Новости

Сиропитательный дом Е. Медведниковой

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Начало женскому образованию в Восточной Сибири положил Иркутский Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой. Вдова богатого иркутского купца Елизавета Михайловна Медведникова незадолго до своей кончины, последовавшей в 1828 г., завещала из своего капитала довольно значительную сумму в 70 тысяч рублей на организацию воспитательного дома для девочек-сирот. Десять лет понадобилось её сыновьям, чтобы организовать таковое учебно-воспитательное заведение.

Согласно решению Государственного Совета, утверждённому императором Николаем I 20 июня 1836 г., в Иркутске разрешалось двум братьям купцам Медведниковым учредить Сиропитательный дом и частный банк при нём. Этим самым братья выполнили завещание своей матери. Поэтому и Сиропитательный дом был назван в её память. На доходы от оборотного капитала учреждённого банка и содержался Сиропитательный дом. Банк с первоначальным капиталом в 15 000 рублей серебром открыл свои действия 27 августа 1837 г. Для банка был выстроен каменный дом на углу Большой и Ивановской улиц. Всеми делами управлял объединённый Совет Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой и учреждённого при нём банка.

Официальное открытие Сиропитательного дома состоялось во временном доме крестьянина Раевского, где и находился до 1840 г. К этому году по проекту архитектора Васильева для Сиропитательного дома строится специальное каменное здание по Преображенской улице. Кирпичную кладку выполняли иркутские цеховые Пётр и Григорий Ивельские.

В окончательной редакции Устав Сиропитательного дома и банка Высочайше был утверждён 7 декабря 1845 г. По Уставу цель этого учебного заведения состояла в том, чтобы «доставить призрение и образование бедным детям женского пола как благородного звания, так и всех свободных состояний». Основной же контингент воспитанниц — выходцы из беднейших слоев общества, содержащиеся в доме бесплатно. Но принимались и пансионерки, то есть воспитанницы, за содержание которых в банк вносили плату родители, опекуны, благотворители, мещанские и цеховые общества. Среди этих девочек были дочери чиновников и купцов. В год открытия Сиропитательного дома было принято всего 15 воспитанниц.

В дальнейшем количество их увеличилось и в 1880 г. достигло цифры 180. Их обучали чтению, письму, счёту, Закону Божьему. В дальнейшем установилось регулярное классное обучение. Существовали три класса, каждый из них делился на две группы — младшую и старшую. Фактически обучение продолжалось шесть лет. С переходом к регулярному классному обучению программа расширялась. В неё были включены: чтение, письмо и грамматика русского языка, арифметика, начальные сведения по геометрии, истории и географии России, естествознание, рисование, пение и гимнастика. Кроме того, девочки серьёзно осваивали секреты рукоделия и ведения домашнего хозяйства.

Воспитанницы содержались в Сиропитательном доме до шестнадцатилетнего возраста включительно. Затем они могли проживать в нём полгода для подыскания при содействии своих попечителей занятий, доставивших средства к существованию.

Из стен Сиропитательного дома, как отмечали отчётные документы к пятидесятилетнему юбилею, выходили «образцовые жёны, нежно любящие матери, в высшей степени деятельные и неутомимые хозяйки и честные труженицы на тяжёлом педагогическом поприще с твёрдой волей и любовью к делу, причём можно считать отличительной их чертой чистоту и опрятность». Таким образом, по достижении шестнадцати лет воспитанницы дома, получив первоначальное образование и небольшую сумму денег, могли успешно начать самостоятельную жизнь.

Именным Указом от 28 февраля 1870 г. в Сиропитательном доме Е. Медведниковой учреждается должность попечительницы.

Во время иркутского пожара 1879 г. до здания Сиропитательного дома огонь не был допущен, а здание банка находилось в районе действия огня. Поэтому Совет и банк перебираются на первый этаж самого Сиропитательного дома, переместив воспитанниц на верхние этажи. И до этого момента наблюдалась теснота в размещении воспитанниц, а после пожара эта теснота ещё более увеличилась. Уже в октябре 1879 г., как отмечает в своём дневнике известный общественный деятель Всеволод Иванович Вагин, «скученность воспитанниц неизбежно должна была произвести болезни», и что даже «в Сиропитательном доме открывается смертность».

В 1882 и 1884 гг. к построенному в 1840 г. центральному корпусу пристраиваются два боковых пристроя, образуя единый комплекс дома. Несмотря на пристройку в целом здание отличалось логической простотой и ясностью композиции планов и главного фасада с выделенной по высоте и внешнему оформлению центральной частью. Особенную объёмность всей постройке придают слегка выступающие вперёд боковые ризалиты. Центр дома подчёркнут увеличенными оконными проёмами с арочным завершением по первому и третьему этажам, треугольным фронтоном в завершении, а также декоративной отделкой подкарнизной части. Поле стены покрыто крупным рустом с лёгким выделением углов по типу лопаток.

Здание Сиропитательного дома является одной из наиболее ранних общественных построек учебного назначения в Иркутске, выполненных в стиле классицизма. Это яркий пример традиционного по композиции общественного здания, удачно дополненного поздними постройками. Кроме того, дому повезло в том, что он не подвергался уничтожающей силе пожаров, в том числе силе пожара 1879 г. Банк же после устранения повреждений и капитального ремонта вновь занял своё здание на Большой улице.

В связи с существованием Сиропитательного дома Е. Медведниковой на средства банка, а также и по некоторым другим причинам с марта 1888 г. решением опекунского Совета учреждений императрицы Марии это учебное заведение выведено из списка ведомства императрицы Марии. Это решение было утверждено императором Александром III. Иначе говоря, дом стал существовать на собственные средства без государственной поддержки.

Несмотря на малочисленность своих воспитанниц и некоторые недостатки в обучении, Сиропитательный дом Е. Медведниковой занял заметное место в истории просвещения Восточной Сибири. Огромная его заслуга в том, что он положил начало школьному обучению девочек и способствовал распространению грамотности среди женщин разных общественных сословий.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.