ШОРСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Наиболее крупный и структурно-устойчивый жанр Шорского фольклора — героический эпос. Богатырское сказание (алыптыг ныбак) исполняется горловым пением в сопровождении 2-струнного музыкального инструмента комуса, обычно ночью.
В прошлом, помимо удовлетворения духовных потребностей людей, героический эпос играл также магическую роль: служил для ограждения людей от злых духов, услаждения духа тайги, чтобы охотный промысел был успешным. В содержании прослеживаются древние мифологические сюжеты, где герои борются не только с иноземными захватчиками, но и с демоническими врагами-оборотнями подземного мира. Неизменным успехом у шорцев издавна пользовались сказки (ныбак) — наиболее распространенный ранее, но в настоящее время угасающий жанр устного поэтического творчества народа. Варианты шорского обозначения сказок: шорчек (на реке Кондоме), ныбак-нувак (на реках Томи и Мрассу), нартпак (в верховьях реки Мрассу). Распространенным жанром несказочной прозы являются чооктар, или пурунгу чооктар — букв. «рассказы» или «древние рассказы». Это небольшие произведения, не имеющие определенного начала и трафаретной концовки. Песенная поэзия Южной Шории подразделяется на 2 вида: такпаки (короткие песни) и узак/узун сарын (букв. «протяжные или длинные песни»). Одним из характерных признаков песенной традиции шорцев является возможность распевания традиционного текста на напев как такпака, так и сарын. По тематическому содержанию выделяются плачи, свадебные, любовные, хвалебные, насмешливые, бытовые, исторические песни. Образцы малых жанров фольклора — пословицы, поговорки (улгер сос), загадки (тапчан ныбак) благопожелание (алгыш) и др. — наименее изучены. Эти памятники народной мудрости, созданные на протяжении всей истории шорцев, являлись результатом наблюдений за жизнью и окружающей природой.
Произведения устного народного творчества бережно сохранялись многими поколениями талантливых кайчи и других выдающихся исполнителей вплоть донаших дней. Первые записи и публикации Шорского фольклора были осуществлены во второй половине ХК в. ученым-тюркологом В.В. Радловым. Начало теоретическому осмыслению произведений устного поэтического творчества шорцев было положено В.И. Вербицким в статье «Богатыри в сказках алтайцев», в которой сказано и о шорских героических сказаниях. В 1920—30-е гг. ученый-этнограф Н.П. Дыренкова записала около 50 произведений шорского эпоса, а также сказки, предания, песни, пословицы и поговорки, загадки. С 1960 по настоящее время сбором и изучением образцов Шорского фольклора занимались ученые А.И. Чудояков, В.М. Кимеев, Д. Функ, Н.А. Алексеев, Л.Н. Арбачакова и литераторы С.С. Торбоков, С.С. Тотыш.
Лит.: Шорский фольклор / Зап., пер., вступ. ст., примеч. Н.П. Дыренковой. М.; Л., 1940; Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. Кемерово, 1995; Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык / Вступ. ст., подгот. поэтич. текста, пер., коммент. А.И. Чудоякова; музыковед. ст. и подгот. нотного текста Р.Б. Назаренко. М.; Новосибирск, 1998.
Л.Н. Арбачакова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей