Новости

Шорцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ШОРЦЫ (самоназвание шор-кижи, тадар ~ тадэр ~ тадыр-кижи), известные также как шоры, мрассцы, кондомцы, кузнецкие татары, абинцы, абалары, матурские инородцы, населяют северного предгорья Алтая (Кузнецкий Ала­тау), народ в РФ, живут преимущественно в верхнем течении Томи и по ее притокам (Мрас-Су, Кондома, Аба) в Кемеровской области, а также в долинах рек Абакан, Таштып, Матур в Республике Хакасия. Около 1 тыс. шорцев проживает в районе озера Балхаш в Республике Казахстан. Этнографические группы: северная, или лесостепная (абинская), и южная, или горно-таежная (шор­ская). По данным переписей, численность шорцев (тыс. человек): 1926 — 14,0, 1939 - 16,0, 1959 - 14,9, 1970 - 16,0, 1979 - 15,2, 1989 — 15,7, 2002 — 14,0, в том числе в Кемеровской области — 11,6. Говорят на шорском языке тюркские группы алтайской языковой семьи. Шорцы сформировались на основе субстрата, общего для угров, самодийцев и кетов. В VI-IX вв. входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркизированы, частично смешавшись с другими алтайскими, уйгурскими, енисейско-кыргызскими и монгольскими племенами. В XVII-XVIII вв. с шорцами слились пришедшие с севера (с Иртыша, из Барабинской и Кулундинской степей) кочевники-скотоводы телеуты.

В XVII-XVIII вв. русские называли шорцев «кузнец­кими татарами», кондомскими и мрасскими татарами, абинцами. Шорцы называли себя по именам родов (карга, кый, кобый и другими), волостей и управ (таяш-чоны — Таяшская волость) или рек (мрас-кижи — мрасские люди, кондум-чоны - кондомский народ), за пределами тер­ритории проживания — аба-кижи (аба-род, кижи-люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распростра­нилось и было введено как официальное в ХХ в.

В 1925 образован Горно-Шорский национальный район с центром в селе Мыски, позже в селе Кузедеево, упраздненный в 1939. В 1990-е гг. Чувашинский сельсовет (Новокузнецкий район), Чилису-Анзасский и Усть-Анзасский сельсоветы (Таштагольский район), являвшиеся территориями ком­пактного проживания шорцев, получили статус национально-территориального образования.

До XIX в. основным занятием шорцев была выплавка и ковка железа, особенно развитые на севере. Шорцы платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у ко­чевников на скот и войлок, с XVIII в. сбывали русским купцам. Русские называли их кузнецкими людьми, а их землю — Кузнецкая земля. К концу XVIII в., с ослаб­лением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества перестали выдер­живать конкуренцию с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать.

Основным занятием с этого времени сделалась охота. Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее - пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь), до XIX в. с луком, затем с ружья­ми, полученными от русских купцов. Охотой занимались 75—90 % хозяйств шорцев (1900). Промышляли зверя в родовой охотничьей территории артелями по 4—7 человек (первоначально из родственников, потом из соседей). Жили в сенных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шапа), подшитыми камусом. Груз тащили на ручной нарте (шанак) или волокуше (суртке). Добычу делили между всеми членами артели поровну.

Одним из основных источников питания служило рыбо­ловство. В низовьях рек оно было главным занятием, в других местах им занималось 40—70 % хозяйств (1899). По реке передвигались с помощью шестов на лодках-долбленках (кебе) и берестянках.

Дополнительным занятием было собирательство. Весной жен­щины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, бор­щевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой (озуп), состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце. Собирали много орехов и ягод, в XIX в. - на продажу. За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, живя в тайге по несколько недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов - ко­лотушки (токпак), терки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки. Издавна было известно бортничест­во, у русских заимствовано пчеловодство. До прихода русских на южных пологих склонах было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. Семья поселя­лась во временное жилище на пашне на несколько недель. Землю взрыхляли мотыгой (абыл), боронили суком. Сеяли ячмень, пшеницу, коноплю. Возвращались на пашню осенью для уборки урожая. Зерно молотили палкой, хранили в берестяных чанах на сваях, мололи на ручных каменных мельницах. С развитием контактов с русскими на севере в степных и горных районах распространились пашенное земледелие и русские земледельные орудия: соха, иногда плуг, борона, серп, появились водяные мельницы. Засевали значительные площади, главным образом пшеницей. От русских же шорцы усвоили стойловое разведение лошадей, а также упряжь, телегу, сани.

Женщины ткали из конопли и крапивы на примитивных станках, выделывали кожи, изготавливали утварь из дерева и бересты; мужчины были заняты промыслами - обработкой дерева, рога, кожи. Были развиты художественная резьба и выжигание по кости (на табакерках, черенках ножей, пороховницах и др.), вышивка. По Томи и в низовьях Мрас-Су было известно изготовление лепной керамики.

В XIX - начале XX в. у шорцев были сильны родовые отношения. Границы административных единиц (волостей) совпадали с границами расселения отцовских родов (сббк), которые управлялись выборными родовыми старейшинами (паштык). Члены рода называли себя карындаш («еди­ноутробный»). За родами были закреплены охотничьи и земледельные угодья, в XIX в. перешедшие в пользование больших семей (толь). Внутри рода раскладывались ясак и подати. Большие семьи включали 2-3 поколения. К концу XIX - началу XX в. у северных шорцев стали развиваться территор.-соседские отношения, возникла имущественная дифференциация. Выделились богатые торговцы и ростовщики, скупщики пушнины (таныш), родовая администрация, появилась эксплуатация наемного труда. Большая семья стала распадаться на малые.

Небольшие селения шорцев - улусы на севере и аилы на юге - часто переносились на новое место - по случаю смены пашни, смерти кого-либо из родичей и т. п. Состояли из нескольких низких 4-угольных срубных домов (юрт) с бе­рестяной крышей. Жилища отапливались глинобитным очагом (кебеге) типа чувала. В XIX в. распространились избы русского типа, особенно на севере, у бедняков - срубные по­луземлянки. Временными жилищами (на пашне - для земледельных работ, в тайге - на время охоты и заготовки орехов) были одаг - коническая постройка из бревен и жердей, крытая берестой (летом), и агыс - каркасное сооружение в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре (зимой). Бедняки жили в таких строениях постоянно, утепляя их берестой и землей. Были распространены срубные свайные амбары (тастак, анмар). Современные шорцы живут в руб­леных домах, сохраняются амбары, охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.

Мужская и женская одежда состояла из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоя­сывая кушаком (тюркская черта). Женская рубаха - длинная, с разрезом на груди. Южные шорцы делали одежду из конопли и кендыря, северные - чаще из готовых тканей, зажиточные шорцы носили покупную одежду, зимой - овчинные шубы, кры­тые материей. Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков - из кенды­ря). Вместо портянок ноги обматывали мягкой осокой. Женщины носили платки, мужчины - шапки: картузы из ткани, кожи или бересты, круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульей, присобранной на макушке, иногда вышитой, зимой - меховые.

Первоначально основными продуктами питания шорцев  были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. Мясо жарили на костре, варили, рыбу варили. Лук, черемшу, кандык ели сырыми, сарану, кандык варили в воде или молоке, сарану также пекли в золе, черемшу ели соленой. Корни дикого пиона сушили и варили несколько раз, чтобы удалить ядовитые вещества, растирали на ручной мельнице и готовили кашицу или лепешки. С развитием земледелия распространились мука и крупа из ячменя. Муку (талкан) ели с чаем, молоком, медом, маслом, сметаной, из нее варили кашу (саламат), крупу (ширак) добавляли в суп, кусочки пресного пшенично­го теста (тутпаш) варили в воде, иногда с рыбой или мясом, либо в молоке. Пресные лепешки (тертпек) ва­рили в воде, ели с супом или ухой. Хлеб (калаш) был распространен на севере в основном у зажиточных. Степные шорцы употребляли молочные продукты: кислое молоко, пресный сыр (пыштак), творог, масло. Зажиточные шорцы покупали конину. Из ячменной муки делали брагу (абыртка) и водку (арагы). Пили чай.

У шорцев богатый фольклор: сказки, охотничьи расска­зы и легенды, предания (пурунгу чоок, ербек), песни, поговорки, пословицы (улгер сос, кеп сос), загадки (тапкак). У телеутов северные шорцы заимствовали героические поэмы (кай, ныбак), исполняемые под аккомпанемент 2-струнного музыкального инструмента - комыса.

Традиционные культы - промысловые, родовые, шама­низм, культы духов-хозяев гор (таг-ээзи) и рек (су-ээзи). Духам-хозяевам приносили в жертву лошадей. Определенные обряды были связаны с охотой на медведя. Шаманство у шорцев имело родовой характер: шаманы наследовали свой дар и духов-покровителей в пределах рода. Атрибутами шамана были бубен и колотушка. Традиционные верования и мифология, поминально-погребальные обряды, кам­лания частично сохраняются у современных шорцев С 1985 вновь стали отмечаться традиционные праздники прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и другие, сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями и т. п.

Первые правосленные миссионеры появились среди шорцев в 1858. В 1880-х гг. была создана письменность на ос­нове русского алфавита, издавалась церковная литература. В 1920-е гг. начинает выходить учебная литература. Складывается национальная интеллигенция.

После Октябрьской революции шорцы утратили большинст­во форм традиционного хозяйства. Были организованы сельскохозяйственные предприятия и промысловые артели. Часть шорцев  занята на лесозаготовках и добыче золота. На всей территории проживания шорцев стали бытовать общие типы жилищ, орудий труда, средств передвижения, утвари. Единой стала и национальная кухня.

В духовной культуре следы различий сохранились силь­нее. Наиболее полно они выражены в языке, т. к. про­должают существовать 2 его диалекта, хотя в 1943-44 преподавание шорского языка в школах прекратилось.

В советский период произошли межэтническая интеграция и ассимиляция шорцев русскими и другими народами. Были за­имствованы элементы русской культуры, распространились приметы урбанизированной общероссийской культуры.

Наибольшим изменениям подверглась традиционная спе­цифика жилищ, интерьера, одежды, обуви, транспортных средств. Сейчас городские и сельские шорцы живут в таких же домах, что и русские. Национальные блюда употребляются не очень час­то, и роль их в рационе незначительна. В основном же шорцы готовят блюда, заимствованные у русских: щи, борщ, котлеты, пироги, калачи и т. д.

Дети сельских шорцев, как правило, учатся в школах-интерна­тах, расположенных на центральных усадьбах или в городах. Как городские, так и сельские шорцы получают образование на русском языке, хотя с 1990 появилась возможность изучать и шорский язык. С 1976 по 1986 уменьшилось количесво неграмотных шорцев, а также имеющих неполное среднее образование. Соответственно возросло число получивших среднее и средне-специальное образова­ние. У городских шорцев уровень образования несколько выше, чем у сельских.

В 1980-е гг. возрождается интерес к традиционной культу­ре. В 1990-е гг. принята программа возрождения Горной Шории «Социальное развитие коренных и малочис­ленных народов», действует закон Кемеровской области «О положении коренных малочисленных народов», которым гарантируются права и предоставляются льготы малочисленным народам Кузбасса.

С 1990 в некоторых школах на факультативных занятиях детей и взрослых стали обучать шорскому языку. Газета «Красная Шория» опубликвала 50 уроков шорского языка, в декабре 1990 вышли из печати шорский букварь, учебники шорского языка для уча­щихся 1-3 классов. С конца 1980-х гг. Новокузнецкий педагогический институт готовит преподавателей шорского языка. Организованы фольклорные ансамбли в Междуреченске, Мысках, Таштаголе. Создан Таштагольский краеведческий музей, где представлены этнографические экспонаты, а также этноэкомузей «Тазгол» в поселке Усть-Аазас Таштагольского района.

Продолжает сохраняться национальная специфика в области материальной культуры (пища, промысловая обувь, средства передви­жения, хозяйственные постройки; утварь). В сфере традиционной духовной культуры следует отметить бытование шорского эпоса, сказок и легенд, хотя их знают уже очень немногие современные шорцы. До сих пор сохраняется синкретический религиозный комплекс, включающий в себя элементы христианских и дохристианских верований.

Г.М. Патрушева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири