Новости

Сериков, Лев Иванович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Источник: Экспресс. Иркутск

Сериков Лев Иванович (род. 8 июня 1945), иркутский скульптор, заслуженный художник России

Л.И. Сериков: энциклопедическая справка

Закончил Иркутское училище искусств в 1969.

Занимался художественным проектированием, оформлением городской среды, дизайном. С 25 апреля 1981 по 17 мая 1989 – работал главным художником города Иркутска. Последние 20 лет занимается декоративной скульптурой. Основной материал – кедр. Скульптор создает работы на различные темы, характерной чертой его творчества являются женские образы.

С 1998 – член Союза художников России и Союза дизайнеров России.

Указом Президента РФ от 01.08.2006 № 810 Серикову присвоено звание – «Заслуженный художник Российской Федерации».

5 декабря 1995 в г. Шелехове был установлен памятник, изготовленный из гранита, взятого из горнорудного карьера на станции Рассоха каменотёсами из Грузии. На нем Шелихов стоит, устремив вдаль взгляд, со свитком в руке и в наградном мундире. На постаменте надпись: «Г.И. Шелихов. 1747-1795». Авторы – скульпторы Евгений Баранов, Лев Сериков и Евгений Ставский.

В октябре 2012 в Иркутске, в преддверии юбилея режиссера Леонида Гайдая, который часть своей жизни учился и работал в Иркутске, на площади возле Иркутского государственного цирка был установлен памятник. Он представляет собой композицию из двух частей и как бы переносит зрителей на съемочную площадку «Кавказской пленницы». Вот они – Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов в образах Труса, Балбеса и Бывалого, стоят, взявшись за руки (знаменитая сцена из фильма «Кавказская пленница», когда троица пыталась перегородить дорогу, чтобы остановить автомобиль с главной героиней за рулём). А напротив и сам мастер – Леонид Гайдай, сидит в кресле и рядом собака (возможно, это пес Барбос…). Над композицией работали Заслуженный художник Республики Бурятия, Народный художник Республики Калмыкия, действительный Член Российской Академии Художеств Александр Миронов, иркутский скульптор, Заслуженный художник России Лев Сериков и архитектор Сергей Демков.

Работы Л. Серикова находятся в Иркутском художественном музее, а также в частных коллекциях в Англии, США, Испании и Германии

Дочь Льва Ивановича – Наталья пошла по стопам отца и стала художником.

 

Лев Сериков: «Не нужно цепляться за историю»

Тема парковой скульптуры актуальна для любого города, который претендует на уютность, комфортность и некое своё особенное лицо. Люди запоминают город по достопримечательностям, и чем памятники, скверы, здания интереснее, тем ярче, сочнее воспоминания о населённом пункте.

Иркутску не везёт на памятники. Но отсутствие интересных скульптур не самое страшное, полагает скульптор, заслуженный художник России Лев Сериков.

— Лев Иванович, в нашем городе мало душевных памятников, всё больше официозные. Это — пережитки советских времён?

— Во многом, да. В советскую эпоху было обыденностью, что в каждом городе стояло несколько памятников Ленину. Причём работы порой были далеки от художественных шедевров. Даже тот памятник, что стоит у нас в центре города, созданный достаточно известным скульптором Николаем Томским, не уникален — таких по стране имеется штук двадцать. Кстати, обратите внимание, как он установлен: против света, солнце всегда за спиной, лица не видно. Это безграмотно!

Вообще, памятников Ленину в Иркутске до 1980 года было гораздо больше. Я, будучи главным художником города, предложил секретарю по идеологии убрать некоторые из них. Объяснив, что скоро годовщина Великого Октября, а у нас имеются такие безобразные скульптуры, которые просто дискредитируют образ Ленина. И убедил в целесообразности такого шага. Во втором Иркутске мы двух Лениных закопали, представляете?!

— Не представляю — «антисоветчиной» попахивает.

— Точно. Поэтому приходилось работать по ночам. Около памятника вырывали яму, туда краном опускали изваяние и закапывали. Таких «шедевров» четыре или пять по городу под моим руководством убрали.

— Что-то взамен неудачных скульптур предлагали?

— Нет. Лениных и так много было. Менять одного на другого — зачем? Любая скульптура должна жить, заряжать пространство. Памятник не просто должен стоять, а вбирать в себя окружение, являться центром. Задача скульптора, художника не только сделать хорошую вещь, но и найти для неё место. Как правило, по этому пункту у нас «пролетают».

— Что, в Иркутске нет ни одного удачно поставленного памятника?

— Единственный, пожалуй, это Александру III — работа скульптора Роберта Баха. Монумент грамотно сделан, выверен масштаб фигуры. И важно, что он удачно поставлен. Утром фигуру эффектно высвечивает солнце. Монумент можно обойти и посмотреть. А помните, как изгалялись над шпилем, который стоял на этом же месте, его обзывали «мечтой импотента»? Вот вам идеальный пример неудачного скульптурного решения. Если памятник не вписывается, народ придумывает ему такие эпитеты…

— Небольшая парковая скульптура создаёт потрясающую атмосферу красоты и комфорта. Москва, Питер в этом смысле, конечно, всех опередили…

— Да-да (иронично перебивает Лев Иванович — прим. автора). Живой пример — Москва. Манежная площадь, святая святых, и вдруг появляются обезьянки, медведи церетелевские. Это же в один момент колыбель страны превратили в базар. Такое нельзя было допускать. И то же самое касается Петра I работы опять же Церетели возле Храма Христа Спасителя. Народ был против, но кто людей послушал? Я это к чему? В Москве много хорошего, но много и плохого понаставили.

— У нас и этого нет. Из последних работ только Вампилов и Колчак. Какого вы мнения, кстати, о них?

— Помню, в 90-е годы в Иркутске существовал ещё городской художественный совет. Собирались архитекторы, художники, скульпторы, историки, которые обсуждали, как должен меняться город. Нам на просмотр привезли небольшую модель памятника Вампилову… Я тогда увидел, да и сейчас вижу, в самой скульптуре больше плюсов, чем минусов, автор старался передать характер нашего драматурга. Мы долго выбирали место, скульптор высказал идею, чтобы памятник стоял среди людей. В результате решили на улице Карла Маркса. Я, правда, высказывал сомнения — ведь солнце будет освещать памятник только вечером, для скульптуры это убийственно.

— А вы бы взялись за создание такого монумента?

— Сомневаюсь. Я люблю небольшую форму. И потом, памятник — это серьёзная ответственность перед потомками.

— По-вашему, в памятнике Колчаку образ диктатора передан верно?

— Сама историческая фигура спорная, но памятник вышел неплохой. Честно, я тоже вынашивал идею с Колчаком. Тело верховного правителя сбросили в реку, поэтому я хотел установить фигуру Колчака, облачённого в нательную рубаху, на понтоне над водой, чтобы летом волна захлёстывала его босые ноги, а зимой они бы обледеневали. Но от идеи до воплощения в жизнь — длинный путь.

— С местом для Колчака трудностей не было?

— Было много споров. Думали установить памятник возле Харлампиевской церкви, где он венчался, на бульваре Гагарина или у Знаменской церкви. Остановились на последнем месте. Да, ещё я настоял на том, чтобы повернуть памятник лицом к солнцу, чтобы он стоял правильно. Кстати, мне несколько позже позвонил реставратор Саша Яковлев и высказал идею, что на том месте у храма стоило бы поставить памятник Святителю Иннокентию. Но дело сделано.

— Среди изваяний советских времён есть удачные?

— С художественной точки зрения — любопытен памятник Ленину, стоящий на пересечении улиц Карла Маркса и Пролетарской, работы скульптора Сергея Меркулова. Его бы поставить в какое-то камерное место, а большой памятник вождю пролетариата стоило бы вообще демонтировать. И не нужно цепляться за историю, столько изваяний Ленина в одном городе — это перебор!

— Какие памятники стоило бы установить в Иркутске?

— У нас в городе был Чехов, даже прожил здесь несколько дней, фраза его всем известна: «Иркутск — превосходный город. Совсем интеллигентный… Совсем Европа». Хорошо было бы Антону Павловичу памятник поставить. У меня была идея усадить фигуру Чехова на ступенях гостиницы, где он останавливался в Иркутске.

Но сейчас установка памятников в нашем городе продвигается туго. Я считаю, ситуация должна созреть.

— В меценатов не верите?

— Если судить по памятнику Колчаку, то можно надеяться на меценатов. Хотя это ребята тоже со своими особенностями.

— Как вам идея памятника бабру? Там тоже проблемы с местом установки.

— Всё оттого, что специалистов не слушают, стремятся всё келейно порешать. Недавно услышал, что наша городская Дума планирует установить памятник Якову Похабову в центре сквера Кирова. Это верх недальновидности. Лучше бы депутаты собрали людей, разбирающихся в вопросе, узнали их мнение, всё взвесили, а потом принимали решения.

— Вам по душе скульптурная деятельность, развернувшаяся в Ангарске — сурок, книга любви, волк?

— Самодеятельность в чистом виде. Это как в Питере — Чижик-Пыжик, памятник носу и так далее. Конечно, если эти маленькие штучки «вкусно» сделаны, то бога ради, пусть себе будут. Но, как правило, эти скульптурки выполняются непрофессионально и мало украшают город. Не должно быть в Иркутске случайных вещей.

Ещё не преувеличу, если скажу, что у нас непорядок не только со скульптурой, но и с архитектурой. Помню, Владимира Павлова ругали за Дворец профсоюзов, но он-то здание посадил на горку удачно, эффектно, будь здоров! А тут неизвестно зачем появляется рядышком Дворец бракосочетания, достаточно несуразное строение, изменившее весь облик парка.

— А что вы, как бывший главный художник города, можете сказать о домах в центре, которые раскрашены порой в пять цветов, соответственно количеству контор их занимающих?

— Это суперневежество. Откупает бизнесмен угол дома, делает офис, «облагораживает». То перекрасит в кардинальный цвет, то приделает к фасаду деревянную конструкцию-пристрой, то действительно проведёт идеальный ремонт, а остальной дом остаётся в своём неприглядном состоянии. Всё смотрится, как на корове седло. Я уверен, что за цветовыми решениями домов нужно следить, как и за рекламой. Поэтому-то сейчас ставить новые памятники опасно. Пусть лучше в Иркутске разберутся с правильной покраской зданий, определятся, какой должна быть реклама и в каком количестве, рассмотрят дизайн и число урн и скамеек. Не секрет, город можно улучшить, просто убрав лишнее.

Алёна САБИРОВА

http://vostsibir.aif.ru/issues/625/04_01

Источники

  1. Летопись города Иркутска. 1941-1991 гг. / сост., предисл. и примеч. Ю.П. Колмакова. – Иркутск, 2010. – С. 642.
  2. Культура Приангарья
  3. Экспресс. Иркутск
  4. Лев Сериков: «Не нужно цепляться за историю». АиФ
  5. Bestpravo (информационно-правовой портал)
  6. Статский советник
  7. Наследники

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Художники, деятели изобразительных искусств | Иркутск