Новости

Сибирская коллекция Петра I // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СИБИРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Петра I, набор высокохудожественных предметов (свыше 250), хранящихся в Кунсткамере (Санкт-Петербург).

Происходит из хищнически разграбленных в конце XVII — 1-й четверти XVIII в. курганов лесостепной части Западной Сибири (см. Бугровщичество). Точное местонахождение этих курганов неизвестно. Предметы из сибирских курганов были приобретены владельцем Тагиль­ских заводов А.Н. Демидовым, который в 1715 преподнес их императрице по случаю дня рождения царевича Петра Петровича. К коллекции проявил интерес Петр I, который обязал губернатора М.П. Гагарина разыскать и доставить ему подобные предметы. Уже в 1716 Гагарин переслал царю несколько десятков высокохудожественных золотых изделий. В 1721 преемник Гагарина А. М. Черкасский отправил в столицу коллекцию могильного золота. Таким образом, Сибирская коллекция состоит в основном из подношений Демидова и предметов, присланных Гагариным и Черкасским. В 1726 эти предметы были переданы в Кунсткамеру. Коллекция пополнилась лишь несколькими вещами, подаренными академиком Г.Ф. Миллером. В 1859 Сибирская коллекция поступила в Государственный Эрмитаж, где и хранится в настоящее время. Можно полагать, что экспонаты коллекции извлечены из курганов с современных территорий Северного Казахстана, Обь-Иртышского лесостепного междуречья и Алтайского края. Коллекция состоит из золотых вещей и включает укра­шения одежды, брошки, ожерелья, шейные гривны, браслеты, серьги, перстни, а также единичные пред­меты домашнего обихода и украшения конской сбруи. Предметы разновременны. В большинстве они отно­сятся к скифо-сарматскому времени, но также и к более поздним эпохам.

Лит.: Спицын Л.Л. Сибирская коллекция Кунсткамеры // Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906. Т. 8, вып. 1; Руденко СИ. Сибирская коллекция Петра I//Археология СССР. Свод архео­логических источников. М.; Л., 1962. Вып. Д 3—9.

В.И. Молодин

Некоторые золотые предметы, найденные в сибирских курганах попали к уральскому горнозаводчику Никите Демидову, который в 1715 году преподнес их Петру I, в подарок новорожденному царевичу «на зубок». Своеобразные памятники заинтересовали Петра I. В 1721 г. появился царский указ (первое в истории России распоряжение по охране памятников старины), предписывавший собирать «старые вещи», делать чертежи «как, что найдут» и пересылать их в Петербург: «Предметы, находщиеся в Сибири, покупать губернатору или кому надлежит настоящей ценой и, не переплавляя, присылать в Мануфактур коллегию, и об оных докладывать Его Величеству». Вслед за этим указом в столицу начали поступать все новые и новые находки. Так возникло уникальное собрание золотых художественных изделий VI—I веков до н. э., известное под названием Сибирской коллекции Петра I. В 1726 году коллекция, содержавшая ок. 250 золотых предметов, относящихся к середине I тысячелетия до н.э., была передана в Кунсткамеру — первый российский музей, основанный в Петербурге. В 1858 году эта Сибирская коллекция Петра I поступила в Эрмитаж. Ее основу составили художественные изделия VII-II веков до н.э., обнаруженные в курганах Западной Сибири.

Сохранилось более двухсотпятидесяти великолепных украшений — ажурные парные пряжки и застежки, спиральные пружинящие гривны (шейные обручи) и браслеты, перстни и серьги, а также бляхи от конской сбруи. Все эти изделия, поражающие бесконечным разнообразием форм, оригинальностью художественного решения и применением сложных технических приемов, свидетельствуют о высоком уровне мастерства их творцов. Большинство застежек, блях — литые с дополнительной обработкой поверхности изделий резцом. Браслеты и гривны сделаны из проволоки, полученной путем равномерного вытягивания, или пластинчатых трубок со спаянными краями. В мелких ювелирных украшениях широко использована зернь — напаивание на поверхность предмета крохотных капелек золота. Инкрустация из цветной пасты и самоцветов — бирюзы, сердолика, кораллов, жемчуга — придает изделиям красочность и нарядность.

Среди декоративных мотивов преобладают образы различных животных, в том числе и фантастических, являвшихся в представлении их создателей могучими властителями всего сущего.

Одним из лучших изделий является ажурная застежка с рельефами, изображающими крылатого львиного грифона, напавшего на лошадь (рис. справа вверху). Произведение захватывает остротой сюжета, живостью сцены, выразительностью фигур. Удивительно верно передан разъяренный хищник, энергичному движению которого противопоставляется безжизненное тело поверженного коня. Вместе с тем обращает на себя внимание условность поз животных и орнаментальная стилизация деталей: уши коня и грифона с завитком, хребет выделен веревочным шнуром, плечи и бедра подчеркнуты цветными вставками в фигурных ячеях. Все эти изобразительные приемы составляют своеобразие и оригинальность так называемого сибирского звериного стиля.

Особо большой интерес вызывает пара блях-застежек с воспроизведением сцены, являющейся как бы иллюстрацией к одной из древнейших алтайских поэм, сохранившейся до наших дней в тюрко-монгольском эпосе. В ней рассказывается, что богатырь Козын-Эркеш был убит врагами под тополем и изрезан на мелкие части. Однако его жене и другу удалось вернуть ему жизнь. Отражение старинной народной поэмы в искусстве ранних кочевников свидетельствует о том, что она возникла и была распространена уже в те далекие времена. Золотые застежки примечательны и в художественном отношении. При всей статичности композиции в целом живая острая наблюдательность мастера проявилась в точной детальной передаче местного этнического типа людей (монголоидного) и характера их одежды.

Сцены борьбы зверей — волки, терзающие горных баранов и лошадь, — составляют основу трех фризовых композиций массивного ажурного браслета с несомкнутыми краями. Это украшение отличается от большинства браслетов Сибирской коллекции не только своей формой, но и техникой исполнения. Все три фриза отлиты отдельно, а затем спаяны посредством тонких витых проволочек.

Ссылки

  1. Сибирская коллекция Петра I  www.KulturaMira.ru  / шедевры Эрмитажа 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири