САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРОВЕРОВ В СИБИРИ. Со 2-й половины XVII в. в Европейской России и за Уралом, параллельно с закреплением норм крепостничества в Соборном уложении и нарастанием абсолютистических черт в структуре государственной власти, возникает новое явление — массовые самосожжения под лозунгами защиты старой веры и борьбы за старые мирские права.Этим явлением ознаменованы определенные изменения в массовом политическом и религиозном сознании, широкое распространение разнообразных теорий о наступившем или вплотную приблизившемся конце света, царстве антихриста, о российских государях как земных воплощениях антихриста или верных его слугах, о необходимости бегства в глухие леса и горы из мира победившего зла, о душеполезности гибели от рук слуг антихриста. Зачастую самосожжения были спровоцированы действиями властей, причем не только кровавыми преследованиями староверов, но и увеличением налогового бремени, насилиями и коррумпированностью чиновников, тяжелыми последствиями реформ.
Самосожжения («гари») обычно происходили в тайных лесных убежищах, куда от новых несправедливостей и преследований уходили десятки и сотни окрестных жителей, готовых стоять до смерти за свои права. Весьма показателен тот бесспорный факт, что среди них часто были не одни ревнители старой веры, но и недавние прихожане РПЦ. Бежавшие строили в лесах избы, часовню, внешние укрепления, заранее запасались горючими материалами: порохом, смолой, берестой, дровами. Вести о таких скоплениях беглецов доходили до властей, которые отправляли к ним «увещевателей» с приданными воинскими командами. Начинались переговоры, в ходе которых беглецы часто выдвигали устные или письменные требования, разъясняли свои действия ссылками на тексты Священного Писания и Священного Предания. Изредка такие переговоры заканчивались благополучно: получив обещание выполнить конкретные требования, провести сыск о насилиях мест, властей, собравшиеся расходились по домам. Но, как правило, переговоры завершались приказанием штурмовать незаконное поселение и немедленным самосожжением. Вместе с тем и такой исход часто приводил к следствию о местных злоупотреблениях, а подчас также к уменьшению податей и повинностей. Немалую роль массовые самосожжения сыграли в общем значительном смягчении законодательства о старообрядцах при Екатерине II.
Первым сибирским самосожжением была состоявшаяся 6 января 1679 «гарь» на реке Березовке в Тобольском уезде, организованная известным старообрядческим деятелем Доментианом; в ней погибло, по одним сведениям, 2 тыс., по другим — 1,7 тыс. чел. В том же 1679 произошло самосожжение в Мехонской слободе, а еще одно удалось предотвратить. Тогда же около 40 чел., собравшихся для самосожжения в селе Мостовка, перечислили в пространной «сказке» насилия и вымогательства местного приказчика и просили оставить их в старой вере. В 1682 в Утяцкой слободе Тобольского уезда сгорело 104 человек, в 1687 в лесу близ Киргизской слободы Верхотурского уезда — 100, на реке Пышме в деревне Боровиковой Куяровской слободы — до 150, на реке Тегень в Тюменского уезде — более 300 человек. В 1688 произошла «гарь» в Новой Деревне близ Красноярска, в ней погибло около 30 служилых. В том же году в Верхотурском уезде сгорели семьи известных староверов Лепихиных, в деревне Реченге на Пышме — еще около 50 человек, на реке Юрмыч в Киргинской слободе — более 50 человек.
Вспышка самосожжений в 1680-е гг. во многом объясняется принятием жесточайших законов против староверов при царевне Софье. Провозглашение веротерпимости в 1-е годы правления Петра I способствовало значительному сокращению «гарей». Однако возобновление преследований ревнителей «старой веры», обложенных двойной подушной податью, как и вообще введение новой податной системы с регулярными «ревизиями», внедрение тяжелой системы рекрутчины, крепостнических отношений в промышленности снова привели к нескольким «гарям».
В декабре 1715 военная команда была послана против Кошутской пустыни в тюменских лесах. Здесь действовали руководители умерен, крыла поморского согласия братья Украинцевы, но прямое военное насилие и тут привело к трагедии, в которой погибло 149 человек.
Целая серия самосожжений сопровождала Тарский бунт 1722 и последовавший за ним в 1722—25 кровавый розыск, развернувшийся по всей Западной Сибири. Первые вспышки этих протестов еще в конце 1721 — начале 1722 (самосожжение в деревне Ировской Абацкой волости, «гари» в Ишимской слободе) были вызваны попыткой провести 1-ю перепись населения для подушного обложения. Непосредственно с Тарским бунтом связаны «гари» в скиту И. Смирнова под Тарой и еще 6 самосожжений: 2 «гари» на реке Пышме (545 погибших), самосожжения в тюменской деревне Зыряновской, в деревне Коркиной Ялуторовского дистрикта, в деревне Ировской Абацкой волости, в деревне Камышевской на Исети (удалось предотвратить лишь 1 такую попытку — в верховьях реки Ук). Крупнейшей в этой серии самосожжений можно назвать Елунскую «гарь», когда около 600 человек, бежавших от тарского розыска в созданный Украинцевыми алтайский скит, сначала отстреливались от посланной для их ареста военной команды, ранив ее командира, а затем предали себя огню.
К 1730-м гг. относятся 2 крупных самосожжения. 31 августа 1739 попытка властей вести следствие о принадлежности к старообрядчеству по категории «государева слова и дела» привела к самосожжению 75 человек в деревне Толоконцевой Тарского уезда; здесь вел свою проповедь участник Тарского бунта И. Смирнов. Попытка провести массовое «обращение из раскола» при подготовке и проведении II ревизии в значительной мере сорвалась из-за крупного самосожжения 12 ноября 1739 в алтайской деревне Н. Шадрина Кузнецкого уезда, когда во время штурма лесных крестьянских укреплений сгорело более 300 человек. Попытка широкого розыска о масштабной записи в раскол по II ревизии была свернута, тем более что в 1742—46 произошли еще 3 «гари».
Последняя крупная вспышка сибирского самосожжений приходится на 1750—56 и связана прежде всего с энергичной попыткой митрополита Сильвестра (Гловатского) при поддержке собственной вооруженной силы немедленно покончить с явными нарушениями сурового антираскольнического законодательства в его епархии. В ответ на его действия произошло более 20 масштабных и малых «гарей», в т. ч. в 1750 под Челябой (12 жертв), у деревни Зайковой (13 человек), под Тугулымом (61 человек), у деревни Смолиной Бутковской слободы (64 человека), в деревне Бурмистровой (6 семей); в 1751 под Исетском (61 человек), у Куртамышской слободы (72 жертвы, из коих лишь 9 староверов), у тюменской деревни Гусевой (74 человека), у деревни Береговой (33 человека), близ Буткинской слободы (64 человека), близ Исетска (4 человека), на заимке у деревни Обаниной Исетской провинции (5 человек), у села Кармацкого (25 человек); в 1752 у деревни Короли Окуневского острога (7 человек), у деревни Куртовой Краснослободского острога (14 человек). В 1753 у тюменской деревни Лучинкиной произошло крупное самосожжение, унесшее 201 жизнь. Но и оно не вызвало изменения репрессионного законодательства, хотя светская власть на деле все менее признавала необходимость опустошительной политики немедленного искоренения староверия. 15 июня 1756 на Алтае произошло последнее крупное сибирское самосожжение — Чаусская гарь, унесшая жизни 172 человек.
И лишь Екатерина II, наконец, учла страшный опыт самосожжений. Ее либеральное законодательство, направленное на «сбережение подданных» и возвращение трудолюбивых староверов из-за рубежа, реально изменило обстановку и привело к исчезновению массовых самосожжений. Впрочем, их единичные случаи встречаются не только в XIX, но и в XX в.
Лит.: Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей