«С-56», подводная лодка-мемориал, относится к средним дизельным подводным лодкам серии IX-бис, строившимся в 1936—48. Заложена 24 ноября 1936 на судостроительном заводе в Ленинграде, затем разобрана и отдельным секциями перевезена во Владивосток, где после сборки и достройки 25 декабря 1939 спущена на воду.
Подводные лодки типа С, «Средняя», «Сталинец» — общее наименование для советских подводных лодок серий IX, IX-бис и XVI, построенных в 1936—1948 годах на базе проекта, разработанного по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро IvS. Всего в строй вступила 41 субмарина, в том числе к началу войны было введено в строй 17(18) лодок, в ходе войны — 17, а ещё 7 лодок, бывших на плаву к 22 июня 1941 года, вступили в строй уже после окончания войны. 30 участвовавших в Великой Отечественной войне подводных лодок типа «С» по подтвержденным обеими воюющими сторонами данным потопили 19 судов общим водоизмещением 78 942 брт, 7 боевых кораблей, в том числе одну подводную лодку, повредили 6 транспортов (27 192 брт) и 6 боевых кораблей противника. Было потеряно 15 субмарин этого типа, в том числе все три лодки серии IX. За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоены гвардейские звания и шесть награждены орденом Красного Знамени, в том числе С-56 была удостоена обеих наград.
Водоизмещение: надводное — 866,1 т, подводное — 1107,8 т; мощность: дизелей 2*2000 л. с., электромоторов 2*550 л. с.; скорость максимальная: надводная 19,5 узла, подводная — 8,6 узла; дальность плавания: надводная — до 9500 миль, подводная — до 135 миль; глубина погружения: рабочая 80 м, предельная — 100 м; автономность плавания 30 суток; экипаж 50 человек. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (комплект 12 торпед); 100- и 45-мм орудия. Вступила в строй Тихоокеанского флота (ТОФ) 20 октября 1941. 6 октября 1942 «С-56» под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина из Владивостока и через Панамский канал прибыла в порт Полярный, преодолев 17 тыс. миль. 8 марта 1943 вошла в состав Северного флота. Всего в 1943—45 совершила 8 боевых походов, потопила 13 и повредила 2 вражеских корабля. За боевые заслуги 31 марта 1944 «С-56» награждена орденом Красного Знамени, 23 февраля 1945 удостоена звания гвардейской. Весь ее личный состав награжден орденами и медалями, а командиру присвоено звание Героя Советского Союза. В 1954 Северным морским путем вернулась на Тихоокеанский флот (ТОФ) и в 1960-х гг. была переоборудована в подвижную зарядовую станцию, а затем в учебно-тренировочную базу. В 1972 Военный совет ТОФ решил сохранить лодку как мемориальный корабль. Ее ввели в док, разрезали на 6 секций и по специальным железнодорожным путям доставили к месту вечной стоянки на Корабельной набережной Владивостока. Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1975.
5 октября 1942 года лодка С-56 под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина вместе с подлодками С-51, С-54 и С-55 убыла из Владивостока в свой новый порт Полярный, начав переход из Тихого океана через Панамский канал на Север. Лодка прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Длительность перехода составила 2220 часов, дальность — 16 700 морских миль (почти 31 тыс. км). 8 марта 1943 года вошла в состав Северного флота. За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов (по другим данным 7), произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной Войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.
После Второй мировой войны продолжила службу на Северном флоте. В 1953 году по Северному морскому пути перешла в надводном положении во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход.
«Яростный ветер ломал ледяные поля. Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы. Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку. Свободные от вахты вызваны наверх. Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны. В воздух взлетают белые фонтаны. Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки. От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые. Напряжение достигает наивысшего предела. Две ночи никто не спит. Не до сна. Каждую минуту может произойти непоправимое».
Командир С-56 на переходе капитан-лейтенант В. И. Харченко (27.01.1925 г.р.). За мужество проявленное при выполнении поставленной задачи, экипаж С-56 был поощрен. В. И. Харченко награжден орденом Красной Звезды, сейчас проживает в Харькове. 6 ноября 1953 года вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог.
С-56 вместе со сторожевым кораблём «Красный вымпел» (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко») входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота». Внутренние помещения ПЛ переоборудованы под музей. В кормовой части ПЛ расположена экспозиция посвященная подводным силам Тихоокеанского флота. В центральной и носовой части отсеки ПЛ сохранены, на стеллажах размещен торпедный боезапас. Действующий перископ. На С-56 проходит ежедневно церемония подъема и спуска военно-морского флага. На гюйсштоке ПЛ поднимается Гюйс ВМФ СССР, на флагштоке — Краснознамённый гвардейский Военно-Морской Флаг СССР. На палубной надстройке ПЛ изображена Красная звезда, российская символика на лодке отсутствует.
В годы войны именно этот подводный корабль под командованием капитан-лейтенанта Григория Щедрина (впоследствии вице-адмирала и Героя Советского Союза) совершил в составе отряда из шести подлодок (одна из них, Л-16, погибла) героический переход из Владивостока на Северный флот по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал (более 17 тыс. миль).
В составе Северного флота С-56 совершила восемь боевых походов, потопив шесть транспортов, два сторожевых корабля, танкер, миноносец и тральщик. В.И.Харченко стал знаменит потому, что в статусе командира легендарной «щедринской», как ее любовно называли на флоте, лодки с 10 июля по 5 октября 1954 года в составе отряда кораблей и подводных лодок в надводном положении совершил переход Северным морским путем из Полярного во Владивосток.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей