Сетевая литература (сетература) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая если существует, то именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличать вопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетью любой литературе, — удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа к текстам из любой точки Земли и т. п.; существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов.
Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение автора ряд средств и приёмов, недоступных на бумаге:
Некоторые люди утверждают, что все эти способы работы с текстом были изобретены задолго до Интернета: например, альтернативные способы движения читателя по тексту предлагаются в романе Х. Кортасара «Игра в классики», некоторых произведениях Раймона Кено и др.; эксперименты по внедрению изображения в литературный текст широко практиковали русские футуристы; построение стихотворного текста как своеобразной партитуры для голосового исполнения (с одновременным развёрнутым живописно-графическим сопровождением) начиная с 1960-х гг. характерно для поэзии Елизаветы Мнацакановой. С другой стороны, доля произведений, использующих гипертекстовые, интерактивные и мультимедийные возможности, в общем массиве размещаемых в Интернете текстов — исчезающе мала.
Основная причина, по которой блоггинг сравним с традиционным писательским искусством – это наличие в блоггинге обширной авторской составляющей. Иначе говоря, блоггинг не будет существовать без мастерски написанных интересных и красивых текстов, отличающихся оригинальностью и отражающих уникальную точку зрения автора. Зачастую именно возможность реализоваться в качестве писателя толкает людей на то, чтобы завести блог – и это обоснованное решение, ведь блог действительно помогает вам оттачивать свое писательское мастерство и показывать свои тексты людям.
В чем же отличие блоггинга от обычного писательства?Человек, публикующий книгу или эссе в печатном издании, обязательно сталкивается с критикой и редактурой, без которых его произведение не выйдет в свет. Блоггинг в этом отношении дает куда больше свободы: вы вольны выложить в интернет все, что угодно – однако от того, как серьезно вы подойдете к вопросу, будет зависеть, получите ли вы ожидаемую положительную оценку читателей. Отличие блоггеров от писателей в том, что писатель получает редактуру и критику до публикации материалов, а блоггер – после. В связи с этим особенное внимание вам стоит уделить своим текстам до их публикации, тщательно следить за всеми элементами – от форматирования до грамматики.
Блоггер может получить отзывы и критику в свой адрес незамедлительно – ведь любой читатель может сразу после ознакомления с текстом написать ему письмо или комментарий. Кроме того, читатели блогов могут участвовать в творческой жизни автора и способствовать появлению новых идей. Фактически, читатели часто становятся вдохновением для блоггера – как, впрочем, и читатели для обычных авторов, за исключением лишь того, что в блоггинге гораздо больше итеративности.
С появлением всемирной паутины авторы, во-первых, получили неограниченный доступ к самой актуальной, модной, современной информации, а во-вторых - перестали зависеть от издательств. Сегодня каждый может опубликовать в сети любые, самые смелые по форме и содержанию тексты и получить гарантию того, что с его творчеством познакомится некоторое количество читателей, которое в любом случае будет превышать круг родственников и знакомых.
Интернет привлекает пользователей возможностью создавать и публиковать произведения без оглядки на мнение состоявшихся в литературе людей. Безусловно, это приводит к колоссальному развитию графоманской культуры довольно низкого качества. На первый взгляд, никакого вклада в русскую литературу такие тексты привнести не могут, однако и ощутимых проблем их публикация за собой также не повлечет.
Безграничность и бездонность Интернета не позволит засорить его низкопробными литературными и окололитературными опусами, а самые худшие их примеры сами растворятся в виртуальных просторах. В то же самое время сеть предоставляет уникальную возможность писателям предложить свои тексты неограниченному количеству читателей и получить на них первые положительные отклики или жесткую критику.
Литератор из С.-Петербурга Дмитрий Горчев в статье "Сетература" так обозначил роль Интернета:
"Начинающий литератор может довольно быстро и с приемлемой погрешностью определить свое место в мировой литературе и перестать чрезмерно трепетно относиться к собственным литературным упражнениям".
В эпоху расцвета русского литературного Интернета в сети появилось множество электронных альманахов, создававшихся в пику столичным толстым журналам, опубликоваться в которых провинциалам было непросто.
Александр Карпачев, писатель, член Союза Российских писателей:
"Интернет-литература есть. Писать сейчас модно, пишет Ксения Собчак, пишет Тина Канделаки. И почти каждый блогер считает себя литератором. И если толстые литературные журналы творчество далеко не каждого автора рассматривают как предмет для публикации, то интернет вмещает в себя все. Проблема в том, что в Сети нет никакого фильтра, нет жесткого отбора. Скажем, кто-то ведет литературный сетевой журнал, но он ведь не будет выполнять функцию редактора, в то время как редакторы толстых журналов правят тексты, отбирают лучшие из-за ограничения в объеме, которое предполагает бумажный формат. То есть вопроса качества литературного творчества в Сети, по сути, не существует. Между тем литератору необходимо определенное противодействие, критика, чтобы расти, работать над своими текстами. Вряд ли кому-то удастся стать известным и охотно публикуемым крупными столичными издательствами автором, если он выберет для себя только сетевое творчество. Хэдхантеры издательств, конечно, мониторят интернет, смотрят победителей конкурсов, но и к ним самим таланты-писатели толпами идут и несут свои рукописи, и они там с успехом лежат."
Вадим Мельников, блоггер:
"Сетература нынче становится основным жанром, в котором пробуют и находят себя молодые авторы.Заявить о себе в интернете можно разными способами. Можно писать в собственный блог либо вступить в многочисленные профильные сообщества. Лучше всего выстрелить в одном из литературных конкурсов, таких как «Рваная грелка» либо «Мини-проза». Сеть дает начинающему автору массу бонусов и льгот перед простым творящим в стол талантом. Но не стоит думать, что Всемирная паутина – это концлагерь для графоманов. Помимо обычной критики существует конструктивная. В Сети читатель наделен чудесной способностью комментировать плод любого искусства. Живое общение провоцирует сочинителя не только на творческое самоубийство, но и на умножение навыков."
Иркутский блогер получил премию «Блогбеста». Блог «Теория практического пустословия» иркутского жж-пользователя Dadson занял первое место в номинации «Лучший текстовый блог» масштабной сибирской премии «Блогбест-2011″. По мнению организаторов конкурса, блог иркутского автора – «очередное доказательство того, что настоящая литература давно перебралась из толстых журналов в интернет».
В апреле 2011 стартовал иркутский сетевой учебный проект “Шаг в будущее. Писатели Восточной Сибири”, в котором учителя, педагоги, учащиеся с 1-11 класс выкладывают свои исследовательские работы на сайт. Сетевой проект позволяет этот материал сохранить в электронном виде, помогает людям расширить знания о местных художниках слова, способствует коммуникации между участниками из разных регионов, способствует формированию исследовательской компетенции. Кроме того, данный проект призван выявить таланты среди современной молодёжи.
Только на интернет-портале "Проза.ру" и "Стихи.ру" ежедневно появляется 100 тысяч читателей, 15 миллионов произведений, 400 тысяч авторов . Благодаря Интернету россияне сегодня могут претендовать на звание не только самой читающей, но и самой пишущей нации. Все, кто раньше занимался литературным творчеством только для себя, получили возможность выставить свои произведения на суд читателей и даже прославиться, получить признание в миллионном сообществе поклонников сетевой литературы.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей