирать и куда-то увозить. Помнит, как пришли за врачом-стоматологом, в семье которого было много ребятишек. В доме нашли всех мёртвыми: взрослые и дети сидели за столом, перед каждым стояла глубокая тарелка с отравленным супом. После войны узнали, что за городом, где стоял памятник революционерам, было расстреляно семь тысяч евреев.
Во время оккупации местные жители боялись не столько немцев, сколько лютовавших полицаев, которые хорошо знали привычки местных жителей, знали, где можно спрятаться и где кого искать. По соседству с домом Слабуновых жили девицы, которые весело проводили время с немцами, были женщины, устроившиеся на работу в гестапо. Большинство этих особ ушли из города вместе с захватчиками.
Война закончилась, когда Люся перешла на второй курс машиностроительного техникума. Она училась чертить и выступала. На торжественных концертах неизменно читала «Письмо товарищу Сталину» Исаковского, пела на избирательных участках, думая о том, как поскорее перейти из техникума в институт кинематографии в Киеве. Наконец учёба позади, она устремилась в столицу Украины, на студию Довженко, где должна была сбыться её заветная мечта. Не получилось: набора на актёрский факультет в том году не было. Посоветовали поступать в театральный. Взглянув на её диплом, в приёмной комиссии сказали: «Милочка, тебя ведь посадят, если узнают, что ты не работаешь по специальности. Давай заканчивай десять классов и тогда приходи».
Чтобы поступить в вечернюю школу, надо было работать. Каким-то чудом ей удалось устроиться секретарём начальника политотдела Донецкой железной дороги. Правда, временно, на место ушедшей в декретный отпуск сотрудницы. Через два месяца ей пришлось уйти, к счастью, со справкой о том, что она работает. Вечернюю школу окончила на пятёрки, но в тот год по разнарядке пришла только одна золотая медаль, которую и отдали пареньку, мечтающему поступить в московский вуз: «Тебе, артистке, зачем медаль?»
В Харьковский театральный институт поступала легко. К слову, на вопрос, читала ли она Станиславского, бойко ответила: «Да». «Что вы поняли?» – «Всё», – нимало не смущаясь, заявила она. «Надо же, – удивился профессор, – я всю жизнь занимаюсь театром и до сих пор многое не понимаю».
Все дипломированные специалисты считают студенчество самым счастливым временем жизни, особенно когда рядом любимый человек. Саша Берман поступал в институт после восьмилетней службы в армии. Вернулся с Дальнего Востока в длинном пальто с белым шарфом, небрежно обёрнутым вокруг шеи. Неизгладимое впечатление он произвёл на всех девушек курса, но взгляд остановил на Людочке Слабуновой. Поженились в Луганске после первого курса и с той поры шли по жизни вместе.
По окончании украинского курса театрального института Слабунова и Берман работать начали в музыкально-драматическом театре имени Артёма в городе Донецке. Сегодня трудно представить, но в пятидесятые годы в нём роль Джульетты играла шестидесятилетняя актриса, актёр, исполнявший роль Ромео, выглядел стариком. Режиссёр Николай Смирнов был рад, что в труппе появилась молодая пара. Берман – несомненный герой, а вот Людмила Тарасовна героиней стала по принуждению. По амплуа она острохарактерная героиня, в институте в дипломных спектаклях играла старух или бойких хохотушек, похожих на Трындычиху. Николай Петрович говорил: «Ты пойми, нет ни одной молодой артистки, поэтому играй что дают». Слабуновой он дал роль Маританы в спектакле «Дон Сезар де Базан», потом с Берманом они играли влюблённую пару в спектакле по пьесе Симонова «История первой любви». Людмила Тарасовна рассказывает, как гримировалась на эти роли: замазывала собственные брови, сверху рисовала густо-чёрные тонкие дуги, обязательно приклеивала ресницы и надевала парик с затейливой причёской. Сама себя не узнавала, ужасалась, но так было принято и ничего с этим поделать было нельзя.
Берман и Слабунова начали работать в театре в то время, когда многие актёры отличались непоседливостью, искали интересные творческие коллективы. Молодая пара не стала исключением. Проблемы переездов из театра в театр решал Александр Зиновьевич. Он писал в театры, представлял репертуарные листы и тут же получал приглашение.
В Иркутск переехали из Владивостока в 1969 году, здесь и осели. ...Людмила Тарасовна воспротивилась мужу: дочка пошла в школу, ей необходима нормальная семейная обстановка, стабильность. Это первая причина. Вторая заключалась в том, что у Людмилы Тарасовны удачно начала складываться творческая карьера. Наконец она стала актрисой в том амплуа, которое ей было определено талантом.2
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей