Новости

Школы крестьянской молодежи (ШКМ) и фабрично-заводские семилетки (ФЗС) // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ШКМ) И ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИЕ СЕМИЛЕТКИ (ФЗС), типы общеобразовательных школ в 1920-е — середине 1930-х гг. Их специфика заключалась в привитии учащимся навы­ков промышленного и сельскохозяйственного труда. ШКМ являлись продолжением начальной школы, организованы в 1923/24 по инициативе VI съезда ВЛКСМ в целях «производственного и культурного подъема крестьянства». Действовавшие общеобразовательные школы повышенного типа (7-летки и школы II ступени) охватывали незначительную часть крестьянских подростков и в малой степени отвечали потребностям сельского хозяйства. В ШКМ принимали детей батраков, бедняков и середняков 14—16 лет. Обучение в ШКМ продолжалось 3— 4 года. Каждый учебный год представлял собой закон­ченный образовательный цикл.

ШКМ были призваны «подготовить культурного советского крестьянина, способного разбираться в явле­ниях сельского хозяйства и улучшить его технику, спо­собного разбираться в явлениях политической жизни и бороться за рабоче-крестьянские интересы». В соответствии с курсом на коллективизацию в 1927 для ШКМ утвержден новый учебный план, предусматривавший работу учащихся в колхозах, совхозах, кооперативных организациях. Учебные планы сибирских ШКМ отличались от учебных планов школ II ступени главным образом тем, что в них проводилось много лабораторных и практических занятий. Все общеобразовательные предметы предлагалось вести с «сельскохозяйственным уклоном».

В марте 1928 пленум Сибкрайкома ВКП(б) принял решение о дальнейшем развитии сети «сельских повы­шенных школ» путем открытия ШКМ и реорганизации деревенских 7-леток в ШКМ. В 1924/25 в Сибирском крае имелось 25, в следующем — 38 ШКМ, в 1930/31 их должно было стать 168 с охватом 17 480 человек. В феврале 1930 ШКМ были переименованы в школы колхозной молодежи в соответствии с «задачами коллективизации сельского хозяйст­ва». Эти учебные заведения должны были стать «центром социалистической перестройки деревни», в основу их программ было положено «изучение вопросов социалистической реконструкции сельского хозяйства».

С 1926 в городах создаются ФЗС. Их учебные планы и программы должны были отражать профиль той фаб­рики или завода, в районе которой действовали.
В 1930 система повышенного образования подверг­лась реформированию: 9-летки и школы II ступени пре­образованы в городе в ФЗС, а в деревне — в ШКМ, при этом старшие группы (8-я, 9-я и 10-я) — в 9-летки и 10-летки, а школы II ступени с профессиональными уклонами (4-я, 5-я и 6-я группы) — в техникумы соответственно специальности.

Радикальная трансформация организационной структуры среднего обра­зования последовала в 1934: постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 мая «О структуре начальной и средней школы СССР» установлена единая организационная структура школы: начальная школа, неполная средняя и средняя. В связи с этим ШКМ и ФЗС упразднены.

Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Беликова А.П. Сибирские ШКМ и их роль в решении про­блемы связи школы с жизнью // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974; Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской молодежи (1917—1931). Новосибирск, 1976; Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул, 1982.

И.С. Кузнецов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири