Седых, Константин Фёдорович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Константин Фёдорович Седых (6 января 1908, с. Поперечный Зарентуй, Большезерентуйская станица, Забайкальская область, Российская империя – 21 ноября 1979, г. Иркутск, РСФСР, СССР) — писатель. Лауреат Сталинской премии (1950). Почётный гражданин Иркутска (1967). Участник Советско-японской войны (1945).

Биографическая справка

Родился в казачьей семье. Учась в Зарентуйской школе, начал писать корреспонденции в газеты. Они были замечены, юного селькора пригласили в Читу, где он начал обучение в педагогическом техникуме. В годы студенчества публиковался в местных газетах. По окончанию учебы становится профессиональным журналистом. Первые стихи опубликовал в 1924, они были посвящены прошлому родного Забайкалья, каторге, гражданской войне. В 1931 переезжает в Иркутск, где спустя 2 года выходит его первый поэтический сборник "Забайкалье". В его поэтических опытах 1930-х отражена жизнь новой советской деревни и характеры забайкальцев, показанные в разных сферах жизни: производственной, культурной, личной. Работа в читинских газетах позволила К.Ф. Седых встречаться с многими участниками гражданской войны, записывать их рассказы. В течение многих лет он собирал и изучал материалы по истории, этнографии, экономике родного края.

Результатом этой работы стал роман "Даурия", первые главы которого были опубликованы в альманахе "Новая Сибирь" в 1939. Полностью роман увидел свет в Читинском книжном издательстве в 1948. Работа над романом "Даурия" продолжалась 15 лет. В 1939 первые главы романа "Даурия" были опубликованы в альманахе "Новая Сибирь", в 1948 роман был полностью опубликован в Читинском книжном издательстве, а затем в Иркутске. Роман "Даурия" выдержал свыше 100 изданий, был переведён на английский, белорусский, китайский, украинский, французский и другие языки, выходил в социалистических странах, в Англии, Канаде, США, Франции, Югославии. По мотивам романа в Читинском драматическом театре был поставлен спектакль "Даурия". Продолжением "Даурии" стал роман "Отчий край", напечатанный в журнале "Свет над Байкалом" (Улан-Удэ) в 1957, через год изданный в Иркутске. Завершением трилогии должен был стать роман "Утреннее солнце", но это произведение не было дописано автором.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом армейских газет "На боевом посту" (Чита), "Героическая красноармейская" (Улан-Удэ). Им опубликованы многие очерки, лирические и сатирические стихотворения. Жил в Иркутске в одном доме с писателями И.И. Молчановым-Сибирским, А.М. Шастиным и поэтессой Е.В. Жилкиной. Похоронен на Радищевском кладбище.

Награды: Сталинская премия второй степени (1950) за роман "Даурия", орден Ленина (1967), орден Трудового Красного Знамени (1978), звание "Почётный гражданин Иркутска" (1967).

Дом в Иркутске, где жил К.Ф. Седых, в его честь отмечен мемориальной доской. В Иркутске отмечалось 100-летие со дня рождения Константина Седых.

Творчество

В 1920-30-е в сибирской периодике К.Ф. Седых публиковал очерки, сказы, фельетоны, пьесы в стихах, юморески, сатиры на актуальные темы времени. Он автор поэм "Майская Русь" (1926), "Поэма о бригадире" (1932), "Усольским солеварам" (1932), "Детство Сухэ-Батора", "На родине" (1937) и др.

Как поэт С. дебютировал стих. "Мы идем" в читинской газ. "Юная рать" (1924. 28 июня). К.Ф. Седых формировался в русле романтической поэзии 1920-х (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Уткин и др.). В поэтической биографии К.Ф. Седых два периода: ранний (1924-36) и зрелый (1936-48). С 1933 по 1950 К.Ф. Седых издал 8 сборников: "Забайкальское: Стихи" (1933), "Сердце: Избранные стихи" (1934), "Стихи" (1935-36), "Родная степь" (1937), "Праздник весеннего сева" (1940), "Первая любовь" (1948), "Над степью солнце" (1948), "Солнечный край" (1949-50). Тематический диапазон стихотворений К.Ф. Седых довольно широк: прошлое родного края, сибирская каторга и ссылка, Гражданская война, коллективизация в деревне, социалистическое строительство, Великая Отечественная война. В своей эволюции К.Ф. Седых-лирик, воспринимавший мир в романтической дымке, двигался к восприятию будничной правды действительности. В его стихах центр тяжести с лирического монолога, восторженной эпической декларации перемещался на рассказ, раскрывающий социальную и психологическую сущность людей и событий. Поэт старался не отступать от своей поэтической декларации, сформулированной им в стих. "Мечта": "Нужны слова высокого накала, / Неимоверно трудной простоты, / Чтобы, как в камне, песня высекала / Эпохи величавые черты". Сочетание возвышенного героического и обыкновенного, будничного найдено С. в романе "Даурия" (первоначальное название "Конные вихри") — в главном произведении писателя, посвященном судьбе забайкальского казачества. Ромом был задуман в 1934 как трилогия о революционном движении в Сибири. Первые главы "Даурии", напечатанные в альм. "Новая Сибирь" (1940), получили разноречивые отзывы критики. А. Дроздов сравнил "Даурию" со стоячим прудом, "вода которого не струится, не течет" (Литературная газета. 1940. 26 февраля) При обсуждении романа на конференции областных писателей в Москве обращалось внимание "на замечательные описания природы, знание быта, тонкую наблюдательность, чувство исторической перспективы". Наряду с этим выступающие отметили некоторую неточность и непоследовательности в развитии характеров героев (Литературная газета. 1940. 26 апреля).

В конце 1940 и начале 1941 журнал "Сибирские огни" напечатал главы 2-й части романа, но война помешала его закончить. К.Ф. Седых был призван в армию, служил фронтовым корреспондентом. В 1942 в Иркутске отдельной книгой вышли первые 3 части "Даурии". Отдельные главы из 2-й книги романа впервые были напечатаны в "Сибирских огнях" в 1946 и 1947 и в альманахе "Новая Сибирь" в 1946 и получили отрицательные отзывы. Б. Соловьев писал:

"Если в первой книге выразительно показано расслоение забайкальского казачества, его внутренняя борьба, то чем ближе к концу, тем более теряется сюжетная линия романа, вытесняемая хроникой, беспорядочным нагромождением материала, художественно не освоенного".

Критик усматривал искажение реальной картины Гражданской войны в романе, считая, что "главным „героем"" стал Каргин со своими "метаниями" и внутренними "противоречиями", "социально-политическую природу которого автор не понял глубоко". "Даурия" объявлялась Б. Соловьевым "идейно несостоятельной, плохо продуманной и опубликованной несвоевременно" (Культура и жизнь. 1947. 10 августа). Изд-ва (Иркутское и "Советский писатель") вернули рукопись автору. Дальнейшую судьбу романа решила рецензия Д. Шилова, бывшего командующего Восточно-Забайкальским фронтом. Выступивший в защиту К.Ф. Седых, он назвал выход в свет романа большим литературным событием и призвал переиздать роман большим тиражом. Полностью "Даурия" вышла в 1948 и выдержала более 20 переизданий. В 1950 за роман "Даурия" К.Ф. Седых была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Главная тема "Даурии" — Гражданская война в Забайкалье. Герои романа — жители приаргунского посёлка Мунгаловского, ведущие свою родословную от яицких казаков, участников пугачевского бунта, сосланных на каторжные работы в Нерчинск. С началом завоевания Амура из потомков разжалованных казаков было образовано Забайкальское казачье войско. Изображенные в "Даурии" события развертываются с 1854, когда забайкальцы разгромили высадившийся в бухте Де-Кастри английский десант, и до 1922 — времени окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке. В многоплановом повествовании несколько сюжетно-композиционных узлов — Русско-японская война и революция 1905, Первая мировая война и революция 1917, Гражданская война. Углубляясь в историю забайкальского казачества, К.Ф. Седых на примере судьбы трех поколений трудовой казачьей семьи Улыбиных прослеживает, как под воздействием революционных событий расшатывается казавшиеся ранее незыблемыми вековые устои. В романе даны яркие описания даурской природы, колоритно воссоздан казачий быт, забавы (сцены сельскохозяйственного труда, свадьбы, охота на волков и диких коз, скачки, осада снежного городка, быт приискателей, каторга). К.Ф. Седых вступал здесь в своеобразное соперничество с автором "Тихого Дона".

Первое поколение в романе представлено Андреем Григорьевичем Улыбиным, первым георгиевским кавалером в Забайкальском войске, отличившимся при обороне бухты  Де-Кастри. Вернувшись со службы, он женился, обзавелся хозяйством. Превыше всего в жизни он ставил службу верой и правдой "Богу, царю и отечеству", но этот традиционный закон во втором поколении нарушается. Из семьи этого казака-труженика выходят как ревностные защитники старых традиций (Северьян Улыбин), так и революционеры (Василий Улыбин, большевик, ближайший соратник С. Лазо, один из руководителей партизанского движения в Сибири). Третье поколение семьи Улыбиных представлено сыновьями Северьяна Романом и Ганькой. В развернувшейся Гражданской войне казачий автономист Северьян Улыбин пошел против брата и сына Романа, красного партизана, главного героя "Даурии".

Основное внимание в "Даурии" К.Ф. Седых уделяет классовым противоречиям, социальной дифференциации  казачества,  руководящей роли партии большевиков. Идейно-политическая заданность придает изображению некоторых героев и событий плакатность и схематизм.

Семейной хронике Улыбиных противопоставлена история семьи Чепаловых, живущих по др. законам (их богатство нажито обманом и преступлениями). Это два полюса, вокруг которых группируются образы романа.

Правдиво изображен в "Даурии" поселковый атаман Елисей Каргин, рачительный хозяин, храбрый воин, хранитель казачьих традиций. В обстановке гражданской междоусобицы он, как и Григорий Мелехов, трагически мечется, пытается найти третий путь и выбирает в конце романа эмиграцию, бежит за китайскую границу, опасаясь преследования красных и семеновцев.

Критика, причислявшая К.Ф. Седых к шолоховской школе, упрекала его в подражательности. А. Абрамович писал:

"Автор "Даурии" старается шагать в ногу с автором "Тихого Дона", не только в общем идейном плане, но и в конкретных способах осуществления своего идейного замысла" (Новая Сибирь. 1945. № 16. С. 178).

Он отмечал общность в плетении узлов конфликтов, в описании природы, в изображении характеров и многое другое. По его мнению, Роман Улыбин напоминает Григория Мелехова, Никула Лопатин — деда Щукаря, Сергей Ильич Чепалов — Сергея Платоновича Мохова. Осваивая сходный материал, К.Ф. Седых, стремившийся показать социальную неоднородность забайкальского казачества, в известной степени приближался к художественной манере Шолохова, вырабатывая при этом свой взгляд на предмет художественного исследования.

Из всех художественных средств "Даурии" наиболее слабым звеном оказалась композиция, отличающаяся рыхлостью и растянутостью, чему в немалой степени способствовала перенаселенность произведения второстепенными персонажами. Слабо очерченными оказались женские персонажи эпопеи. Запоминаются только Дашутка Козулина и Лена Гордова, возлюбленные Романа Улыбина, и Алена Набережная.

Роман "Даурия" был экранизирован, переведен на многие языки народов СССР и стран социалистического лагеря.

Сюжетным продолжением "Даурии" явился роман "Отчий край" (1958), позднее переизданный под названием "Сопки в огне" (1962). Читатель в нем вновь встречается с Романом Улыбиным, превратившимся из малограмотного парня в храброго командира партизанского отряда и большевика, с его дядей Василием, руководителем революционного движения в Сибири.

В судьбе Елисея Каргина произошел крутой поворот. Познав горечь чужбины, он, по примеру других беженцев, решает вернуться на родину. Колебания Каргина были типичны для значительной части казачества, как типично и его возвращение.

Критика наряду с художественными удачами (продуманная композиция) отмечала слабую связь героев романа друг с другом в сюжетном отношении. Они скорее просто современники одной эпохи (Павловский А. // Нева. 1958. № 4. С. 225-226).

К.Ф. Седых работал над третьей частью задуманной им трилогии, в центре которой — коллективизация. Этот замысел остался незавершенным.

Вслед за "Отчим краем" К.Ф. Седых переиздал свои стихи, вошедшие в сборник "Степные маки" (1969).

Сочинения

Романы

  1. Даурия (1948)
  2. Отчий край (1957)

Сборники стихов

  1. Забайкалье: Стихи. — Иркутск — М., 1933.
  2. Сердце: Стихи. — Иркутск, 1934.
  3. Стихи. — Иркутск, 1936.
  4. Родная степь: Стихи. — Иркутск, 1937.
  5. Праздник весеннего сева: Стихи. — Иркутск, 1940.
  6. Первая любовь: Стихи и песни. — Иркутск, 1945.
  7. Над степью солнце: Стихи. — Новосибирск, 1948.
  8. Солнечный край: Стихи. — Чита, 1950.
  9. Стихи и поэмы. — Иркутск, 1950.
  10. Степные маки: Стихи. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969. 

Антологии стихов

  1. Антология сибирской поэзии: Стихи / Сост. М. Сергеев. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — С. 401—403.
  2. Сибирские строки: Русские и советские поэты о Сибири / Сост. А. Преловский. — М.: Мол. гвардия, 1984.  — С. 152—155.
  3. Антология иркутской поэзии: Стихи / Сост. В. Козлов. — Иркутск: Сибирь, Иркутский писатель, 2000. — С. 71—76.
  4. Русская сибирская поэзия. Антология XX век: Стихи / Сост. Б. Бурмистров. — Кемерово, 2008. — С. 350—351.

Экранизации

  1. "Даурия" — художественный фильм (1971), в зарубежном прокате — "Dauria".

Литература

  1. Трушкин В.П. Литературный Иркутск. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. — С. 286—287,  305.
  2. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК "Культура", 1996. — С. 370.
  3. Ковальчико Е. Даурия // Огонек. 1949. 1937.
  4. Яновский Н. Советский исторический роман в Сибири // Сибирские огни. 1952. № 1.
  5. Войлошников П. Константин Седых. Абакан, 1959.
  6. Гура В. Обретая свое лицо // Подъем. 1959. № 2. 
  7. Абрамович А. Константин Седых — поэт // Енисей: альм. 1960. Книга 28.
  8. Мостков Ю. Песня о Забайкалье // Мостков Ю. Вторая встреча. Новосибирск, 1972.
  9. В. Н. Запевалов. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Т. 3. М. 2005.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 08 июля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.