«…Посвящаю… свой первый труд
России всей – родному краю,
Где наши чаяния живут,
Где наш язык возник впервые
Средь вольных дебрей и полян,
Где зрели боли вековые
Родных Сибири русских ран…»
В. М. Михеев. «Песни о Сибири»
В этих строках прослеживается некрасовское направление поэзии Василия Михайловича Михеева, поэта и писателя, уроженца г. Иркутска, много времени прожившего вдали от своей малой родины и не потерявшего связи с ней. Сибирская тема проходит через всё его творчество. Сибирь у писателя – кровная дочь России….
На углу улицы Желябова и переулка Гусарова стоит здание, которое, со всеми прилежащими к нему постройками, принадлежало некогда отцу В. М. Михеева. Отец, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Михаил Васильевич Михеев, был крупным золотопромышленником, занимался благотворительностью – был членом комитета Попечительского общества о тюрьмах, жертвовал деньги на ремонт Спасской церкви и для устройства лечебницы для горожан. Об этом доме подробно пишет в журнале «Земля Иркутская» (2001, № 17) Алексей Гаращенко:
«23 ноября 1858 г. во время торгов (а возможно, через три дня, во время переторжки) иркутский купец 1-й гильдии Михаил Васильевич Михеев купил у наследников мещан Лобановых деревянный дом с пристройкой и землю на углу против Толкучего рынка (ныне территория Цирка и площади Труда)… В конце 1850-х гг. В. М. Михеев купил и расположенную рядом усадьбу Т. Мокеевской… В 1860 г. М. В. Михеев заложил новый дом, предварительно сломав старые деревянные постройки. И к 1862 г. каменный с лавками дом был готов. Он, видимо, сразу имел Г-образную форму. Один из его фасадов выходил на ул. Толкучую (пер. Гусарова), другой – на ул. Большую Трапезниковскую (ул. Желябова)… 21 июля 1869 г. М. В. Михеев умер, и усадьба …перешла к его наследникам, в частности к жене – почётной гражданке Марии Павловне Михеевой».
История усадьбы Михеевых очень богата. Позднее здесь находились самые разные учреждения – Управление по постройке КБЖД, Окружной штаб, Управление генерал-квартирмейстера, Иркутское окружное интендантское управление, женская частная гимназия В. С. Некрасовой, проживал известный в городе издатель книг и открыток М. Е. Стож. Сейчас в здании находится Областной кожно-венерологический диспансер, Клинико-диагностический центр (пер. Гусарова, 2).
Мария Павловна была второй женой Михаила Васильевича Михеева. У них родились дети: Василий, Иннокентий, Степан, Мария, Елизавета, Клавдия, Александра.
В разных источниках дата рождения Василия Михайловича не указывается. Однако, в «Иркутской летописи…» Ю. П. Колмакова можно найти запись:
«1859 год, 1 января. Родился Василий Михайлович Михеев».
Окончив курс иркутской гимназии, Василий уезжает в Москву, где и начинается его литературная деятельность. Впервые его стихи были напечатаны в газете «Восточное обозрение» в 1882 году. В 1884 г. выходит уже книжка его стихов «Песни о Сибири».
В 90-х годах Михеев переезжает из Москвы в Ярославль, где и живёт до конца жизни (умер 8 мая 1908 г.). Здесь он занимается редактированием в местной газете «Северный край», ведёт общественную деятельность.
В 1894 году выходит первый сборник его рассказов «Художники», и отдельно издаётся роман «Золотые россыпи» о рабочем классе Сибири. Первая часть романа «Золотые россыпи» вышла в Москве в 1892 году. Затем, в 1893 г., он полностью был напечатан в журнале «Артист». Переиздан роман в 1984 году в серии «Литературные памятники Сибири».
Сборник «Художники» явился откликом на острую полемику 80 – 90-х годов XIX века между сторонниками «тенденциозного» и «чистого» искусства.
Роман «Золотые россыпи» автор посвятил своему выдающемуся современнику В.Г.Короленко, с которым дружил на протяжении многих лет. В предисловии к роману Е. А. Куклина пишет, что сохранилось письмо В. Г. Короленко на имя редактора «Русской мысли» как письмо-рекомендация В. М. Михеева и его романа:
«С большим удовольствием даю я настоящую рекомендацию г-ну Михееву, который желает с вами познакомиться. Притом у него есть и дельце: он написал роман из сибирской жизни «Золото» (первоначальное, рабочее название романа «Золотые россыпи»). Роман, на мой взгляд, заслуживающий полнейшего внимания…».
В романе рассказывается об условиях труда и быта рабочих золотых приисков. Это произведение остаётся одним из ярких художественных памятников старого сибирского таёжного быта.
Сибирским темам В. М. Михеев посвящает драму «Тайга» (1893) и комедию «По хорошей верёвочке» (1889). Звучит в его творчестве и тема крестьян-переселенцев, которая волновала многих прогрессивных сибирских писателей, которые повседневно наблюдали бедственное положение крестьян, покидающих родные очаги и едущих «на край света» за лучшей долей. Из центральных губерний России крестьяне ехали в Сибирь, где их ждали неурядицы в обустройстве, взяточничество и грабёж со стороны чиновников. Эта тема звучит в лирике и прозе В. М. Михеева («Новосёлы» и др.).
В 1880 – 1900-х годах Михеев печатается в лучших журналах того времени: «Мир Божий», «Русское богатство». Его произведения выходят отдельными изданиями.
Прогрессивные демократические убеждения писателя формировались под влиянием произведений русских писателей В. М. Гаршина, В. Г. Короленко, Н. А. Некрасова, Г. И. Успенского.
Как же писатель, живший вдали от малой родины, так точно воспроизводит в своих произведениях события, связанные с сибирской общественной жизнью, создаёт правдивые образы людей того времени? Вот как сам автор пишет о своём поэтическом творчестве:
«Песни о Сибири» обязаны своим появлением личным впечатлениям автора от природы своей страны, его столкновениям, встречам или посторонним рассказам в той же родной обстановке, среди той же родной природы... Поэтому в основе почти всех пьес [стихов] лежит истинный факт: фантазия автора работала в частностях; тема и нередко сюжет давались жизнью».
Также Михеев ссылался на книгу С. В. Максимова «Сибирь и каторга», из которой он заимствовал сюжеты о декабристах. Описываемые другими авторам события, впечатления от рассказов очевидцев и свои воспоминания юности Василий Михайлович облачает в поэтические строки.
Интерес представляет его стихотворение «Уроки музыки», являющееся откликом на польское восстание на Кругобайкайльском тракте в 1866 году. Герой стихотворения – ссыльный поляк, учитель музыки – бежал из Иркутска, чтобы присоединиться к товарищам:
«Наши бьются, – он твердил упрямо, –
А за ними я хоть на расстрел…»
Значительное место в этих стихах занимает тема народов Сибири («Идолы», «Хамархан», «Песни бурят», «Дочери Мунко», «Омороча», «Северный олень» и др.).
Вот строки стихов, в которых воплощён образ степной красавицы девушки-бурятки:
«Очи, как в степи огни,
Робко мерцая из поднятых скул,
Меркнут в разрезе косом:
Веки зрачок их едва растянул
Чёрным горя огоньком…».
В стихах В. М. Михеева о народах Сибири звучат актуальные вопросы того времени, автор выступает на защиту коренного сибирского населения:
«Наезжей кокардой жестоко запуган,
Сурово напуган ламой и шаманом.
Дешёвым презреньем безмолвно поруган,
Опоен кабацким дешёвым дурманом…».
(«Песни бурят»)
Многие поэтические темы и образы выразились в прозе писателя. Яркие события юности также наложили отпечаток на творчество писателя. В молодости он несколько лет прожил на Ленских приисках. Впечатления от этого времени отражены в стихотворениях и пьесе «Тайга», в романе «Золотые россыпи».
Чтобы описать тяжёлую жизнь шахтёров, Михеев не раз спускался в забой. Реалистичны его описания условий быта и труда, одежды горняков.
Обращаясь к теме рабочего класса, Михеев идёт в ногу со временем. В 80-е годы XIXвека выходят произведения на эту тему других прогрессивных писателей – «Город рабочих» Н. Н. Златовратского, «Павловские очерки» В. Г. Короленко, «Приваловские миллионы» и «Золото» Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Волновали писателя и вопросы о роли и месте искусства в обществе. Образы художников у Михеева создавались под влиянием его знакомства с писателем В. М. Гаршиным, трагической смерти Гаршина, его работ об искусстве. Михеев пишет на тему искусства: новеллу «Мраморная богиня», рассказы «Красота», «Жертва искусства», «Художник в тайге».
Известный литературовед В. П. Трушкин назвал Василия Михайловича Михеева «замечательным певцом Сибири» и писал о нём:
«В поэзии Михеева ярко проявились социальные мотивы. Он писал о восстании поляков на Кругобайкальской дороге, о произволе сибирских властей и чиновников, с возмущением рисовал бедственное положение крестьян-переселенцев, притеснение малых народностей Сибири, писал о декабристах, гонимых на каторгу, и об эксплуатации рабочих на сибирских золотых приисках… Польские повстанцы рабочие, якуты и буряты, эвенки и безземельные крестьяне, бредущие за счастьем в Сибирь, – таковы основные герои стихов и прозы В. Михеева, изображаемые им с неизменной любовью и сочувствием».
На современном этапе развития общества творчество В. М. Михеева является ценным художественным материалом по истории нашего сибирского края, где прослеживается неразрывная связь событий, проблем края и всей России.
Не случайно творчество В. М. Михеева включено в школьную программу обучения. В хрестоматию для общеобразовательных школ «Писатели Восточной Сибири» включена краткая информация о писателе и его рассказ «Учитель».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей