АНТ-40 (СБ), советский скоростной фронтовой бомбардировщик. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А.Н. Туполева. Имел конструкцию двухдвигательного трёхместного среднеплана с убирающимся в полёте шасси и гладкой обшивкой фюзеляжа и крыла. Первый полёт самолёта был осуществлён 7.10.1934 под управлением лётчика-испытателя К.К. Попова. АНТ-40 серийно производился в 1936–41 на двух авиационных заводах: в Иркутске (завод № 125 им. И.В. Сталина) и в Казани (завод №22). На Иркутском авиационном заводе было изготовлено 1136 экземпляров самолёта: 73 – в 1937; 177 – в 1938; 343 – в 1939; 375 – в 1940; 168 – в 1941.
Основные лётно-технические характеристики АНТ-40: экипаж – 3 чел.; размах крыла – 20,33 м; длина самолёта – 12,57 м; высота – 3,48 м; площадь крыла – 56,7 м²; масса самолёта: пустого – 4768 кг, снаряженного – 7880 кг; двигатели: два М103 мощностью 960 л.с.; скорость: максимальная – 450 км/ч; крейсерская – 375 км/час; дальность полёта – 2300 км; практический потолок – 7800 м; вооружение – четыре 7,62 мм пулемёта ШКАС; бомбовая нагрузка – до 600 кг.
В.В. Игнатенко
Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru
Следующим после И-14 самолетом в цехах завода №125 стал СБ (скоростной фронтовой цельнометаллический бомбардировщик) разработанный в ОКБ А.Н. Туполева ведущим конструктором А.А. Архангельским. Запуск в производство состоялся весной 1936 г. Первый полет изготовленного заводом №125 серийного бомбардировщика СБ был в сентябре 1937 г. Тогда же началась сборка СБ из агрегатов завода №22 для поставки Китаю, отражавшему агрессию Японии.
Эта была революционная для своего времени машина, имевшая высокую скорость, большую бомбовую нагрузку, сильное оборонительное вооружение. СБ, строившиеся в Иркутске, поступали на вооружение авиационных полков Дальнего Востока, Забайкалья, а также в Китай. Им было суждено сыграть важную роль в разгроме японских группировок на озере Хасан и на реке Халхин-Гол. Для завода СБ стал подлинной школой мастерства и ответственности. При его производстве заводом были освоены новые технологические процессы: стендово-конвеерная сборка, штамповка деталей на падающих молотах, изготовление гипсомоделей и отливка свинцово-цинковых штампов, рациональный раскрой листа металла, обработка плексиглаза, получен первый опыт установки авиационного радиооборудования.
Основная масса выпущенных самолетов направлялась в восточные военные округа. Самолеты, изготовленные в Иркутске, принимали активное участие в событиях на реке Халхин-Гол, применялись в Испании. На территории Иркутского авиазавода формировались авиаполки, направлявшиеся в зону военных действий.
Выпущено, по разным данным, от 837 до 968 самолетов.
Музей истории Иркутского авиационного завода
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей