Щапов, Афанасий Прокофьевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Афанасий Прокофьевич Щапов

Сибирский историк, публицист, писатель, философ
Сибирский историк, публицист, писатель, философ
Автор: Неизвестен
Источник: Архив Иркипедии

Афанасий Прокофьевич Щапов (5 [17] октября 1831, село Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии — 27 февраля [10 марта] 1876, Иркутск) — сибирский историк, публицист, писатель, философ.

А.П. Щапов: энциклопедическая справка

Щапов Афанасий Прокофьевич [5(17).10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ., ‒ 27.2(10.3).1876, Иркутск], русский историк и публицист. Родился в семье пономаря. В 1852‒56 учился в Казанской духовной академии, которую окончил со степенью бакалавра. В 1856‒60 читал курс русской истории в духовной академии, в 1860‒61 ‒ в Казанском университете. 16 апреля 1861 произнёс революционную речь на панихиде по жертвам Бездненского выступления 1861, был арестован и препровожден в Петербург. После следствия отстранён от преподавания и определён чиновником по сектантским делам при министерстве внутренних дел. В 1862 уволен со службы и находился под полицейским надзором. Сотрудник журналов: «Отечественные записки», «Русское слово», «Время», «Век» и др. В 1864 по подозрению в связях с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым выслан в Сибирь (первоначально в с. Ангу, затем в Иркутск). В 1866 участвовал в качестве этнографа в экспедиции Сибирского отдела Русского географического общества в Туруханский край. Летом 1865 арестован по делу сибирских областников. После освобождения сотрудничал в журнале «Дело», «Записки Сибирского отдела РГО» и др. Умер от туберкулеза. Щ. ‒ автор многих трудов по истории сектантства и раскола, которые он рассматривал как проявление народного протеста против социального гнёта. В 1856‒64 Щ. под влиянием Г. З. Елисеева и С. В. Ешевского выступил сторонником принятой в русской демократической историографии т. н. «земско-областнической теории», рассматривая историю России в свете взаимоотношения отдельных «областей». Позднее, находясь в ссылке, Щ. подверг критике эту теорию и пытался под влиянием идей Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Г. Т. Бокля и позитивистов изучать исторические закономерности развития русского народа с помощью естественнонаучных методов. Под влиянием выдвинутых Щ. идей в русской исторической науке наметилась прогрессивная для своего времени тенденция к изучению влияния географического фактора и экономической жизни, нашедшая отражение в работах В. О. Ключевского и др.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978

Род. в семье пономаря. Учился в Ирк. духовной семинарии, Казанской духовной академии (1852–1861), к-рую окончил со ст. бакалавра и был оставлен в ней преподавателем. В 1856–1860 читал курс рус. истории. Для ведения занятий приглашен в Казанский ун-т (1860–1861). 16 апр. 1861 произнес речь на панихиде по жертвам расправы с крестьянами в с. Бездна, был арестован и препровожден в Петербург. После следствия отстранен от преподавания и определен чиновником по сектантским делам при Мин-ве внутр. дел. В 1862 уволен со службы, находился под полицейским надзором.

Щ. активно сотрудничал в журн. «Век», «Современник». Его часто цитировал А. И. Герцен. В 1864 по подозрению в связях с Герценом и Огаревым выслан из Петербурга в Иркутск. Чл. ВСОИРГО, предпринял ряд экспедиций в Туруханский кр. и Верхнеленский р-н, организованных отделом. Щ. – один из крупнейших знатоков рус. раскола старообрядцев. Блестящий лектор. Существует свидетельство очевидца о том, как реагировало об-во на чтение лекций Щ. по рус. истории: «В тот короткий период, когда занимал у нас кафедру русской истории, он, можно сказать, царил в университете. Каждое его появление на кафедре было своего рода триумфом, каждая лекция – целым событием. Долгое время в те часы, когда читал Щапов, все остальные профессора прекращали свои лекции; лаборатории, клиники, анатомический театр – пустели. Городская публика из так называемого «Общества» также съезжалась послушать знаменитость на кафедре». Умер от туберкулеза в полной нищете. 19 авг. 1886 в Иркутске состоялось освящение памятника на могиле Щ. Гор. дума постановила назвать его именем школу в Знаменском предместье и установить одну стипендию в Казанском ун-те, содержащуюся за счет гор. средств.

В совр. Иркутске один из переулков и улица в Маратовском предместье носят имя ученого. 5 нояб. 1988 на Знаменской горе состоялось открытие обновленного памятника Щ.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — 2011.

Сочинения

  1. Соч., т. 1‒3, СПБ, 1906‒08; Собр. соч., Дополнит. том к изданию, Иркутск, 1937;
  2. Неизданные соч., «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», т. 33, в. 2‒3, Казань, 1926;
  3. А. П. Щапов в Иркутске. (Неизданные материалы), Иркутск, 1938.

Литература

  1. Аристов Н. Я. А. П. Щапов. (Жизнь и сочинения), СПБ. 1883;
  2. Кабанов П. И. Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова, М., 1954;
  3. [Козьмин Б. П.] А. П. Щапов ‒ историк-демократ, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960;
  4. Цамутали А. Н. Очерки демократического направления в русской историографии 60‒70-х годов XIX в., Л., 1971, с. 93‒107.

Биография А.П. Щапова

Рание годы

Родился в семье сельского дьячка и крестьянки-бурятки. В 1841 поступил в Иркутское уездное духовно-приходское училище. Детству Щапова посвящена первая часть романа М. В. Загоскина «Магистр».

В 1846 за блестящие успехи Щапов был переведен в духовную семинарию, а после её окончания в числе лучших учеников направлен в Казанскую духовную академию, где учился в 1852-1857 годах. В это время в Казань было перевезено собрание рукописей из Соловецкого монастыря, на основе которых он написал диссертацию «Раскол старообрядчества».

Казанский университет

В сентябре 1856 Щапов начал читать лекции по русской истории в Казанской духовной академии. 17 сентября 1860 года Щапов избирается профессором кафедры русской истории в Казанском университете. 12 ноября 1860 г. его первая лекция студентам Казанского университета началась словами:

«Скажу наперёд: не с мыслью о государственности, не с идеей централизации, а с идеей народности и областности я вступаю на кафедру русской истории».

Щапов открыто заявил о «земском народосветии», главным проявлением которого должно стать областное самоуправление во главе с областными советами.

Преследования со стороны администрации Академии привели к тому, что Щапов заболел алкоголизмом.

Состоял членом тайного студенческого общества «Библиотека казанских студентов», стал автором его программы. 16 апреля 1861 выступил на панихиде по крестьянам села Бездна Спасского уезда Казанской губернии, убитым во время крестьянских волнений:

"Други, за народ убитые! Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, — эта земля воззовет народ к восстанию и свободе… Да здравствует демократическая конституция!"

30 апреля по личному распоряжению царя за эту речь был арестован.

В дни гонений Щаповым были написаны строки, обращенные к Казани:

Город сплетен, город пыли,
Город разных лихорадок,
Город, где меня судили,
Как змея, ты стал мне гадок!
Восемь лет в своих объятьях,
Город, ты меня душил;
То в мученьях, то в проклятьях
Дни в тебе я проводил.
Много слез в тебе я пролил
За страданье мужичка;
Ты широких дум не понял
Сына бедного дьячка.
Жалкий город!..

Земско-областная теория

В мае 1861, находясь под следствием, Щапов обратился к Александру II с двумя объёмными посланиями, содержащими программу общероссийских реформ, в которой предложил создать региональные органы власти — областные земские советы. Был освобождён из-под следствия в августе 1861, лишён кафедры и приговорён к двухнедельному аресту. Синод приговорил его к ссылке в Соловецкий монастырь, однако объяснительная записка Щапова своей прямотой понравилась министру внутренних дел Валуеву, который взял его на поруки. Приговор был отменен, а Щапов получил назначение на службу чиновником в Министерство внутренних дел и получил возможность работать с архивными документами по делам раскола.

Вскоре канцелярская работа опротивела ему, и он оставил службу для занятий литературной деятельностью. Статьи Щапова печатались в столичных журналах «Отечественные записки», «Дело», «Век» и др.

С 1862 за Щаповым был установлен секретный надзор в связи с имевшимися сведениями о его сношениях с «лондонскими пропагандистами». В 1864 он был выслан «по неблагонадежности» на свою родину, в село Ангу, откуда переведён в Иркутск.

Последние годы

Летом 1865 Щапов был арестован по делу «Общества Независимости Сибири», доставлен в Омскую тюрьму по обвинению в знании о «преступных действиях» главных членов кружка и освобождён от ответственности лишь 20 февраля 1868.

Состоял в правлении Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, участвовал в качестве этнографа в экспедициях в Туруханский край в 1866, в Верхоленский и Балаганский округа Иркутской губернии в 1874.

Умер в большой бедности. Похоронен на Знаменском кладбище Иркутска. На его могиле был установлен памятник с надписью: «Родина — писателю».

Литература

  1. Щапов А.П. Деятели революционного движения в России. — М., 1928.
  2. Щапов Афанасий Прокофьевич (1830—1876). Русская литература Сибири XVII — 1970: Библиографический указатель. — Новосибирск, 1976.
  3. Библиографический указатель сочинений и статей А.П. Щапова. — СПб, 1894.
  4. Р.С. Смищенко. Русский федерализм А.П. Щапова. Алтайский государственный университет, 1998.

Ссылки

  1. История Иркутска. А.П. Щапов // Иркутский экспресс : сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 24 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.