Новости

Симфонические оркестры в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СИМФОНИЧЕСКИЕ ОРКЕСТРЫ в Сибири.  Традиции симфонического исполнительства формируются в сибирских административно-культурных центрах в конце XVIII — 1-й трети XIX в. Первые симфонические оркестры состояли из военных музыкантов и в случае не­обходимости дополнялись любителями и немногочисленными профессионалами из числа гражданского населения (в том числе. ссыльными). В середине XIX в. оркестры Тобольска, Омска, Иркутска, Томска, имея необходимый состав инстру­ментов, квалифицированных исполнителей и капельмейстеров, исполняли весьма сложные партитуры. Во 2-й половине XIX в. растет роль светских театральных оркестров. Полу­чают распространение музыкальные вечера в клубах, театрах, в собраниях любителей драматического искусства, литературы, музыки, в программы которых, как правило, входил симфонический концерт. Активизация симфонического исполнительства в 1880—90-е гг. связана с деятельностью в Сибири отделений Императорского русского музыкального общества. Деятельность оркестров в составе 20—35 чел., как пра­вило, носила временный характер. Наряду с небольшими оркестровыми пьесами, увертюрами исполнялись симфонические произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского.

В начале XX в. возникают более стабильные и многочисленные (до 40—50 человек) коллективы. Вырастает профессиональный уровень музыкантов, репертуар пополняется произведениями Грига, Шуберта, Сен-Санса, Глинки, Рубинштейна,Мусоргского, Глазунова, Калинникова, Шопена и др. В Томске, Иркутске, Красноярске, Омске «симфониче­ские собрания» и «симфонические вечера» приобретают регулярный характер. В 1900—10-е гг. в Сибири возникает много любителей музыкальных коллективов, в том числе оркестров (например, в Барнауле и Тобольске), в основном недолго существовавших. Все более активное участие в развитии музыкальной культуры в разных ее проявлениях принимает сибирская периферия (уездные города). В начале 1920-х гг., помимо оркестров оперативных трупп, существовали симфонические оркестры, находившиеся в ведении музыкальных отделов Наркомата просвещения (Музо). В Иркутске работал симфонический оркестр, созданный в 1916 Я. М. Гершковичем. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) и Чите в 1920—21 действовали оркестры, сформированные в основном из иностранцев — бывших военнопленных.

Большую роль в организации концертной жизни и просветительской деятельности в 1920—30-е гг. играли музыкальные учебные заведения (техникумы, училища). В Омском музыкальном техникуме в 1924 был организован оркестр (руководитель Н.П. Самгин), выступавший в течение нескольких лет с симфоническими концертами. Во 2-й половине 1920-х гг. выступал с симфоническими программами оркестр Томского музыкального техникума. Организатором симфонических концертов в Красноярске было филармоническое общество (1928). Во 2-й половине 1930-х гг. оркестр Красноярского музыкального училища исполнял произведения Шуберта, Бетховена, Россини, Вебера. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. в Красноярске работал симфонический оркестр, организованный Л.Н. Шевчуком на базе музыкального училища.

Один из этапов становления симфонических коллективов в регионе связан с деятельностью оркестров радиокомитетов. Организованные в начале 1930-х гг. симфонические оркестры при радио­комитетах в Иркутске (1930) и Новосибирске (1931) существовали до 1953. С Иркутским оркестром работали Б. Врана (1-й главный дирижер), Н. Факторович, В. Пат­рушев, С. Огарев и другие, выступали известные музыканты Р. Глиэр, Г. Гинзбург, Л. Оборин и др. Исполнялась русская и зарубежная классика, произведения современных компо­зиторов, звучала театральная и оперная музыка. В 1950-е гг. оркестр осуществил ряд работ совместно с хором Иркутского радиокомитета («Песнь о лесах» Шостаковича, «Весна» Рахманинова, «Александр Невский» Прокофьева» и др.). Симфонический оркестр Новосибирского радиокомитета в 1933 насчитывал 50 человек (дирижер М. Милынтейн). Во время Великой Отечественной войны коллектив был расформирован в связи с эвакуацией в Новосибирск симфонического оркестра Ленинградской филармонии и возобновил работу в сезоне 1947/48. В репертуаре — симфоническая, оперная, ораториальная музыка русских и западно-европейских классиков, композиторов XX в., советских (в том числе сибирских) авторов. Оркестр одним из первых в стране исполнил Десятую симфонию Шостаковича (1954). С ним работали дирижеры Л. Гинзбург, И. Зак, П. Вальгардт, Н. Факторович, М. Бухбиндер, А. Ко­пылов. После формальной ликвидации (1953) состоялось несколько концертов (последний 26 декабря 1955). Возникший в 1939 симфонический оркестр Омского радиокомитета существовал до 1948, был закрыт вскоре после смерти своего организатора, дирижера И. Теслера.

Свыше 50 лет существовал симфонический оркестр Якутского радиокомите­та, впоследствии симфонический оркестр Якутского радио и телевиде­ния (1943—97). Почти все эти годы его возглавляла заслуженный деятель искусств РСФСР, народная артистка Якутии Г.М. Кривошапко (1948—60 — дирижер, с 1965 — главный дирижер и художественный руководитель). В обширном репертуаре оркестра — произведения композиторов эпохи барокко, венских классиков, романтиков, отечественных композиторов. Оркестр яв­лялся 1-м исполнителем симфонической и кантатно-ораториальной, балетной и оперной музыки якутских композиторов. Вел активную концертную деятельность, участвовал в фестивалях («Северное си­яние», «Музыка олонхо»), Днях литературы и искусства Якутской АССР в Москве (1957, 1972, 1982) и др.

Большое влияние на развитие культуры исполнитель­ства в Сибири оказал симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е.А. Мравинского, во время Великой Отечественной войны эвакуированный в Новосибирск и выезжавший с гастролями в другие города региона (см. Филармонии в Сибири). Симфонические концерты проводились также оркестрами эвакуированных в Сибирь оперных театров (Киевским в Иркутске, Объединенным Днепропетровским и Одесским в Красноярске).

В середине XX в. ведущей формой профессиональных симфонических оркестров в Сибирском регионе становится филармонический оркестр. Первым орга­низован  симфонический оркестр Томской филармонии (1946; см. Томский академический симфонический оркестр). В 1950-е гг. — симфонические оркестры в Барнауле, Новосибирске (см. Новосибирский академический симфонический оркестр), Иркутске. В 1960-е гг. — в Омске (см. Омский академический симфонический оркестр) и Кызыле. В 1970-е гг. организованы симфонические оркестры в Красноярске (см. Красноярский академический симфонический оркестр) и Улан-Удэ (1977, по существу — оркестр Бурятского государственного академического театра оперы и балета, вы­ступающий с симфоническими концертами). Позже появляются оркестры в Кемерове (1982) к Абакане (2000). В начале XXI в., как и в середине 1980-х гг., в регионе действуют 10 профессиональных симфонических оркестров (включая бурятский).

Симфонический оркестр Алтайской краевой филармонии создан в 1955 на основе симфонического ансамбля (1951; руководитель А.С. Анохин). В разные годы оркестром руководи­ли дирижеры В. Данилов, Б. Берман, А. Романько, Я. Кайяк, О. Зверев, О. Бураков. С 1999 художественный руководитель и главный дирижер — народный артист Бурятии В.А. Рылов. В 1980-е гг. оркестр участвовал в крупных художественных акциях (выезд, пленумы Сибирского отделения Союза композиторов, Дни культуры и искусства Ленинграда на Алтае, декада искусств Азербайджана и др.). В 1980—90-е гг. прово­дились фестивали, посвященные творчеству Д. Шостаковича, А. Шнитке, П. Чайковского, Г. Свиридова, С. Рахмани­нова, фестивали «Молодые звезды Барнаула», «Звезды третьего тысячелетия» и др. С оркестром выступали известные музыканты (дирижеры, инструменталисты, певцы) К. Кондрашин, М. Паверман, А. Кац, Ю. Николаевс­кий, А. Людмилин, С. Скрипка, Д. Башкиров, Г. Гринденко, М. Хомицер, Г. Фейгин, Э. Грач, К. Родин, И. Ойстрах, Г. Аксельрод, А. Наседкин, Л. Власенко, Л. Сметанников, С. Байков, М. Касрашвили и др., музыканты из США, Польши, Франции. Гастрольная деятельность в 1960—70-е гг. ограничивалась Алтайским краем. В конце 1980-х гг. оркестр гастролировал по городам Западной Сибири, Забайкалья и Казахстана. В 1995 состоялись 1-е гастроли в Москве, в 1997 — в Испании.

Иркутский симфонический оркестр (ныне Губернаторский симфонический оркестр) создан в 1958 при Иркутской филар­монии. Организатор и художественный руководитель В. Патрушев, 1-й главный дирижер И. Соколов. Позже с оркестром работали В. Барсов, Э. Гульбис и др. С 1990 его возглавляет заслуженный деятель искусств РФ О. Зверев. В репертуаре — русская и европейская классика, произведения современных отечественных и зарубежных композиторов разных стилей и жанров. Поддержива­ется традиция концертного исполнения оперной классики. С оркестром выступали известные музыканты: дирижеры Н. Рахлин, К. Элиасберг, М. Кажлаев, В. Дударова, Э. Хачатурян и другие, солисты (инструменталисты и певцы) Е. Могилевский, А. Слободяник, Л. Исакадзе, В. Третьяков, В. Пикайзен, И. Монигетти и др.; зару­бежные исполнители — дирижеры и солисты из Ливана, Бразилии, Италии, Германии, Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, Канады, Японии, Республики Корея и др. Гастрольная деятельность охватывала города Восточной Сибири, Забайкалья, Урала, Средней Азии. С 2004 начались зарубежные гастроли (Япония, Германия, Швейцария).

Тувинский государственный симфонический оркестр создан в 1966 при Гостелерадио Тувинской АССР (руководитель Л.И. Карев), в 1969 вошел в состав Тувинской государственной филармонии. В 1970-е гг. оркестр возглавлял В.С. Тока, с начала 1980-х гг. — Б.Н. Нухов. В репертуаре симфонического произведения русской и зарубежной классики, современных композиторов (в том числе тувинских), джазовой и эстрадной аранжировки.

Кемеровский симфонический оркестр (ныне Губер­наторский симфонический оркестр Кузбасса) создан в 1982 (орга­низатор И. Симонович). В 1984 художественным руководителем оркестра стал народный артист России В. Барсов, 2-м дирижером — Д. Лисе (с 1992 — главный дирижер). С 2000 — художественный руководитель и главный дирижер Линь Тао (Китай; выпускник Московской консерватории). В репертуаре — симфонические произведения отечественной и зарубежной классики XIX—XX вв. В концертном ис­полнении опер участвуют Губернаторский камерный хор, солисты сибирских оперных театров. Среди музыкантов, высту­павших с оркестром, дирижеры и солисты: В. Синайский, В. Понькин, Л. Власенко, Р. Керер, В. Постникова, Д. Шафран, А. Корсаков, Д. Башкиров, Государственный академический хор СССР, хоровая капелла А. Юрлова, хоровая капелла им. М. Глинки и другие. Оркестр много гастролирует по стране и за рубежом (Венгрия, Германия, Швейцария, Бельгия, Франция, Испания, Австрия, Китай, Мальта).

Хакасский симфонический оркестр организован в 2000 при Хакасской республиканской филармонии. Дирижер и художественный руководитель В. Инкижеков. В репертуаре отечественная и зарубежная классика. Работают циклы абонементов для детей и юношества. Оркестр сотрудничает с музыкантами из других городов региона (Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ), ведет активную концертную деятельность в Хакасии.

Лит.: Мохонько А.П. Кузбасс музыкальный. Кемерово, 1996; Музыкальная культура в Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3, кн. 1, 2; Головнева Н.И. Становление Якутской профессиональной музыкальной культуры (1920—1985). Новосибирск, 1994.

Л.И. Пыстина, Б.А. Шиндин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири