Новости

Сакачи-Алянские петроглифы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

САКАЧИ-АЛЯНСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ. Расположены в среднем течении Амура на правом берегу. Обследованы и опубликованы А. П. Окладниковым.

Обнаружены более 100 лежащих на песчаных отмелях базальтовых валу­нов, на которых выявлены древние рисунки. Изображения нанесены техникой точечной выбивки. Большинст­во их относится к эпохе неолита, часть к мохэскому времени. Главным сюжетом являются своеобразно стилизованные, разнообразные в деталях антропоморфические лица овальной, яйцевидноовальной, сердцевидной, трапециевидной, подпрямоугольной, с овальной вершиной и прямым осно­ванием, череповидные формы. Имеются изображения отдельных элементов человеческого лица (глаза, рот, ноздри). Контуры личин часто заполнены прямыми линиями, спиралевидными узорами, точками, возможно, обозначающими раскраску или татуировку. Некоторые личины оконтурены по пери­метру лучами, а также изображениями волос и укра­шений. Размеры рисунков от почти метровых до миниатюрных.

Сходство личин с изображениями на неолитной посуде позволяет отнести Сакачи-Алянские петроглифы к вознесеновской культуре. Присутствуют изображения лодок, имеющих дугообразную форму, с приподнятыми носом и кормой. На лодках вертикальными черточками показаны люди, порой с раздво­енными в виде рожек головками. Кроме того, к неолитским, очевидно принадлежат изображения животных — лосей, лошадей, кабанов, медведей, рептилий. Изображения имеют «скелетное» и спиральное заполнение, напоми­нающее заполнение личин. А.П. Оклад­ников наметил 4 хронологических пласта Амурских (в т. ч. Сакачи-Алянских) петроглифов. К I фазе отнесены примитивные по сти­лю изображения животных и птиц, а также парциальные череповидные личины. Ко II фазе (IV–III тыс. до н. э., время кондонской и вознесеновской культур эпохи неоли­та) — личины, заполненные разнообразными узорами, и изображения водоплавающих птиц. К III фазе (II — нач. I тыс. до н. э.) — изображения антропоморфных личин и лосей с усиленными тенденциями их орнаментации и абстрактности. К IV фазе (кон. I тыс. до н. э. — нач. I тыс. н. э.) — изображения, выполненные техникой резьбы, с использованием в орнаментации прямых линий.

Лит.: Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. Л., 1971; ОЫаёткою А. Апаепг, Агт, ог иге Атиг Еедюп. Ь., 1981.

В.И. Молодин

На самом деле неизвестно, каким образом появились эти забавные и интересные рисунки на камнях, их возраст намного больше, чем возраст самого старого нанайского сказания. Петроглифы Сикачи-Аляна предположительно появились в тот же период времени, когда были построены египетские пирамиды.

Всего в Сикачи-Аляне найдено около 300 рисунков, которые растянулись на пять километров, начиная с утеса Сакачи до конца деревни Малышево. Амур большую часть года заливает песчаные берега и в месте с ними и валунные россыпи. Некоторые из них можно увидеть только весной и осенью, когда снижается уровень воды и река ненадолго открывает их. Вероятно, многие уникальные камни погребены в песке. Они безмолвны для истории.

С некоторых наиболее известных валунов с петроглифами были сняты точные копии, сделаны бетонные муляжи. Муляжи с петроглифами Сикачи-Аляна являются частью экспозиции Хабаровского музея археологии (филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова).

Археологи предполагают, что дикие лошади, изображённые на валунах, водились в Приамурье только в ледниковый период.

Среди петроглифов встречается изображение мамонта, возможно древние люди охотились на них.

Поздние петроглифы датированы III тысячелетием до н. э. и выдолблены железными инструментами.

Петроглифы расположены в затапливаемой зоне (в отдельные периоды года не видны), во время весеннего ледохода могут повреждаться льдинами.

Всего сделано около 150 научных описаний отдельных наскальных изображений. В настоящее время петроглифов несколько меньше.

Предполагается, что часть петроглифов не видна (валун перевёрнут изображением вниз).

Предполагается, что часть валунов с петроглифами утрачена — снесены проплывающими весной льдинами и находятся на дне реки.

В месте расположения петроглифов организован музей под открытым небом.

Петроглифы Сикачи-Аляна являются местом религиозного поклонения (шаманизм) и национальным символом нанайского народа.

Читайте в Сибириаде:

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири