Северный морской путь (СМП) // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП), транспортная магистраль вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) с выходом в акваторию Тихоокеанского бассейна соединяющая европейский и дальневосточный российские порты, а также устья судоходных рек Сибири в единую транспортную систему.

Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения — 5 610 км; протяженность судоходных речных путей, примыкающих к СМП, — около 37 тыс. км. От Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 280 км, через Суэцкий канал — 23 200 км, вокруг мыса Доброй Надежды — 29 400 км.

Трудности при плавании по СМП создает ледовая обстановка в арктических морях, особенно сложная в районах Таймырского и Айонского ледовых массивов, не таю­щих даже в самые теплые месяцы. В соверный период для эксплуатации СМП созданы специальные службы: пароходства, полярная авиация, морские, речные и авиационные порты, научные институты, гидрографическое и промышленно-транспортные предприятия, сеть полярных гидрометеостанций. Их совместная работа обеспечивала выполнение планов арктических навигаций. Современный СМП — единственная широт. транспортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, по крой осуществляется снабжение товарами арктических районов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, про­довольствие. Производятся внешнеторговые операции по вывозу сибирского леса.

История СМП восходит к плаваниям поморов вдоль северного побережья Кольского полуостроова и в восточном направлении к Новой Земле. Изучив плавания поморов в XI—XIII вв., русский дипломат Д. Герасимов в 1525 высказал идею практического использования Северо-Восточного морского прохода. В 1-й половине XVI в. началось освоение западного участка СМП — от Северной Двины до Тазовской губы и в устье Оби, полу­чившего название «мангазейского морского хода». Около 1572 в низовьях реки Таз появился 1-й поморский городок, на месте которого в 1601 возникла «златокипящая» Мангазея — форпост дальнейшего освоения СМП. Плавания иностранных кораблей по «мангазейскому ходу» продолжа­лись до 1619, пока русское правительство не запретило пользоваться им с целью противодействия проникновению европейцев в Сибирь.

В XVII—XVIII вв. благодаря прогрессу мореходства русские полярные экспедиции проложили морские пути вокруг Таймыра к устью Лены. К 1627 русскими мореплавателями сделана 1-я опись морского побережья от границы с Норвегией до устья Оби. В 1630-е гг. мореходы-землепроходцы И. Ребров и И. Перфильев достигли устьев рек Оленек, Яна и Индигирка. С именем С. Дежнева связаны освоение морского пути от Индигирки до Колымы, исследование русскими побережья Северного Ледовитого океана и доказательство существования Северо-Восточного прохода. Следующую страницу в историю освоения СМП и изучения морей вписали 1-я и 2-я Камчатские экспедиции, инициированные Петром I. Вторая, во главе с В.И. Берингом и А.И. Чириковым, известная как Великая Северная экспедиция (1733—43), выполнила инструментальную опись по­бережья от Архангельска до устья Колымы. М.В. Ломо­носов в 1750-х гг. первым в России теоретически доказал возможность прохода СМП из Атлантического океана в Тихий. По его проекту в 1765—66 была снаряжена 1-я русская высокоширотная экспедиция под руководством В.Я. Чичаго­ва. В 1820—24 экспедиции Ф.П. Врангеля и П.Ф. Анжу выполнили картирование северного побережья Чукотки.

[caption id="attachment_8696" align="aligncenter" width="550"] Северный морской путь на памятной серебряной монете России[/caption]

Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка. По данным исполнительного директора Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути (и бывшего начальника Администрации Северного морского пути) В. Михайличенко, по сравнению с 1980 годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5—6 раз с 6—8 миллионов тонн грузов в год.[2] Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, после распада СССР. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Подсчитано, что грузопоток по может увеличиться с 2012 до до 2019 в десять раз, а в перспективе — в двадцать, до 50 миллионов тонн в год. Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться:

1) Лицензиаты уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля, в случае экспорта в страны Юго-Восточной Азии.

2) Экспортеры СПГ с п-ва Ямал. Добывать газ планируется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, на разработку которого выдана лицензия компании ОАО «Ямал СПГ». Государство берет обязательства обустроить порт Сабетта и построить танкерный флот ледового класса.  Это поможет Газпрому начать разработку нефтяных залежей Западно-Тамбейского месторождения.
«Эксперт Урал» № 48 (446). 06 дек 2010:

Вывести новый завод на полную мощность планируется в 2018 году, объём необходимых капитальных вложений в развитие пилотного проекта оценивается в 18 — 20 млрд долларов (858,2 млрд рублей). Из них 264 млрд рублей потребуется на создание танкерного флота ледокольного класса примерно на 20 судов вместимостью 140—160 тыс. кубометров, чтобы обеспечить вывоз углеводородов с Ямала. Эти затраты, надеется Новатэк, государство возьмет на себя. Остальные планируется разделить со стратегическими партнерами, уже имеющими опыт производства СПГ: компания намерена продать им до 49 % в проекте в расчете на помощь в финансировании, технологиях и маркетинге СПГ на мировых рынках. Пул инвесторов компания обещает сформировать до конца 2010 года.

В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).

В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судна). В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз 134500 м3 газа из Норвегии в Японию.

Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:

  • экономия на топливе;
  • уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
  • отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу), правда, платится ледокольный сбор;
  • отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
  • отсутствует риск нападения пиратов.

С 2006 года компания ОАО "ГМК «Норильский никель» осуществляет регулярные круглогодичные морские перевозки по трассам Северного морского пути на собственных арктических судах высшего ледового класса ARC-7 без привлечения услуг по ледокольной проводки. Флот ОАО "ГМК «Норильский никель» состоит из 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» грузоподъемностью порядка 15 000 тонн и 1 универсального танкера «Енисей» грузоподъемностью порядка 15 000 тонн. Технические возможности данных судов позволяют преодолевать льды Северного ледовитого океана без ледокольного сопровождения практически круглогодично. Компания осуществляет перевозки грузов морским транспортом в объёме до 1,5 млн.тонн ежегодно с заходом в порты Мурманска, Архангельска и Дудинки. Помимо грузов, обеспечивающих производственные процессы, компания осуществляет доставку социально значимых грузов для жителей Норильского промышленного района. В 2010 году впервые в истории компании и морского судоходства по СМП был совершен экспортный рейс на судне «Мончегорск» по маршруту Мурманск — Дудинка — Пусан(Ю.Корея) — Шанхай(КРН) без ледокольной проводки. В 2011 году аналогичный рейс был совершен на судне «Заполярный».

Читайте также в Сибириаде

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири