Родился Антон Антонович Шевелев в 1918 году в поселке Нейво-Шайтанский Алапаевского района Свердловской области, в семье служащего, русский, член КПСС с мая 1943 года. После окончания средней школы учился в Батайском училище ГВФ. С 5 октября 19379 по 25 декабря 1941 года работал в Восточно-Сибирском управлении ГВФ пилотом. В начале 1942 года направляется в школу высшей летной подготовки ВВС и с мая 1942 года находится на фронте. Летчик авиации дальнего действия А.А. Шевелев участвовал в налетах на крупнейшие военные объекты фашистской Германии. 5 ноября 1944 года ему присваивается звание Героя Советского Союза. Демобилизовавшись по ранению, заканчивает Уральский лесотехнический институт, а затем аспирантуру. Кандидат сельскохозяйственных наук А.А. Шевелев работал в Ленинградской лесотехнической академии, доцентом кафедры лесоводства Уральского лесотехнического института. Ныне на пенсии.
В октябре 1939 года после успешного завершения Батайского училища гражданской авиации Антон Шевелев был направлен на работу в Восточно-Сибирское управление ГВФ. Ему было поручено патрулировать над бескрайними сибирскими лесами, охраняя их от пожаров.
Через некоторое время А.А. Шевелева перевели на воздушную линию Иркутск — Качуг — Жигалово — Иркутск.
Командир подразделения Д. Соломатин в характеристике на него писал: «Хороший производственник, дисциплинирован как на земле, так и в воздухе. Техника пилотирования отличная. За хорошую работу имеет поощрения. Принимает активное участие в общественной жизни». Коммунисты отряда принимают молодого летчика в 1940 году кандидатом в члены партии.
С началом Великой Отечественной войны перед опытными летчиками ГВФ возникли новые задачи. И одной из них была подготовка пополнения для фронта. Организуются учебные авиаэскадрильи, в которые включают лучших пилотов. Командиром авиазвена в одной из таких эскадрилий назначается А.А. Шевелев. Не считаясь со временем, все силы он отдает делу первоначальной подготовки пилотов. В то же время сам мечтает попасть на фронт.
В начале 1942 года Антон Антонович Шевелев направляется в летный центр ВВС, где осваивает новый по тому времени двухмоторный самолет ПС-84.
В мае 1942 года он становится летчиком 455-го полка авиации дальнего действия. За короткий срок А.А. Шевелев прошел переучивание на новый самолет Ил-4, отлично овладел им и вступил в боевой строй.
27 июля 1942 года он совершил первый боевой вылет. Это было в дни Сталинградского сражения. Со своим экипажем он совершил под Сталинградом пятнадцать боевых вылетов, уничтожая мощными бомбовыми ударами фашистские подчини, рвавшиеся к Волге, их танки и артиллерию.
А.А. Шевелеву посчастливилось участвовать и в обороне города Ленина. На этот участок фронта он совершил четырнадцать боевых вылетов. Особенно эффективными были его вылеты по уничтожению мощной артиллерийской группы фашистов в районе Петродворца, угрожавшей Ленинграду, и по разрушению опорных пунктов обороны фашистов в районе станции Мга.
В 1942 году летчик совершил и свои дальние полеты с целью бомбежки военных объектов в глубоком вражеском тылу. Так, 14 сентября 1942 года экипаж Шевелева получил задание подвергнуть бомбардировке один из аэродромов Финляндии. Несмотря на сильную облачность, он пробился к цели и бомбардировал ее, создав на аэродроме Устьлоки два пожара.
За успешную боевую деятельность в 1942 году А.А. Шевелев был награжден своей первой военной наградой— орденом Красного Знамени.
Еще более эффективно действовал пилот тяжелого корабля в 1943 году. 16 марта 1943 года его экипаж получил задание разбомбить железнодорожную станцию Жуковка. При подходе к цели самолет был атакован фашистскими истребителями и получил до тридцати пробоин. Правая покрышка колеса шасси была пробита, был поврежден руль глубины, и самолетом стало трудно управлять. Стрелок-радист воздушный стрелок получили ранения. Но в такой трудной ситуации пилот не растерялся. Он дал возможность стрелку и радисту отбить повторную атаку истребителя врага, а затем умелым маневром вышел из боя. На неисправном, трудно управляемом самолете Шевелев дошел до цели и выполнил задание. Но до своего аэродрома он дотянуть уже не смог, а произвел вынужденную посадку на запасном аэродроме, сел буквально на одно колесо, чем спас дорогостоящую машину и жизнь экипажа. За этот вылет приказом командующего авиацией дальнего действия генерала А.Е. Голованова летчик был награжден вторым орденом Красного Знамени (10 апреля 1943 года).
12 мая экипаж А.А. Шевелева вновь участвовал в дальнем полете — бомбил военные объекты Варшавы, создав четыре больших пожара и вызвав два взрыва, что было подтверждено другими экипажами группы.
С мая 1943 года А.А. Шевелев назначается заместителем командира авиаэскадрильи в своем полку. Он проявляет себя как прекрасный воспитатель молодых летчиков. За короткий срок Шевелев обучил три летчика действиям в ночных условиях и ввел их в строй в своей эскадрилье.
Не прерывал он и интенсивной боевой работы, продолжал участвовать в бомбежке крупных опорных пунктов гитлеровцев и укрепленных районов. 29 мая 1943 года был совершен налет на железнодорожный узел Гомель. Проходил он в сложных метеоусловиях, но, несмотря на это, пилот вышел точно на цель и бомбардировал ее с высоты 600 метров. Задание было выполнено полностью.
Самое активное участие экипаж Шевелева принял в грандиозных наступательных операциях Советской Армии 1944 года. За образцовое выполнение заданий командования он удостаивается в марте 1944 года высокой награды — ордена Ленина. Боевые ордена и медали получают члены его экипажа: штурман лейтенант Рыбаков, стрелок-радист старшина Сапожников, воздушный стрелок старший сержант Ремнев.
Особенно отличились летчики эскадрильи Шевелева во время освобождения Белоруссии и Прибалтики. За это время ими было совершено двадцать пять успешных боевых вылета на важные объекты в районе городов Шауляй, Молодечно, Лида, Резекне, Минск, Орша, Бобруйск, Борисов, Псков, Витебск, Городок, порты Рига, Таллии, Выборг, аэродромы Болбасово, Идрица.
В период обороны в Белоруссии гитлеровцы широко использовали железнодорожный узел Вильнюс, перебрасывая через него к фронту войска, технику. Шевелеву вместе с боевыми товарищами не раз приходилось летать на бомбежку узла. Во время одного из налетов в июле 1944 года в результате бомбового удара самолета Шевелева возникло два взрыва и четыре пожара, два из которых были настолько сильны, что были видны па много километров. На воздух взлетел склад фашистов с боеприпасами и горючим. Все это было подтверждено другими экипажами и фотографированием. Вылеты в эти дни следовали один за другим. 25 июля 1944 года последовал налет на Тильзит, назавтра на Кенигсберг, 27 июля на Инстербург, затем опять на Тильзит.
С начала боевой деятельности до октября 1944 года летчик совершил двести двадцать два вылета, из них пять в глубокий тыл врага. Включенный в так называемую Северную группу особо закаленных летчиков, имеющих опыт действий в условиях Севера, А.А. Шевелев участвовал в боевых вылетах на северные аэродромы Финляндии: Рованиеми, Мемиярви, Алакурти, уничтожив совместно с другими экипажами семьдесят четыре вражеских самолета.
Общий налет часов на всех типах самолетов Шевелев довел к октябрю 1944 года до 1825, из них ночью 948 часов. Одновременно с бомбардировкой целей он не раз выполнял роль фотографа результатов бомбежек экипажей полка. Им были засняты и привезены результаты бомбардирования двадцати четырех целей.
В боевой характеристике на А.А. Шевелева командование так отмечало его высокие командирские и моральные качества: «Летать любит, в бой идет с большим желанием и ненавистью к врагу, не щадя своей силы для достижения полной победы над врагом. Не было ни одного случая возврата с боевого задания или ухода с боевого курса при сильном огне зенитной артиллерии и прожекторов. Потерь ориентировок не имеет. Бережно относится к доверенной ему материальной части и грамотно эксплуатирует ее. Над повышением своих знаний работает много. Имея большой боевой опыт, хорошо передает его своим подчиненным. Среди личного состава полка пользуется заслуженным деловым авторитетом». Характеристика была подписана командиром 30-го гвардейского Краснознаменного полка АДД подполковником Терехиным и утверждена командиром 48-й авиадивизии генералом Набоковым и командиром 8-го авиакорпуса генералом Буянским. Они представили капитана А.А. Шевелева к званию Героя Советского Союза. Это ходатайство было поддержано высшими инстанциями.
После получения высокой награды летчик-герой совершил двадцать четыре боевых вылета, но ему не пришлось отмечать День Победы на фронте. В ходе Великой Отечественной войны А.А. Шевелев был дважды сбит, но все обходилось благополучно. Третий раз он был сбит 17 апреля 1945 года, когда уже был виден конец войны. В этом бою его машина была неожиданно атакована вражеским истребителем. Развернув подбитый самолет, довел его до линии фронта. В удушающем дыму дал команду экипажу прыгать с парашютами, сам прыгнул последним. С переломом обеих ног был доставлен в госпиталь. Там узнал и о конце войны.
На долгие месяцы приковало тяжелое ранение летчика к госпитальной койке. Заключение врачей было категоричным: инвалидность второй группы, к летной службе не годен.
Пришлось бывшему военному летчику овладевать новой профессией. В 1948 году он поступает учиться в Уральский лесотехнический институт и через пять лет становится ученым-лесоводом. Приехав в Иркутск в качестве почетного гостя Иркутского авиапредприятия, А.А. Шевелев рассказывал:
— Я посвятил вторую половину своей жизни русскому лесу — лесу, который до войны начинающим летчиком патрулировал близ Иркутска.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей