САМИЗДАТ в Сибири и на Дальнем Востоке, несанкционированный выпуск и тиражирование печатной продукции — уникальное социально-культурное явление, получившее широкое распространение с середины 1950-х гг.
В условиях монополии государства на массовую информацию Самиздат являлся альтернативным коммуникационным каналом, средством для выражения политических, социальных, литературных, музыкальных и другх позиций и взглядов в обход официальной цензуры.
Тематический спектр неподцензурных изданий, распространявшихся в Сибири и на Дальнем Востоке, разнообразен. Широкое хождение имел литературный Самиздат: самодельные копии художественых произведений опальных авторов, неформальные альманахи и журналы. Создателем неподцензурной периодики была в основном молодежь, реализовывавшая творческие замыслы вопреки бюрократическим препонам. В период от «оттепели» до «перестройки» в регионе увидели свет более 20 самиздат, журналов и альманахов. В их числе — иркутские неформальные студийные издания «Свободное слово» (1956), «Подснежник» (1957), «Архивариус» (1980), «Литературные тетради» (1982), «Свеча» (1983), рукописные журналы «Иртышские волны» (Омск, 1957), «Умслопогас» (Барнаул, 1959) и «Белые тени» (Томск, 1968), машинописный журнал «Гиршфельдовцы» (Красноярск, 1962), новосибирские самодеятельные журналы «Начало» (1960—62) и «Амальтея» (1977—88), неподцензурные альманахи «Бестиарий» (Новосибирск, 1984—85), «Созвездие» (Тюмень, 1984) и др.
Рост критических настроений и зарождение элементов гражданского общества обусловили распространение текстов социально-политической тематики: значимых выступлений ведущих ученых, публицистических заметок, документов правозащитного движения. В связи с проходившими в центре страны судебными процессами по делам «инакомыслящих» самостоятельное хождение приобрели письма-обращения к властям страны. Одновременно в регионе циркулировали документы формирующихся национальных движений: письма евреев-«отказников» в защиту права на репатриацию, обращения советских немцев с просьбой о выезде в ФРГ. Местный политический Самиздат был также представлен программными текстами нелегальных групп и кружков, периодически возникавших в регионе во 2-й половине XX в. Примеры подобного Самиздата — листовки молодежных организаций «Стон» («Сибирское тайное общество народовольцев», Мариинск, 1959), «Союз новых коммунистов» (Новокузнецк, 1961), «Союз молодых продолжателей революции» (Красноярск, 1972), «Движение за коммунистическое возрождение» (Владивосток, 1982), «Коммунистический союз молодежи "Солидарность"» (Новосибирск, 1982), «Марксистский рабочий союз» (Иркутск, 1985) и др.
Особый пласт неподцензурной печатной продукции, тиражировавшейся в регионе, составлял религиозный Самиздат. Самостоятельным изготовлением и распространением печатной продукции, удовлетворявшей духовные потребности верующих, занимались приверженцы практически всех действовавших на территории Сибири и Дальнего Востока конфессий. Наиболее распространен был христианский, преимущественно протестантский, самиздат. Наряду с каноническими трудами, излагающими основы вероучения, и учебно-религиозной литературой выпускались информационные материалы: «Информационный листок барнаульской гонимой Церкви евангельских христиан-баптистов» (1971), «Информационная служба христиан веры евангельской — пятидесятников» (Находка, 1976).
Необходимость устранения информационного дефицита обусловила появление в регионе несанкционированных изданий, предназначенных определенным группам читателей. Новосибирские последователи индианистского движения выпускали в начале 1980-х гг. самиздат, журнал «Вампум» с историческо-этнографическим уклоном. Студенты Новосибирского государственного университета на протяжении 15 лет систематизировали разрозненные сведения 0 направлениях современной музыки, создав в результате «многотомную» (12 условных томов) машинописную «Рок-энциклопедию». В 1-й половине 1980-х гг. в регионе стали выходить специализированные периодические рок-издания. В Новосибирске увидели свет рок-газета «ИД» (1984—85), 3 номера (16—18) неформального общесоюзного издания «Квадрат» (1981-85), журнал «Стебль» (1986), альманах «Блин» (1986).
В Тюмени был выпущен машинописный рок-журнал «Проблемы отоларингологии» (1985). Формально цензура массовой информации была отменена лишь осенью 1990, фактически легализация самиздательские прессы произошла во 2-й половине 1980-х гг. Происходила постепенная трансформация классического самиздата в «неформальную» печать.
Лит.: Кушнир А.И. Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата (1967—1994). Н. Новгород, 1994; Самиздат века. Минск; М., 1997; Харитонов Е.В. Фантастический самиздат. 1967—1999. Липецк, 1999; Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2001; Собрание документов самиздата. Мюнхен: Радио «Свобода». Т. 3, 14, 15, 24, 25, 27, 28, 29.
Е.Н. Савенко
Самиздат явно начинался с гусиных перьев, папируса и прочих примитивных средств. Классический советский самиздат предполагал два варианта исполнения: или по стопам Софьи Андреевны Толстой — переписка много раз от руки, или несколько закладок под копирку на пишущей машинке. Во времена СССР, когда ксероксы запирали на ночь в железный ящик, а простые пишущие машинки в учреждениях были под строгим контролем, широкое распространение среди научной интеллигенции (склонной в силу здоровой самоуверенности к отдельным проявлениям вольномыслия) получил способ распечатки целых книг на принтерах. Особо ловкие умельцы ухитрялись делать книги даже на пишущих машинках, пристроенных к болгарским ЭВМ для распечатки текстовых сообщений. Книга в таком случае приобретала вид античного свитка, читать ее было неудобно, но ради Булгакова или Набокова люди соглашались терпеть неудобства. Что неудобства, если за того же Платонова, Солженицына или западных леворадикальных философов можно было и срок получить!
Во второй половине 80–х, как уже говорилось, количество изданий выросло за короткое время в десятки раз. На короткое время в среде самиздата появилось даже некоторое подобие конкуренции и противоположные по идеологии (например, демократические и православно–монархические) издания старались выходить как можно чаще и как можно большим тиражом. Тут в ход пошли все варианты и возможности, ведь «пять закладок на пишущей машинке нужное количество раз» было явно недостаточно. Использовалась множительная техника предприятий и организаций (особенно заводских и вузовских многотиражек, но за деньги можно было найти доступ и в военные типографии). Примерно в этот момент и появилось разделение технологического процесса на две стадии: изготовление макета и тиражирование. До этого каждый экземпляр журнала мог представлять собой отдельный артефакт, отличающийся от своих собратьев оформлением и — в случае тиражирования посторонним человеком или из каких–то внутренних соображений — даже содержанием. В конце 80–х широкое распространение получила техника машинописного набора текстов, склеивания между собой нескольких статей на один лист формата А3 и даже А2 и дальнейшее тиражирование в служебное время на служебной же технике.
Но постепенно машинопись сменялась компьютерным набором и распечаткой на принтерах. Компьютер имел то очевидное преимущество, что один и тот же макет можно было перевозить в относительно компактном виде (на дискетах) при необходимости даже за пределы страны. Кроме того, компьютер значительно сокращал время изготовления макета, а в исключительных случаях и тиражирование производилось на принтере.
Существовали несколько основных способов изготовления макета. Коллаж — скорее из любви к искусству (очень трудоемко), машинопись — как правило, первая стадия, за которой следует расширение материально–технической базы, матричный принтер — скорее из–за того, что доступ к нему проще, чем к чему–то другому. Высшая стадия — макет на лазерном или струйном принтере, офсетная печать в типографии тиражом до 1000 экземпляров. Что предпочитал конкретный редактор(3) — зависело только от него самого, его связей и финансовых возможностей.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей