Новости

Сибирское барокко в архитектуре Иркутска

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние барокко украинского и (в отдельных случаях) ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви Иркутска.
Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству памятников московского узорочья и барокко, — бесстолпные. С западной стороны к ним примыкают трапезные с колокольнями. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. Декоративная система отмечена оригинальными привнесениями, предположительно восточного происхождения (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы).

 

В сибирских памятниках переплелись несколько локальных ветвей барокко: прежде всего московского или "нарышкинского", северного, отчасти уральского и, наконец, украинского. Искусство сибирских народов и сопредельных азиатских стран активно включилось в формирование своеобразного архитектурного языка, сообщив ему особый "восточный" привкус.

В Спасской церкви (1706-1710), Богоявленском соборе (1718-1746) представлены стилевые особенности московского "нарышкинского" барокко при сохранении еще древнерусских мотивов. Харламлиевская церковь навеяна храмовым зодчеством Тотьмы; особняком стояла Преображенская церковь, выполненная в позднебарочных, скупых формах. А такие церкви, как Крестовоздвиженская (1747-1758), Чудотворская (1748-1765), Вознесенская (1749-1759), Тихвинская (1754-1759), Знаменская (1757-1762), Троицкая (1763-1775), Владимирская (1777-1780) - полностью принадлежали сибирской барочной школе. Из этих семи церквей три - Чудотворская, Вознесенская, Тихвинская - снесены в 1930-е годы; Владимирская сохранилась, но с очень большими утратами, она стоит в начале ул. Д.Событий.

Поразительно, что семь церквей, довольно значительных по объему, выстроены в общей сложности за тридцать лет в период с 1747 по 1780 г. Такой концентрации барочных культовых построек нет ни в одном сибирской городе. Уже по одному этому можно судить, насколько могущественным и богатым стал Иркутск в ту пору, по праву оспаривая у Тобольска звание сибирской столицы.

Без преувеличения можно сказать – почти вся улица К.Маркса (бывшая Большая) – архитектурный шедевр каменных строений конца XIX – начала XX веков. Стиль зданий – особое сибирское барокко, по сути – эклектика, вместившая в себя и элементы строгой готики, и пышного барокко, и радостного модерна, и, даже, роскошного мавританского.

Гражданская барочная архитектура

Дворец пионеров (Дом Второвых)

Здание - настоящий дворец с уникальной архитектурой и историей. Когда-то это здание принадлежало купцу первой гильдии Александру Федоровичу Второву. Он был Почетным гражданином города Иркутска, учредителем Товарищества «А.Ф. BTOРOB С СЫНОВЬЯМИ», хозяином многих крупных магазинов по всей Сибири: в Иркутске, Томске, Сретенске, Верхнеудинске, Троицкосавске, Чите.
Дом Второвых построен он в 1897 году. Здание выполнено в стиле псевдорусского барокко. Является памятником архитектуры. Он стоит на углу улиц Ивановской (Пролетарской) и Большой Трапезниковской (Желябова) и до сих пор считается одним из самых примечательных каменных зданий в псевдорусском стиле в Восточной Сибири. Своей необычной архитектурой он привлекает внимание прохожих, высоко оценен специалистами. Да и местоположение у него замечательное: самый центр города. Рядом Тихвинская площадь, все самые главные храмы города, рынок (ныне площадь Труда).
8 ноября 1937 г. в доме Второвых открылся Дворец пионеров, он сразу же приобрел широкую известность. Особых перестроек внешнего облика здания, видимо, не было, а вот внутренние помещения были заметно перестроены. Реконструкция производилась в 1970 годы. Что касается старого облика здания, то от него остались некоторые любопытные детали. Например, остатки подземного хода, который вел от главного здания в домик для слуг во дворе. Есть также комната с винтовой лестницей – она ведет в комнату прислуги. В другом помещении сохранились подземные коммуникации и старинный котел, наполненный водой. Сколько лет он стоит – никто не знает. Но признаков «старости» воды не ощущается. Внизу, где в настоящее время находится гардероб, был фонтан. Подвалы для хранения товаров «дожили» до наших дней без изменений. Есть и так называемый «черный ход». Частично сохранились двери внешние и внутренние. Правда, некоторые окна и двери заложены.
Несмотря на перестройки, хозяин Дворца, его наследник, теперь иностранец, попав через много лет в Сибирь, узнал свой дом и был чрезвычайно благодарен тем, кто сумел сохранить его от разрушения, кто Дворец его деда передал в руки сибирской детворы. Живет он в Англии, там пустил корни, но в свой дом, где родился он сам и его отец, мечтал попасть всегда.

Усадебный комплекс на ул. Б. Хмельницкого, 3

Усадьба расположена в исторической части города, на заповедной улице, в окружении каменной и деревянной застройки конца ХIХ-ХХ века. Вытянутый в глубину квартала, неправильной формы участок плотно обстроен по периметру каменными зданиями. Усадебный комплекс включает следующие исторические постройки, представляющие высокую историко-культурную ценность. Это три сблокированных объема двухэтажное каменное здание, поставлено вдоль всей красной линии. Ассиметричный главный фасад имеет уравновешенную композицию всех его частей, вырезанную в единой стилистике. В оформлении использованы элементы барокко и ренессанса. Одно из зданий представляет собой одноэтажный кирпичный флигель на высоком цоколе. Сейчас этот флигель отдан под музей имени Вампилова. Второе - двухэтажный деревянный доходный жилой дом расположен обособленно в глубине двора. Также на территории находятся двухэтажные каменные амбары, ориентированные во внутренний двор.
Усадьба имеет ценность, как пример городской торгово-коммерческой усадьбы конца XIX в.- нач. XX в. сохранившимся полным набором построек. Является опорным элементом в структуре заповедной улицы.

Барокко в иркутских храмах

В традициях Сибирского барокко в Иркутске были построены церкви:

* Владимирская церковь
* Вознесенская церковь (позднее барокко)
* Знаменская церковь ;
* Крестовоздвиженская церковь
* Тихвинская церковь (утрачена)
* Троицкая церковь
* Чудотворская церковь (утрачена)

А также черты Сибирского барокко можно увидеть в других храмах. Построенная в московских традициях одноглавая каменная церковь Спаса (1706-1710), однако колокольня церкви (1758-1762) относится уже к эпохе сибирского барокко. Большой древностью для Сибири является и Богоявленский собор (1718-1731) с барочным иконостасом (1746).

Знаменская церковь

Единственный женский монастырь в Восточной Сибири, построенный в традициях иркутской школы сибирского барокко, был основан в 1689 году на месте впадения реки Ушаковки в Ангару. Жители города особенно почитают Знаменский монастырь, так как в его ограде находится могила Е.И. Трубецкой, жены декабриста С. П. Трубецкого, здесь же были похоронены и их дети, один из первых исследователей Курильских островов и Аляски Г. И. Шелихов, декабристы В. А. Бечаснов, П. А. Муханов, Н. А. Панов.

Свято-Троицкий храм

Храм был построен в 1778 году и сегодня является, пожалуй, самым ярким образцом «сибирского барокко» в Иркутске. Церковь отличается необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами, которые были распространены на территории Иркутской области в середине XVIII в.

Крестовоздвиженская церковь   

Венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала Крестовоздвиженская церковь в Иркутске - одна из лучших церквей Сибири.
Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в 1718 году. Храм освящал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Каменная Крестовоздвиженская церковь строилась 11 лет. В 1747-1758 годах было сооружено основное здание храма, в 1774 – 1779 годах к нему пристроили северный придел. Спустя 100 лет, в 1860 году, к храму пристроили папетрь, несколько исказившую его первоначальный вид. Прежде на этом месте стояло высокое каменное крыльцо . до 1950 года в церкви сохранялись уникальные слюдяные оконницы, но их заменили на обычное стекло. Церковь окружает изящная ограда, оформленная в стиле барокко.
Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский исскуствовед Г К. Лукомский восхищенно писал: «Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя — покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамски да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей». В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы.

Владимирская церковь

Владимирская церковь 1775 г.  первоначально была возведена из дерева и лишь спустя почти 60 лет заменена на каменную. Она строилась на средства иркут­ского купца Якова Протасова.

В основе объемно-пространственной компози­ции лежит крупный, с четырьмя рядами окон четверик под четырехскатной кровлей. Венчает храм двухъярусный малый восьмерик, завершен­ный восьмилотковым покрытием, и более мелкие восьмерики, расположенные над углами четверика. Покрытие четырехскатной кровлей на­столько необычно для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.

Декоративное решение выполнено под влия­нием местных художественных традиций. В фа­садной композиции в основном преобладают вертикальные членения, что значительно отлича­ет пластическое решение данной постройки от убранства других храмов «сибирского барокко». Вертикальная направленность подчеркнута рисунком ступенчатых наличников, рядами узких лопаток, расположенных в межоконных прост­ранствах стены. Впервые в Иркутске применя­ются наличники, вытянутые на два яруса окон (третий и четвертый). Углы храма и трапезной имеют лопатки, заполненные исконно сибирски­ми вдавленными рельефными панно крестообраз­ной формы.

Постройка, несомненно, является выдающим­ся памятником «сибирского барокко». Градоформирующее значение церкви привело к новым решениям этого стилевого направления, выразив­шемся в необычном построении пятиглавого хра­ма и оригинальной трактовке пластического ре­шения.

В настоящее время церковь утратила свои первоначальные формы в результате значитель­ных перестроек и представляет собой невырази­тельный четырехэтажный объем под шиферной кровлей. Сильно пострадал и декор храма, лишь на плоскости стен апсиды частично сохранились рельефные лопатки. Важное градостроительное положение церкви, а также несомненные архитектурные достоинства требуют скорейшего вос­создания ее первоначального облика.

Ссылки

1. Достопримечательности Иркутска. Туристический портал города Иркутска.

2. ХРАМЫ, ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ ИРКУТСКА

3. Сибирское барокко. Страничка на Википедии

4. Лапшин Александр Павлович Сибирское барокко - Архитектура Иркутска

5. И. В. Калинина КУЛЬТОВОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ЗОДЧЕСТВО

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Автор не установлен | Источник(и): Источник не установлен | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 13 февраля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.