САКАЧИ-АЛЯНСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ. Расположены в среднем течении Амура на правом берегу. Обследованы и опубликованы А. П. Окладниковым.
Обнаружены более 100 лежащих на песчаных отмелях базальтовых валунов, на которых выявлены древние рисунки. Изображения нанесены техникой точечной выбивки. Большинство их относится к эпохе неолита, часть к мохэскому времени. Главным сюжетом являются своеобразно стилизованные, разнообразные в деталях антропоморфические лица овальной, яйцевидноовальной, сердцевидной, трапециевидной, подпрямоугольной, с овальной вершиной и прямым основанием, череповидные формы. Имеются изображения отдельных элементов человеческого лица (глаза, рот, ноздри). Контуры личин часто заполнены прямыми линиями, спиралевидными узорами, точками, возможно, обозначающими раскраску или татуировку. Некоторые личины оконтурены по периметру лучами, а также изображениями волос и украшений. Размеры рисунков от почти метровых до миниатюрных.
Сходство личин с изображениями на неолитной посуде позволяет отнести Сакачи-Алянские петроглифы к вознесеновской культуре. Присутствуют изображения лодок, имеющих дугообразную форму, с приподнятыми носом и кормой. На лодках вертикальными черточками показаны люди, порой с раздвоенными в виде рожек головками. Кроме того, к неолитским, очевидно принадлежат изображения животных — лосей, лошадей, кабанов, медведей, рептилий. Изображения имеют «скелетное» и спиральное заполнение, напоминающее заполнение личин. А.П. Окладников наметил 4 хронологических пласта Амурских (в т. ч. Сакачи-Алянских) петроглифов. К I фазе отнесены примитивные по стилю изображения животных и птиц, а также парциальные череповидные личины. Ко II фазе (IV–III тыс. до н. э., время кондонской и вознесеновской культур эпохи неолита) — личины, заполненные разнообразными узорами, и изображения водоплавающих птиц. К III фазе (II — нач. I тыс. до н. э.) — изображения антропоморфных личин и лосей с усиленными тенденциями их орнаментации и абстрактности. К IV фазе (кон. I тыс. до н. э. — нач. I тыс. н. э.) — изображения, выполненные техникой резьбы, с использованием в орнаментации прямых линий.
Лит.: Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. Л., 1971; ОЫаёткою А. Апаепг, Агт, ог иге Атиг Еедюп. Ь., 1981.
На самом деле неизвестно, каким образом появились эти забавные и интересные рисунки на камнях, их возраст намного больше, чем возраст самого старого нанайского сказания. Петроглифы Сикачи-Аляна предположительно появились в тот же период времени, когда были построены египетские пирамиды.
Всего в Сикачи-Аляне найдено около 300 рисунков, которые растянулись на пять километров, начиная с утеса Сакачи до конца деревни Малышево. Амур большую часть года заливает песчаные берега и в месте с ними и валунные россыпи. Некоторые из них можно увидеть только весной и осенью, когда снижается уровень воды и река ненадолго открывает их. Вероятно, многие уникальные камни погребены в песке. Они безмолвны для истории.
С некоторых наиболее известных валунов с петроглифами были сняты точные копии, сделаны бетонные муляжи. Муляжи с петроглифами Сикачи-Аляна являются частью экспозиции Хабаровского музея археологии (филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова).
Археологи предполагают, что дикие лошади, изображённые на валунах, водились в Приамурье только в ледниковый период.
Среди петроглифов встречается изображение мамонта, возможно древние люди охотились на них.
Поздние петроглифы датированы III тысячелетием до н. э. и выдолблены железными инструментами.
Петроглифы расположены в затапливаемой зоне (в отдельные периоды года не видны), во время весеннего ледохода могут повреждаться льдинами.
Всего сделано около 150 научных описаний отдельных наскальных изображений. В настоящее время петроглифов несколько меньше.
Предполагается, что часть петроглифов не видна (валун перевёрнут изображением вниз).
Предполагается, что часть валунов с петроглифами утрачена — снесены проплывающими весной льдинами и находятся на дне реки.
В месте расположения петроглифов организован музей под открытым небом.
Петроглифы Сикачи-Аляна являются местом религиозного поклонения (шаманизм) и национальным символом нанайского народа.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей