САМПИЛОВ Цыренжап Сампилович (1893, улус Домно Еравна Еравнинского аймака, Бурятия — 31 июля 1953, Улан-Удэ), живописец, график.
Учился в Высшем государственном художественно-техническом институте (Москва, 1927—30). В 1930—35 преподавал в Институте культуры Бурятской АССР (Улан-Удэ). Участник выставок: Всесибирской выставки художников (1925, Новосибирск), изобразительного искусства Бурят-Монгольской АССР (1940, 1959, Москва), произведений художников автономных республик РСФСР (1971, Москва), «Художники Бурятии» (1973, Свердловск, Улан-Удэ). Член Союза художников (1933). Основоположник бурятского станкового реалистичного искусства. Для творчества Сампилова характерны простота и правдивость образной трактовки. В работах мастера нашли свое развитие богатые народные традиции орнаментально-декоративного искусства бурят. Народный художник Бурятской АССР (1935). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).
Награды: ордена Ленина, «Знак Почета».
Произведения: «Любовь в степи» (1925 или 27), «Арканщик» (1935), «В долине Жаргалантуя» (1945) — в Музее искусства народов Востока, Москва; «Въезд партизан в город Верхнеудинск в 1920 году» (1940), «Стадо» (1950) — в Бурятском республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова.
Лит.: Панкратова Е.А. Ц. Сампилов. Л.; М., 1962; Соктоева И.И., Хабарова М.В. Художники Бурятии. Л., 1976.
Е.А. Добрынина
Весной 1927 года Сампилов некоторое время отдыхал близ Читы, в курорте Кука. Он написал в Куке две широко известные картины «Пастух» и «Любовь в степи».
Картина «Пастух» автобиографична. Она навеяна воспоминаниями о детстве и юности художника. Загорелый и крепкий юноша – пастух в овчинной шубе с хворостиной в руке идет босиком по весенней траве, пристально следя за разбредшимися по степи овцами и козами, как бы вспенившими белями гребешками зеленый степной простор. Ветхая, в заплатках и дырах шуба пастуха, из которой он давно вырос, босые, исколотые травой ноги, непокрытая голова, котомка за плечами – все это говорит о той бедности, заставившей наняться в батраки и с утра и до вечера пасти чужой скот. Здоровьем и силой веет от всего облика пастуха, от его крепкой фигуры, энергичной походки, от его больших и сильных рук, привыкших с детства к работе.
Окружающие пастуха козы и овцы охарактеризованы, каждая из них по-разному. Здесь ярко проявились те подлинные знания животных, которые накопились у художника, со времени его пастушеской жизни. Сампилов не только изображает коз и овец вообще, а выявляет особенности и повадки животного, наделяя каждого характерными чертами.
Вторая крупная работа, написанная также весной 1927 года «Любовь в степи». Эта картина чарует, прежде всего, выражением светлой радости, трепетом порывистой молодой жизни, свежестью искренних человеческих чувств. В ясный весенний день по широкой забайкальской степи медленно идут двое молодых всадников – бурят и бурятка в национальных одеждах. Молодой человек, сильный, широкоплечий, молодцевато сидя в седле и сдерживая поводьями горячего коня, склонился в сторону спутницы. Приветливо улыбаясь он говорит ей слова, от которых ее лицо озаряется чуть заметной улыбкой радости и смущения. Робость и сдержанность ощущаются во всем ее скромном облике: и в легкой улыбке, и в потупленных глазах, и в напряженно-горделивой постановке головы, и в подчеркнутой прямизне ее стана.
Своеобразным дополнением к этому является и характеристика лошадей: сильный, горячий, с резко откинутой в сторону головой гнедой конь всадника и спокойная, тихая лошадка всадницы. Сцену объяснения в любви двух молодых людей художник представил просто, сердечно, с пленительной чистотой и тактом. Тема любви, одна из вечных тем искусства, нашла здесь возвышенное радостное, светлое и национально-конкретное выражение.
«Любовь в степи» - это первый поэтический рассказ в бурятской живописи о жизни бурятского народа. Большое значение этого произведения состоит еще и в том, что оно является примером реалистического, глубоко правдивого отображения и раскрытия национального характера народа, своеобразия его быта и особенностей природы края.
Сампилов принадлежал к числу самобытных художников со всеми особыми войствами, которые присущи их дарованию. Еще В.Г. Белинский, характеризуя особенности самобытных художников, писал: «… изо всех признаков, которыми отличается талант природный от таланта случайного, для меня разительнее следующий: талант самобытный всегда успевает, когда не выходит из своей сферы, когда остается верен своему направлению, и всегда падает, когда хватается не за свое дело… ». Из большого числа живописных и графических произведений, созданных художником в 1930-е годы, лучшими являются картины и рисунки, посвященные народной бурятской жизни, и, прежде всего, изображению труда пастухов и табунщиков.
В начале 1930 годов в рисунках и акварелях художника все чаще появляются изображения погони всадника за лошадью в степи. К этому знакомому и всегда волновавшему его эпизоду степной жизни Сампилов обращался много раз, показывая его различные моменты: то это начало погони, то ее конец, когда аркан обвивался вокруг шеи преследуемого коня, взвивающего на дыбы. На эту тему художником было написано и несколько картин. Наиболее известными из них являются два варианта картины «Арканщик», выполненные в 1935 и 1938 г.
В картине 1935 года всадник-бурят мчится по вечереющей степи в погоне за пегой лошадью. Могучий светло-рыжий конь распластался в стремительном беге, словно летя над степью. Всадник, крепко сидя в седле, с силой подался вперед и вот-вот набросит длинный аркан на шею преследуемого коня, который с развевающейся гривой на ветру легко несется впереди.
Сампилов заставил зрителя остро почувствовать удаль и ловкость арканщика, увлечься красотой этой сцены. Благодаря низкой линии горизонта фигуры арканщика, увлечься красотой этой сцены. Благодаря низкой линии горизонта фигуры арканщика и коня, четко выделяясь на фоне облаков, главенствуют в необъятном степном просторе. Свежая зелень сочной травы и золотистые облака образуют основную цветовую гамму картины, горячую и насыщенную.
С еще большим мастерством написан «Арканщик» 1938 года. Момент преследования убегающего коня передан еще захватывающе. Укрепленная на длинном шесте петля аркана занесена уже над его спиной. Всадник, подавшись вперед, стоит на стременах, готовясь накинуть аркан. Чуть поодаль виден еще один бегущий пегий конь. Создается впечатление, что впереди Арканщик движется большой табун. Быстрота погони, ее азарт переданы прежде всего через остро выраженное движение всадника и коня. Оно исполнено предельного напряжения и вместе с тем естественно и убедительно. Напряженный ритм картины усиливается расположением облаков. Легкие, золотисто-белые, они в левой части картины покрывают все небо, а в середине и справа создают в сочетании с блекло-голубым небом, такие по своим очертаниям массы, которые подчеркивают направленность движения влево, т.е. туда, куда мчатся лошади. Композиция картины «Арканщик» отличается большой собранностью и лаконизмом.
29 октября 1949 года на заседании Президиума Оргкомитета Союза художников СССР было проведено обсуждение декадной выставки изобразительного искусства Бурятии. В обсуждении участвовал и первый учитель Сампилова – скульптор Жуков. Искусствовед Вейерман, касаясь работ Сампилова, сказал: «Когда смотрю на работы Сампилова, то я чувствую, что художник наделяет природу каким-то чувством внутренней одухотворенности. Образы, созданные Сампиловым, невольно вызывают у меня в памяти те народные легенды, которые созданы в Бурят-Монголии, в которых не только люди, но и все живое наделено способностью мыслить, чувствовать и разговаривать. У него какая-то связь с фольклором, умение подойти к каждому явлению очень непосредственно».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей