Новости

Сетевая литература

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Сетевая литература (сетература) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая если существует, то именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличать вопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетью любой литературе, — удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа к текстам из любой точки Земли и т. п.; существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов.

Новые возможности

Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение автора ряд средств и приёмов, недоступных на бумаге:

  1. нелинейность текста: за счёт гиперссылок читатель может самостоятельно строить свою траекторию движения по тексту;
  2. интерактивность текста: автор может предоставить читателям возможность дописывать имеющийся текст — в соответствии с определёнными правилами или произвольным образом;
  3. мультимедийность текста: в литературное произведение, размещённое в Интернете, легко вставить звуковые файлы, файлы с анимированными изображениями и т. п.

Некоторые люди утверждают, что все эти способы работы с текстом были изобретены задолго до Интернета: например, альтернативные способы движения читателя по тексту предлагаются в романе Х. Кортасара «Игра в классики», некоторых произведениях Раймона Кено и др.; эксперименты по внедрению изображения в литературный текст широко практиковали русские футуристы; построение стихотворного текста как своеобразной партитуры для голосового исполнения (с одновременным развёрнутым живописно-графическим сопровождением) начиная с 1960-х гг. характерно для поэзии Елизаветы Мнацакановой. С другой стороны, доля произведений, использующих гипертекстовые, интерактивные и мультимедийные возможности, в общем массиве размещаемых в Интернете текстов — исчезающе мала.

Писатели и блогеры

Основная причина, по которой блоггинг сравним с традиционным писательским искусством – это наличие в блоггинге обширной авторской составляющей. Иначе говоря, блоггинг не будет существовать без мастерски написанных интересных и красивых текстов, отличающихся оригинальностью и отражающих уникальную точку зрения автора. Зачастую именно возможность реализоваться в качестве писателя толкает людей на то, чтобы завести блог – и это обоснованное решение, ведь блог действительно помогает вам оттачивать свое писательское мастерство и показывать свои тексты людям.

В чем же отличие блоггинга от обычного писательства?Человек, публикующий книгу или эссе в печатном издании, обязательно сталкивается с критикой и редактурой, без которых его произведение не выйдет в свет. Блоггинг в этом отношении дает куда больше свободы: вы вольны выложить в интернет все, что угодно – однако от того, как серьезно вы подойдете к вопросу, будет зависеть, получите ли вы ожидаемую положительную оценку читателей. Отличие блоггеров от писателей в том, что писатель получает редактуру и критику до публикации материалов, а блоггер – после. В связи с этим особенное внимание вам стоит уделить своим текстам до их публикации, тщательно следить за всеми элементами – от форматирования до грамматики.

Блоггер может получить отзывы и критику в свой адрес незамедлительно – ведь любой читатель может сразу после ознакомления с текстом написать ему письмо или комментарий. Кроме того, читатели блогов могут участвовать в творческой жизни автора и способствовать появлению новых идей. Фактически, читатели часто становятся вдохновением для блоггера – как, впрочем, и читатели для обычных авторов, за исключением лишь того, что в блоггинге гораздо больше итеративности.

Столичная и провинциальная сетература

С появлением всемирной паутины авторы, во-первых, получили неограниченный доступ к самой актуальной, модной, современной информации, а во-вторых - перестали зависеть от издательств. Сегодня каждый может опубликовать в сети любые, самые смелые по форме и содержанию тексты и получить гарантию того, что с его творчеством познакомится некоторое количество читателей, которое в любом случае будет превышать круг родственников и знакомых.

Интернет привлекает пользователей возможностью создавать и публиковать произведения без оглядки на мнение состоявшихся в литературе людей. Безусловно, это приводит к колоссальному развитию графоманской культуры довольно низкого качества. На первый взгляд, никакого вклада в русскую литературу такие тексты привнести не могут, однако и ощутимых проблем их публикация за собой также не повлечет.

Безграничность и бездонность Интернета не позволит засорить его низкопробными литературными и окололитературными опусами, а самые худшие их примеры сами растворятся в виртуальных просторах. В то же самое время сеть предоставляет уникальную возможность писателям предложить свои тексты неограниченному количеству читателей и получить на них первые положительные отклики или жесткую критику.

Литератор из С.-Петербурга Дмитрий Горчев в статье "Сетература" так обозначил роль Интернета:

"Начинающий литератор может довольно быстро и с приемлемой погрешностью определить свое место в мировой литературе и перестать чрезмерно трепетно относиться к собственным литературным упражнениям".

В эпоху расцвета русского литературного Интернета в сети появилось множество электронных альманахов, создававшихся в пику столичным толстым журналам, опубликоваться в которых провинциалам было непросто.

Мнение экспертов

Александр Карпачев, писатель, член Союза Российских писателей:

"Интернет-литература есть. Писать сейчас модно, пишет Ксения Собчак, пишет Тина Канделаки. И почти каждый блогер считает себя литератором. И если толстые литературные журналы творчество далеко не каждого автора рассматривают как предмет для публикации, то интернет вмещает в себя все. Проблема в том, что в Сети нет никакого фильтра, нет жесткого отбора. Скажем, кто-то ведет литературный сетевой журнал, но он ведь не будет выполнять функцию редактора, в то время как редакторы толстых журналов правят тексты, отбирают лучшие из-за ограничения в объеме, которое предполагает бумажный формат. То есть вопроса качества литературного творчества в Сети, по сути, не существует. Между тем литератору необходимо определенное противодействие, критика, чтобы расти, работать над своими текстами. Вряд ли кому-то удастся стать известным и охотно публикуемым крупными столичными издательствами автором, если он выберет для себя только сетевое творчество. Хэдхантеры издательств, конечно, мониторят интернет, смотрят победителей конкурсов, но и к ним самим таланты-писатели толпами идут и несут свои рукописи, и они там с успехом лежат."

Вадим Мельников, блоггер:

"Сетература нынче становится основным жанром, в котором пробуют и находят себя молодые авторы.Заявить о себе в интернете можно разными способами. Можно писать в собственный блог либо вступить в многочисленные профильные сообщества. Лучше всего выстрелить в одном из литературных конкурсов, таких как «Рваная грелка» либо «Мини-проза». Сеть дает начинающему автору массу бонусов и льгот перед простым творящим в стол талантом. Но не стоит думать, что Всемирная паутина – это концлагерь для графоманов. Помимо обычной критики существует конструктивная. В Сети читатель наделен чудесной способностью комментировать плод любого искусства. Живое общение провоцирует сочинителя не только на творческое самоубийство, но и на умножение навыков."

Интересные факты

Иркутский блогер получил премию «Блогбеста». Блог «Теория практического пустословия» иркутского жж-пользователя Dadson занял первое место в номинации «Лучший текстовый блог» масштабной сибирской премии «Блогбест-2011″. По мнению организаторов конкурса, блог иркутского автора – «очередное доказательство того, что настоящая литература давно перебралась из толстых журналов в интернет».

В апреле 2011 стартовал иркутский сетевой учебный проект “Шаг в будущее. Писатели Восточной Сибири”, в котором учителя, педагоги, учащиеся с 1-11 класс выкладывают свои исследовательские работы на сайт. Сетевой проект позволяет этот материал сохранить в электронном виде, помогает людям расширить знания о местных художниках слова, способствует коммуникации между участниками из разных регионов, способствует формированию исследовательской компетенции. Кроме того, данный проект призван выявить таланты среди современной молодёжи.

Только на интернет-портале "Проза.ру" и "Стихи.ру" ежедневно появляется 100 тысяч читателей, 15 миллионов произведений, 400 тысяч авторов . Благодаря Интернету россияне сегодня могут претендовать на звание не только самой читающей, но и самой пишущей нации. Все, кто раньше занимался литературным творчеством только для себя, получили возможность выставить свои произведения на суд читателей и даже прославиться, получить признание в миллионном сообществе поклонников сетевой литературы.

Ссылки

  1. Розанов К.А. Провинциальная и столичная Интернет-литература: смещение границ // Российская провинция: опыт комплексного исследования. Мат. научно-практ. конф. / Под ред. проф., д.и.н. А.П.Мякшева. Саратов: ООО Издательство "КУБиК", 2009.
  2. Отличие между блоггерами и традиционными писателями.
  3. Шаг в будущее. Писатели Восточной Сибири
  4. Раздел «Теория сетературы» на сайте «Сетевая словесность»
  5. Сайт, посвящённый вопросам сетевой литературы «Сетература et cetera»
  6. Сайт, посвящённый сетевой художественной литературе «Предела фантазии нет»
  7. Алексей Караковский. «Публикация в интернете: история и практика. Руководство для пользователей» (обзор основных существующих литературных сайтов, краткая история русской сетевой литературы)
  8. Галина Тимофеева. «Сетевая литература: профессионализм или дилетанство?" (анализ качественного состояния сетевой литературы Рунета)
  9. Интернет-литература: быть или не быть? // Областная : газета.
  10. Все стали писателями "Сетература" становится популярней обычных книг Адиля Зарипова
  11. Иркутский блогер получил премию «Блогбеста» // ГазетаИркутск.ру

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Обзорные статьи по теме "Искусство" | Иркипедия