Новости

Шишкинские писаницы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Шишкинские писаницы наскальные рисунки (петроглифы) эпохи палеолита, протянувшиеся по отвесным скалам в верховьях реки Лены почти на 2 км. Древние художники изображали животных, людей, занятых коллективной охотой или плывущих в лодках. Шишкинские писаницы признаны памятником мировой культуры. По данным профессора Алексея Окладникова, шишкинским писаницам около 15 тысяч лет. Всего на древних скалах когда–то было 2000 рисунков. Сегодня от них осталась лишь треть изображений.

История изучения Шишкинских писаниц

Памятник древнего наскального искусства Шишкинская писаница был открыт для науки в начале XVIII в. одним из руководителей Великих Северных экспедиций Г.Ф. Миллером. По его приказу некоторые рисунки скопировал художник Люрсениус. Однако, мировую известность петроглифы приобрели в середине XX в. после публикации большей части материалов академиком А.П. Окладниковым.

В конце XX в. писаница была повторно изучена иркутскими археологами Л. В. Мельниковой и В.С. Николаевым. С применением новых научных методик сканировано 1762 изображения на 298–и плоскостях скального массива.

Самые древние рисунки относятся ко времени позднего неолита (IV тыс. до н.э.) это крупные фигуры животных – оленей, лосей, кабанов. Их сохранилось незначительное число.

Следующую группу петроглифов представляют рисунки, относящиеся к эпохе бронзы (III– начало I тыс. до н.э.) это изображения байкальских нерп, медведей, оленей, быков, странных мифических животных лодок орнамента хвостатых антропоморфных фигур с лучами над головой. Часть из них окрашена бордовой охрой.

Немногочисленную группу составляют рисунки, относящиеся к эпохе раннего железного века (I тыс. до н.э.). Они передают реалистические образы лосей и оленей. Преобладают изображения эпохи раннего средневековья (I тыс. н.в.)., выполненные в специфичной технике протира – лошади, кабаны, лоси, верблюды, птицы, люди в коротких и длинных одеждах.

Группа рисунков относится к первой половине II тыс. н.э. Они выполнены тонкими царапанными линиями и лёгким протиром и передают образы диких копытных животных домашних верблюдов, змей, всадников, знаков, жилищ, деревьев.

Последняя группа рисунков – различные надписи, изображения соборов и церквей, христианские восьмиконечные кресты, парусные кораблики, ведомые лошадьми, они датируются XVI – XIX вв.

Благодаря стараниям А.П. Окладникова и иркутского археолога П.П. Хороших ещё в 1948 г. знаменитая писаница под названием «Шишкинская шаманка» была поставлена на государственный учёт и охрану, но и сейчас этот уникальный археологический памятник страдает от варварских действий несознательных туристов.

Анализ писаниц показывает, что Шишкинские скалы являются своеобразным зеркалом, в котором отразилась вся сложная и многокрасочная история Ленского края и Прибайкалья. Здесь рассказывается не только повседневная жизнь, не только борьба за существование, но и мироощущение древних людей, их духовный мир, созданные ими идеи, древние мифы и легенды.

Древнекаменный век

Изучая писаницы в Шишкине, можно видеть, что первыми пришли к Шишкинским скалам первобытные охотники древнекаменного века. Они поселились у подножия Первого Камня, непосредственно у самой воды, там, где теперь расположена вторая надпойменная терраса. Видимо, здесь, ряженные в звериные шкуры плясали они колдовские танцы около гигантской скальной западни и торжествовали свою победу. Первобытный художник, охотник и воин, нарисовал гигантскую фигуру своего современника, дикого коня ледниковой эпохи.

Неолит

Много веков спустя, когда исчезли прежние бескрайние тундры и степи, простиравшиеся от Байкала до Ледовитого океана, Шишкинские скалы окружила тайга. Неолетические обитатели поселились на том же мысу. Здесь же у самог берега  они хоронили умерших, сопровождая их всем необходимым для жизни на том свете личным имуществом: костяными кинжалами с каменными лезвиями, каменными шлифованными топорами и горшками–дысокурами. В их сознании в мировоззрении  и мифах на первом месте стоял зверь, но теперь это хозяин тайги – лось.

Бронзовый век

Это время важных перемен древних времен Прибайкалья, время возникновения патриархально–родовых общин. Перед нами проходят странные и чудовищные образы. Плывут целые процессии лодок, направляющихся в Мир Мертвых. Изображения шаманских бронзовых штандартов, которые служили воплощениями духов умерших предков–шаманов, воображаемых защитников и могущественных покровителей.

В изображениях бронзового века отражены культурные связи со странами Востока и Запада. До берегов Лены дошли идеи и мифы земледельческих племен Скандинавии бронзового века. Образ  космического чудовища, глотающего солнце и луну, показывает, что около Шишкинских скал чувствовалось дыхание культуры Восточной Азии.

I в нашей эры

В это время происходят события, в которых скрещиваются судьбы народов Востока и Запада. Орхонские тюрки, завладев Монголией, ведут борьбу с Китаем и всеми соседями. За временем империи орхонских тюрков следует уйгурская эпоха на Орхоне. На протяжении тысячи лет, вплоть до монгольского нашествия, тюркские племена были соседями восточных славян. В наскальных рисунках отражена основа курыканов – скотоводство, коневодство, охота. Писаницы дают представление об одежде и общем облике самих курыканов, в них отражена общественные отношения и социальная структура.

В писаницах Шишкинских скал звучат мотивы начальной саги якутского народа – мифа о праотцах якутов Омогое и Эллее. Буряты почитают Шишкинские скалы как местопребывание реки Лены Хара–Ажирая и Харамцай Мэргэна, миф о которых в основе является почти точной копией якутской легенды, рассказывающей о появлении предков якутов на Средней Лене.

XI в н. э.

В Прибайкалье проникают первые монгольский переселенцы, родиной которых были степи Монголии и Забайкалья. Встертив на Ангаре  и Лене тюрков монголы частично вытеснили их вниз по Лене, где они дали начало Якутам. Остальные же аборигены вошли в состав новго этнического целого – бурятских племен. Приход монгольских племен отразился в писаницах, изображающих сцены перекочевок, в изображениях древнемонгольских юрт с высокой шейкой на крыше.

Литература

  1. Тобольск и вся Сибирь : альманах. — №9. — Иркутск. Под ред. Ю.С. Осипова. — Тобольск, 2007.

Ссылки

  1. Шишкинские писаницы // baikaler.ru : сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Изобразительное искусство