Новости

«С Иркутском связанные судьбы». История создания сборника

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

«С Иркутском связанные судьбы» сборник историко-биографических очерков, автор — поэт Марк Сергеев. Первый том из неоконченного автором литературно–документального цикла о первожителях и землепроходцах, первооткрывателях Сибири. Книга увидела свет в 1986 году в «Восточно-Сибирском книжном издательстве», в городе Иркутске.

Краткие данные об издании

Марк Сергеев. С Иркутском связанные судьбы, Том 1. — Иркутск: Восточно-Сибирское книж. изд-во, 1986. — 320 с., ил. Твердый переплет.

Содержание:

К читателю.

Часть 1.

Прадед Пушкина.

Сибирские злоключения арапа Петра Великого.

Часть 2.

Русские американцы.

Часть 3.

Николай Полевой

Иркутский отец Московского телеграфа.

Часть 4.

Сергей Трубецкой…

Из нашего города - В. Ивашковский.

Литература.

Причины появления книги

В 1960–70-е годы в СССР был велик интерес к подлинной истории России, ведущей своё начало не с 1917 года, а вбирающей всё многообразие достоверных событий и разрозненных фактов. М.Д. Сергеев вместе с сибирскими учёными-историками начинает работу по созданию истории Сибири, восстановлению забытых имён, популяризации нового исторического знания. Важно было определить место и вклад сибиряков в российскую историю именно в годы активного промышленного освоения Сибири.

Ещё одной причиной обращения к жанру литературной биографии было признание уникальности каждой человеческой судьбы и присущая, как каждому культурному человеку, потребность осмысления и выстраивания собственной жизни.

Наконец, работа над созданием биографии позволяла удовлетворить давнюю не проходящую страсть к книге, чтению, разысканию нужной информации. Все опубликованные литературные биографии М.Д. Сергеева связаны с развитием следующих тем, интересующих его на протяжении всей жизни: А.С. Пушкин, декабристы, сибирская литература, сибирские писатели и судьбы иркутян, осваивающих российские и американские окраины. В историческом измерении его взгляд углублялся до эпохи Петра I, первой четверти XVIII века.

Источники и художественные методы

В основе литературных биографий М.Д. Сергеева лежат подлинные исторические факты, извлечённые из материалов центральных и сибирских архивов, факты из редких книг, хранящихся в фондах научных библиотек, переписка исторических лиц, газетные публикации, отражающие как общий поток истории, так и жизнь каждого из героев очерков. Как правило, писатель сопровождал каждый очерк списком источников и использованной литературы, но даже если бы он не делал этого, читатель всегда увидел бы источники исторической основы в самом тексте. Это был один из принципов автора – указать на подлинность исторического факта.

В работе над литературными биографиями М.Д. Сергеев шёл двумя путями. Первый путь – накопления информации. Задача здесь – создать полноценный, исторически достоверный образ человека или эпохи. При таком подходе автор как бы самоустраняется, документы говорят сами за себя. Так построено большое историческое полотно «Своей судьбой гордимся мы», составленное из документов, связанных с судьбой декабристов. Из стихов, писем, дневников и документов, касающихся жизни А.С. Пушкина, составлен очерк «Вся жизнь – один чудесный миг». Явное авторское присутствие в этих литературных биографиях сводятся к минимуму, к самому необходимому комментарию. Но воля автора очевидна в детально продуманной композиции, в подборе источников, в тонких сопоставлениях и игре контрастами.

Второй путь работы М.Д. Сергеева над литературной биографией можно назвать созданием «эффекта реальности» (термин Р. Барта). Как известно, в романе XIX века такой эффект создавался деталями, которые… создают впечатление, что упомянутый предмет или поступок «просто имели место». Таких деталей в очерках М. Сергеева очень много, на них, собственно, держится вся конструкция текста. Примеры: старинный перстень на чёрной руке Ибрагима Ганнибала, подарок короля Сандвичевых островов Тамеамеа Александру Андреевичу Баранову – королевский плащ и шлем, украшенный перьями невиданных птиц, сложнейшая математическая книга, которую пытался одолеть Н. Полевой в тягостные вечера между допросами, и многие другие.

Эффект реальности достигается и постоянным сопоставлением событий из жизни героев очерков с событиями, происходящими в Иркутске и России. При этом М.Д. Сергеев опирается на «Иркутскую летопись» П.И. Пежемского и В.А. Кротова, записки историков и путешественников. Читатель, следящий за развитием событий жизни Г.И. Шелихова или И.А. Кускова, других героев очерков, хорошо представляет себе Иркутск, Уналашку или Ново-Архангельск того времени.

Иллюзия реальности создаётся и с помощью введения «открытого голоса» автора. Как правило, уже в первых строках повествования автор заключает с читателем некий договор, на основе которого будут выстраиваться их дальнейшие взаимоотношения. При этом автор представляет себя, круг своих интересов, смысловую задачу, литературную оптику будущего очерка.

Излюбленный путь повествования М.Д. Сергеева в литературных биографиях – детальное восстановление поиска информации о герое, осуществляемой в разные времена и на разных пространствах. Казалось бы, это самый бесхитростный и банальный повествовательный ход, позволяющий засвидетельствовать сложность поисков и тем самым утвердить ценность проделанной работы и уникальность судьбы героя очерка. На самом деле это не так тривиально, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что повествование от первого лица – вещь не простая. Сама возможность повествования от первого лица связана со способностью человека воображать себя другим, мысленно смотреть на себя глазами другого. В то же время местоимение «Я» – магический кристалл узнавания и превращения. «Я» автора даёт читателю возможность узнать в нём собственное «Я», достроить в воображении необходимую, пусть условную картину жизни. Таким образом автор способствует активному восприятию биографии читателем, в соответствии с собственным пониманием личности героя.

«Внушение» читателю зачастую происходит через авторские размышления, полные сомнений, противоречий по поводу нераскрытых тайн и требующих ответа вопросов. Так, очерк о жизни В. Кюхельбекера в ссылке выстраивается вокруг поиска ответа на вопрос: почему он в 1837 году ни слова не написал об А.С. Пушкине. При этом М.Д. Сергеев включает в свои рассуждения информацию о людях, которые вопреки приказам и запретам содействовали переписке опального декабриста, восстанавливает время, когда В. Кюхельбекер узнал о гибели Пушкина, говорит о взаимоотношениях братьев во время ссылки, об их быте и т.д. И лишь в записи Кюхельбекера от 17 ноября находит ответ: «...писать не было о чём, кроме горя». На основании этой записи автор делает вывод: декабрист онемел от горя. Но такой вывод может показаться читателю не вполне убедительным и доказательным, поэтому автор включает в повествование упоминание о пристрастном чтении Кюхельбекером произведений Пушкина и о двух видах чтения, признаваемых декабристом. Он считал, что бывает чтение глазами духа, когда мысленный взор читателя проникает в душу автора, роднится с ней, когда читателю ясен не только верхний слой, который виден любому, но и то, что таилось в душе творца, что двигало его мысли и чувства; и чтение глазами тени, когда для скользящего взгляда суть непроницаема, когда тайный замысел творца закрыт за семью печатями. Вынеся в заглавие очерка о Кюхельбекере слова «Глазами духа» М.Д. Сергеев завершает собственные размышления, полные сомнений и колебаний, по поводу поставленного вопроса.

Во многие биографические очерки М.Д. Сергеев включает стихи, посвящённые героям очерков, что позволяет в ещё большей полноте выразить позицию повествователя.

Значение книги

Можно выделить и другие особенности литературных биографий М.Д. Сергеева, при этом несомненным останется одно: его очерки всегда сообщают нам (не в последнюю очередь самой формой) гораздо больше, чем просто сведения о жизни знаменитого человека. Независимо от того, стремится ли автор держаться лишь точных фактов или смело пускается в реконструкцию чувств и мыслей героя, он всегда вписывает жизнь героя в контекст эпохи, вовлекает в поле своих интересов и рассуждении своих собеседников, подчеркивая при этом общность своей и читательской судеб, судеб, связанных с Иркутском.

Литература

  1. Сибирское наследие — 2004. — № 5.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Шахерова О. Н. | Оригинальное название материала: С Иркутском связанные судьбы (историко-биографический сборник) | Источник(и): www.irklib.ru | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "Искусство"