Новости

Сидоренко, Александр Филиппович // Кузнецов И.И. «Золотые звёзды иркутян» (1982)

Вы здесь

Родился Александр Филиппович Сидоренко в 1915 году в селе Ново-Свободное Алтайского края, в семье крестьянина. Член КПСС с февраля 1940 года, русский. С 1924 года проживал в городе Анжерке Кемеровской области, где окончил школу-семилетку и работал на лесном складе в леспромхозе, затем десятником-лесозаготовителем в поселке Халярте Читинской области, в пожарной охране и шофером Золототранса города Киселевска Кемеровской области. С 1936 года — тракторист Вознесенского леспромхоза Иркутской области. В 1938—1939 годах был в армии, участвовал в боях на Халхин-Голе. В июне 1942 года Черемховским РВК был вновь призван в армию. Воевал с весны 1943 года механиком-водителем самоходно-артиллерийской установки. За отличия в боях по форсированию Днепра и освобождению Киева, Фастова 10 января 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944—1945 годах — курсант Горьковского военно-политического училища. После демобилизации работал в лесной промышленности Красноярского края и Кировской области. С 1956 года поживает в Уфе, был директором ремзавода и деревообрабатывающего комбината.

С танковыми войсками А.Ф. Сидоренко связал судьбу еще до войны. Окончив школу-семилетку, он решил стать шофером. Профессия шофера тогда была новой, рожденной бурной поступью социалистического строительства. Молодой паренек добился своего, стал шофером сначала Анжерского леспромхоза, а затем пожарной команды и Золототранса в Кемерово.

Как передовик производства был направлен в 1936 году в лесную промышленность Восточной Сибири. Иркутская область тогда испытывала острый недостаток механизаторов, особенно в лесной промышленности, и ей была оказана помощь соседними областями.

Несколько лет проработал А.Ф. Сидоренко в Вознесенском леспромхозе Голуметского района сначала шофером, затем трактористом и механиком автотракторного парка. С работой справлялся хорошо. Когда же Родина призвала его на защиту своих рубежей, комсомолец Сидоренко с честью справился и с этой обязанностью.

В числе других сибирских механизаторов он был направлен в танковую школу младших командиров в Забайкалье. Едва успел окончить ее, как разгорелись события на Халхин-Голе, и молодому танкисту пришлось применить полученные знания в боевой обстановке.

Воевал механик-водитель А. Ф. Сидоренко в 11-й танковой бригаде. Его танк штурмовал японские позиции на берегах реки Халхин-Гола, у горы Баин-Цаган, гнал захватчиков с монгольской земли. Отвага и мужество танкиста были отмечены боевой наградой — медалью «За отвагу».

Бои закончились, но танкист не сразу вернулся к мирному труду. Командование, зная, что он имеет солидный шоферский стаж, назначило Сидоренко комиссаром автотранспортной колонны. До января 1940 года пришлось ему развозить по домам уволенных в запас солдат. Все Забайкалье исколесил сибиряк, пока не был отпущен домой. Он вернулся в Вознесенский леспромхоз и приступил к своим мирным долам.

А вскоре грянула война. Лесники Иркутской области трудились, выполняя срочные фронтовые заказы. Тысячи кубометров добротного сибирского леса вывез вместе со своими товарищами А.Ф. Сидоренко из глубинки к лесным складам, на берега реки для сплава.

Один за другим уходили его товарищи по работе на фронт, а в июне 1942 года получил повестку и он.

К этому времени в Красной Армии появилось новое вооружение — самоходные артиллерийские установки. В этих боевых машинах была совмещена мощь огня полевой артиллерии, мобильность и броневая защита танка.

Достоинства САУ механик-водитель А.Ф. Сидоренко оценил в жарких боях на Курской дуге. Мощным огнем разил он фашистские танки и бронетранспортеры, умело маневрируя уходил от огня вражеской артиллерии и танков. В этих боях Сидоренко заслужил новую боевую награду — вторую медаль «За отвагу».

1893-й самоходно-артиллерийский полк 6-го гвардейского танкового корпуса, в котором служил наш земляк, вышел к Днепру. Во многих атаках участвовала самоходка младшего сержанта Сидоренко, пробивая брешь в обороне врага, а. когда надо было остановить фашистское наступление, становилась непреодолимым утесом. За два месяца боев его машина двенадцать раз ходила в атаку вместе с пехотой и ни разу не подводила пехотинцев. Упорство проявили самоходчики в боях за завоевание плацдарма на правом берегу Днепра в районе Киева.

Но особый героизм проявил он в боях за город Фастов. Его самоходка первой ворвалась в город, своим огнем и гусеницами уничтожила две огневые точки с боевыми расчетами.

Враг упорно сопротивлялся. При малейшей возможности он переходил в контратаки, грозил охватить с флангов, ударить в тыл. Во время одной из контратак врага фашистский снаряд попал в мотор самоходки. На время она стала неподвижной огневой точкой. Однако механик-водитель не растерялся. Неподалеку он увидел три зенитные пушки, которые гитлеровцы не успели взорвать. С подоспевшими пехотинцами он привел в боевое положение одно из орудий и открыл огонь по врагу. Благодаря находчивости и смелости Сидоренко контратака крупных сил противника была сорвана.

Командование представило мужественного самоходчика, к званию Героя. Реляцию подписал командующий 3-й гвардейской танковой армии генерал-полковник П.С. Рыбалко.

Самоходный полк, получивший почетное наименование Фастовский, продолжал путь на запад. В головной колонне двигалась вперед грозная самоходка Героя Советского Союза А.Ф. Сидоренко. Он участвовал в боях за освобождение городов Казатин, Бердичев, Проскуров, Львов, Тернополь. Здесь на Украине и окончился его боевой путь.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Кузнецов И. И. | Источник(и): Золотые звёзды иркутян. - Иркутск. 1982. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1982 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Библиотека по теме "История" | Черемховский район